Особенности прохождения производственной практики в уголовном составе суда общей юрисдикции
В период прохождения производственной практики в уголовном составе суда общей юрисдикции, студент присутствует при рассмотрении судом уголовных дел, знакомится с материалами дел, находящихся в производстве судьи.
Знакомясь с полномочиями судьи в стадии назначения судебного заседания, студенту следует обратить внимание на порядок подготовки дела к судебному заседанию и проведения предварительного слушания. При этом студент изучает все подлежащие рассмотрению уголовные дела, подбирает нормативный материал, необходимый для судебного разбирательства этих дел и докладывает судье свои соображения о возможности назначения судебного заседания по уголовному делу.
При рассмотрении уголовных дел студент параллельно с секретарем ведет протокол судебного заседания, анализирует выступления прокурора, адвоката и других участников процесса, обращает внимание на тактику, используемую сторонами защиты и обвинения и ее результативность; знакомится с принятым по делу судебным актом; знакомится с порядком обращения к исполнению приговоров, вступивших в законную силу.
Также студент знакомится с практикой судебного рассмотрения жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ, особенностями производства по отдельным категориям дел и в особом порядке принятия судебного решения. По возможности студент изучает и практику производства в суде присяжных.
Студент знакомится с обобщением судебной практики по уголовным делам, со статистическими отчетами; изучает порядок направления дел в суд вышестоящей инстанции.
По возможности, студент присутствует при рассмотрении жалоб и представлений на приговоры и определения по уголовным делам судом вышестоящей инстанции, выделяет применительно к ней особенности уголовного судопроизводства.
По результатам прохождения практики в уголовном составе районного суда студент должен уметь самостоятельно устанавливать возможность применения нормы о малозначительности деяния, проверять правильность ее применения; правильно определять категорию преступления и разъяснить последствия, с этим связанные; должен уметь оценивать справедливость и обоснованность принятого решения, правильность уголовно-правовой оценки совершенного деяния, данной как на стадии предварительного расследования, так и на стадии судебного разбирательства.
Кроме того, студент должен уметь применять (проверять правильность применения) общие начала назначения наказания, правила назначения наказания при смягчающих обстоятельствах (ст. 62 УК РФ), за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии, при рецидиве преступлений, по совокупности преступлений и приговоров; правила назначения более мягкого наказания, нежели предусмотрено законом (ст. 64 УК РФ); правила исчисления сроков наказания и их зачета. По всем перечисленным выше вопросам студент должен уметь юридически грамотно и корректно обосновывать свою позицию.
При прохождении производственной практики, студент:
- анализирует поступившие в суд уголовные дела и докладывает судье свои соображения о полноте предварительного расследования и соблюдении при его производстве требований УК РФ и УПК РФ, параллельно с судьей решает вопрос о необходимости проведения предварительного слушания, назначения судебного заседания, готовит проекты соответствующих процессуальных документов;
- изучает материалы дел, назначенных судьей к разбирательству в судебном заседании, подбирает необходимый законодательный материал, обобщения судебной практики, относящиеся к этим делам, докладывает судье свое мнение относительно того, что необходимо сделать в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, каких лиц вызвать, готовит проекты необходимых процессуальных документов;
- делает собственные выводы о перспективах разрешения дела, о чем докладывает руководителю практики;
- составляет проекты судебного акта, которым оканчивается рассмотрение дела по существу (приговора суда) (по 2-3 делам);
- выявляет нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судьей и другими участниками процесса, работниками аппарата суда, старается установить их причины, что также отражается в отчете;
- обнаружив пробелы и недостатки действующего законодательства, студент формулирует предложения по внесению изменений в действующее законодательство, что обязательно отражается в отчете;
- принимает участие в обобщении судебной практики, в формировании судебной статистики;
- выполняет иные поручения судьи, направленные на получение новых знаний, формирование умений и навыков.