Роль налоговой политики в противодействии незаконным банковским операциям.
48. Перспективы совершенствования налоговой политики.
Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно это и тот рычаг, с помощью которого публичная власть оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько бюджетная и налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков. В 2010–2015 гг. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики оставались такими же, как и ранее — создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика впервые после долгого перерыва проводилась в условиях дефицита федерального бюджета. Налоговая политика, с одной стороны, была направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны — на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. Основными направлениями развития налоговой системы и совершенствования налоговой политики РФ в настоящее время являются: ‒ поддержка инвестиций и развития человеческого капитала; ‒ совершенствование механизмов налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях; ‒ совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса. Для дальнейшего совершенствования налоговой политики России, необходимо: ‒ наряду с фискальной усиливать регулирующую, стимулирующую и контролирующую функции налогообложения; ‒ осуществлять непрерывную работу по изменению налогового законодательства; ‒ обеспечивать наполнение доходной части бюджета, как за счет усиления налогового администрирования, так и за счет ослабления налогового бремени; ‒ производить максимальное налогообложение у источников выплат; ‒ упрощать налогообложение; сокращать все виды льгот; ‒ снижать размеры платежей во внебюджетные фонды; ‒ осуществлять увеличение налогообложения сферы потребления за счет повышения таможенных пошлин и акцизов;.
49. Проблемы реформирования косвенного налогообложения.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — относительно новый налог, впервые введенный во Франции в 1954 г. и затем быстро распространившийся в других развитых странах за счет вытеснения других налогов на потребление. Преимуществом НДС считается то, что он взимается с добавленной стоимости — разности между товарной продукцией и материальными затратами, кроме амортизации, т.е. с реального вклада каждой стадии производства и обращения в ВНП. Кроме сниженных ставок по НДС в странах ЕС используются два других вида льгот по этому налогу — освобождение и использование так называемой нулевой ставки При освобождении от НДС производитель продает продукцию без взимания его со своих потребителей и соответственно не уплачивает его в бюджет. Но в то же время он не получает права на возмещение НДС на материальные ценности, приобретенные для использования в производстве данной продукции. Иначе говоря, от НДС освобождается часть добавленной стоимости, которая относится к продаваемым товарам и услугам, но одновременно производитель оплачивает НДС на приобретенные и затраченные на производство продукции сырье и материалы. При использовании «нулевой ставки» производитель получает полное освобождение от НДС. Он не взимает НДС с продаваемой продукции и соответственно не платит его государству и одновременно получает право на возмещение НДС, уплаченного при закупке сырья и материалов, необходимых для производства. Особую группу косвенных налогов составляют акцизы. По своей природе они близки к налогам на потребление, особенно к налогу с продаж, однако имеются и некоторые различия НДС и налог с продаж нацелены, как правило, на обложение всего или преобладающей части конечного потребления при относительно умеренных ставках для различных товарных групп и с возможными заниженными ставками для социально значимых товаров. Акцизы также направлены на обложение конечного потребления, но не всего, а лишь его определенных частей. При этом они выполняют не только усиленно-фискальную, но и иную функцию. Например, базовыми товарами, которые обязательно облагаются акцизами во всех развитых странах, являются алкогольная и табачная продукция в пределах государственной монополии на ее производство и распределение. Подобное обложение обосновывается не только необходимостью получения высоких налоговых поступлений от потребителей подобной продукции, что и определяет высокие акцизные ставки, но и стремлением несколько ограничить с помощью повышенных цен потребление этой вредной для здоровья продукции. Акцизы также используются для обложения некоторых других товаров, причем, как правило, с чисто фискальными целями.. В современный период в большинстве развитых стран велика роль косвенных налогов на потребление, прежде всего НДС—от 15 до 50% всех налоговых поступлений. Еще от 7 до 12% всех налоговых поступлений развитых стран составляют акцизы.
50. Перспективы реформирования амортизационной политики.
Совершенствование системы начисления амортизации осуществляется посредством принятия управленческих решений с помощью обобщающей методики на основе выбора из всей совокупности оптимальных методов. Таким образом, амортизационные отчисления на каждом предприятии включаются в себестоимость продукции, а сумма выручки от реализации продукции является источником финансирования инвестиций предприятия. В целом от амортизационной политики, которая проводится в стране, во многом, зависит социально-экономический прогресс общества. В научных источниках предлагаются различные подходы к разработке амортизационной политики предприятий как значимого элемента в финансовой политике предприятия, с целью увеличение финансирования инвестиций в основной капитал за счет своих собственных денежных средств. Можно выделить следующие пути формирования амортизационной политики предприятий: 1. Амортизационная политика и отбор источников финансирования. Амортизационная политика должна заключатся в теснейшей взаимосвязанности с финансовой политикой, а если быть точнее с политикой формирования капитала в вопросе отбора источника финансирования. На сегодняшний день на предприятиях используется в большинстве случаев смешанное финансирование, то есть за счет собственного капитала и заемных ресурсов. 2. Амортизационная политика и планирование инвестиций. В процессе разработки амортизационной политики основным условием должно быть включение процессов, связанных с планированием и управлением амортизационными отчислениями, их превращения в источник инвестирования в основной капитал, а значит, в амортизационные ресурсы для увеличения денежных потоков предприятия. 3. Амортизационная политика и политика формирования и распределения прибыли. Формирование амортизационной политики должно осуществляться в очень тесной взаимосвязи с политикой формирования прибыли и ее распределения. Связь амортизационной политики и политики формирования прибыли обусловлена обозначением приемлемых показателей прибыли и рентабельности предприятия. Общепризнанным фактом является тот факт, что амортизационные отчисления, которые включаются в себестоимость производимой продукции, оказывают непосредственно прямое воздействие на показатели прибыльности предприятия. Таким образом, связь амортизационной политики с политикой распределения прибыли базируется на выборе возможных путей понижения налоговой нагрузки на предприятии. А значит, снижение величины прибыли предполагает снижение уровня налога на прибыль. Ускоренное списание основного средства в свою очередь предусматривает понижение налога на имущество организации.
51. Проблемы и перспективы налогообложения природных ресурсов.
Рациональное использование и сохранение природно-ресурсного потенциала страны и отдельных территорий требует выработки целостной и взаимоувязанной инвестиционной и экологической политики, соответствующей принципам устойчивого развития. Рассмотрение инвестиционных проектов с целью предоставления государственных гарантий, осуществляется в настоящее время без необходимой экономической оценки экологических последствий их реализации. Это деформирует цели устойчивого развития, декларируемые на официальном уровне, и может иметь неблагоприятные последствия в виде уменьшения основного капитала (прежде всего природного). В настоящее время в Российской Федерации, как и во многих других странах, в сфере охраны окружающей среды действует принцип “загрязнитель платит”, который сводится к взиманию платежей за загрязнение окружающей среды. Кроме того, за пользование природными ресурсами взимается ряд рентных платежей налогового характера. В итоге, во внебюджетных фондах и в бюджетах всех уровней аккумулируются определенные финансовые ресурсы целевого назначения. Практически во всех случаях оценка эффективности инвестиционных проектов осуществляется по-прежнему по известным стандартным схемам, когда количественной денежной оценке подлежат только показатели проектов, отражающие его финансово-экономическую (коммерческую, бюджетную) эффективность. В теоретическом плане соответствие экономической и экологической политики может быть достигнуто при оценке потенциальной стоимости (ценности) всех ресурсов окружающей среды, включая такие их категории, как текущая стоимость текущих видов использования этих ресурсов, текущая стоимость будущих видов использования, стоимость (ценность) существования. Разработка и обоснование методологии оценки интегральной эколого-экономической эффективности инвестиционных проектов на основе сопоставимых денежных оценок позволит не только обеспечить более эффективное управление инвестиционными ресурсами, но и будет способствовать решению ряда проблем общего характера. Крайне важна оценка эффективности инвестиций, направляемых на решение задач рационального использования и сохранения природно-ресурсного потенциала территорий. Данная проблема является центральной с точки зрения выработки эффективной государственной инвестиционной и природоохранной политики.
52.Реформирование региональных и местных налогов.
Налоговая практика в РФ показала, что со своей ролью система местного налогообложения не справляется. Поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны. Это свидетельствует о серьезном ослаблении налоговой базы, высокой доле централизации доходов, формируемых на местах. Для оздоровления местных бюджетов большое значение имеет изучение исторического опыта функционирования налогов. Институт местных налогов, как и налогов вообще, имеет длительную историю развития. Налоги появились вместе с государством и использовались им в качестве основного источника для финансового обеспечения его функций и задач. Функции и задачи государства со временем принимали новые черты, но главное предназначение налогов – источник бюджетных средств государства и муниципальных образований – осталось. В России с начала XIX в. с ростом количества городов возникла потребность в особом способе налогового обеспечения их функционирования. Уже в 1823 г. был введен налог с недвижимого имущества в размере 0,5%. По мере развития городского хозяйства стали возникать новые доходы за счет введения налогов с торговых и ремесленных заведений, акцизных сборов с частных бань, трактиров и т.д. В 1859 г. ведение местных дел было передано земствам, которые для покрытия расходов получили право взимать специальный налог, или земский сбор, а также иные налоги. Земства столкнулись с полным отсутствием сведений о стоимости и доходности имущества, что привело к созданию специальной статистической службы, которая занялась оценкой и описанием имущества. Основную часть поступлений земства получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, фабрики, доходные дома. Именно в рамках деятельности земств впервые были составлены достаточно полные документы, которые описывали недвижимое имущество как объект налогообложения. В Российской империи местные налоги имели те же основные черты, что и в большинстве других государств. Основным объектом обложения было недвижимое имущество.
В 1921 г. обособление местного бюджета от государственного было вызвано потребностью его разгрузить. Расширялся круг расходов, переносимых на местный бюджет. Главной целью после восстановительного периода были развитие местного хозяйства. Для усиления доходной базы местных бюджетов был значительно увеличен размер отчислений от общегосударственных доходов и надбавок к ним. С 1930 г. начался период лишения местных Советов финансовой самостоятельности. В 1930-е гг. сложилась структура налогов местных бюджетов, при этом 1/3 составляли закрепленные налоги, 2/3 - регулирующие. Дальнейшее развитие бюджетное законодательство в области местного налогообложения получило в конце 50-х - в начале 60-х гг., когда были четко регламентированы бюджетные права Союза и республик. Было отмечено главное назначение местных налогов, заключающееся в обеспечении необходимыми денежными средствами финансирования хозяйственного и культурного строительства. В 2001 году из ранее установленных налогов были сохранены три – земельный налог, налог на имущество физических лиц и налог на рекламу. По ныне действующему Налоговому Кодексу к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Согласно Налоговому Кодексу РФ, принятому в 2001, к региональным налогам относился: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы. К местным налогам относились: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование и дарение; местные лицензионные сборы. При введение в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъект РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога. Но со дня принятия нового Налогового кодекса РФ произошли кардинальные изменения. С 1 января 2002 года был отменен дорожный налог и с 1 января 2004 года - налог с продаж. С 1 января 2005 года были отменены налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.