Мониторинг земель: понятие и виды.
Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Порядок осуществления мониторинга устанавливается Правительством РФ. Составные части мониторинга земель: мониторинг плодородия земель с/х назначения, мониторинг мелиорированных земель.
Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ — Положение о мониторинге земель в РФ утверждено постановлением Правительства РФ 15.07.1992 № 491.
Мониторинг земель — составная часть мониторинга за состоянием окружающей природной среды.
Объект мониторинга земель — все земли в стране, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.
Задачи государственного мониторинга земель (Статья 67 ЗК РФ):
· своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
· информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
· обеспечение граждан информацией о состоянии земель.
В зависимости от территориального охвата государственный мониторинг может быть федеральным (охватывает всю территорию РФ), региональным(территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами) и локальным (местный) (ведется на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей).
Мониторинг включает в себя:
· сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;
· непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
· анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
1.Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) - государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории).
2. Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии-- государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
3. Министерство сельского хозяйства- осуществляет государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения.
Мониторинг осуществляется ФАКОН(РОСНЕДВИЖИМОСТЬ)ФЕД. АГЕНТСВО КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами МСУ.
Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых ФАКОН по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполн. власти.
Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:
· дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов, самолетов);
· сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарны и иных участков, межевых знаков;
· наземных съемок, наблюдений и обследований;
· соответствующих фондов данных.
Съемки, наблюдения и обследования в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:
· базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);
· периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в три года и более);
· оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).
Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Они используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ, ежегодно представляемого Федеральной службой земельного кадастра в Правительство РФ. Эти данные используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.
Государственный мониторинг в зависимости от целей наблюдения и территориального охвата может быть: 1.федеральным, охватывающим всю территорию РФ;
2.региональным, охватывающим территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами;
3.локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков.