Исковая давность, понятие, сроки. Приостановление и перерыв течения срока исковой давности.

Исковой давностью признается срок для принудительной защиты нарушенного права путем предъявления иска в суд (ст.195). Назначение ИД – предоставить потерпевшему строго определенный, но вполне достаточный срок для защиты его права. По истечении ИД потерпевший лишается возможности принудительной (судебной) защиты своего права, но само нарушенное право сохраняется. Этим сроки ИД отличаются от пресекательных сроков, истечение которых влечет утраты прав. ГЗ установлены требования, на которые не распространяется ИД: требования о защите личных НИ прав и других НМ благ, кроме случаев, предусмотренных законом; требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина (требования, предъявленные по истечении 3 лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска); требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст.304); другие требования в случаях, установленных законом.

Общий срок ИД, распространяющийся на большинство требований субъектов ГП, установлен в 3 года (ст.196). Для отдельных требований ГЗ может установить специальные сроки ИД – как сокращенные, так более длительные, чем ОСИД (ст.197): иск о признании НД оспоримой сделки можно предъявить в течении 1 года, а требование о применении последствий НД для ничтожной сделки – 10 лет (ст.181); специальные сроки ИД предусмотрены транспортным законодательством (ст.797).

Применение ИД: Предъявление иска в суд возможно и после истечения срока ИД (ст.199). Суд не вправе отказать в рассмотрении такого требования, так как именно в результате разбирательства можно установить истекли ли давностные сроки и не имелись ли обстоятельства, влекущие их перерыв, приостановление или восстановление. Т.о., право на иск в процессуальном порядке реализуется заявителем независимо от истечения сроков ИД, но право на иск в материальном смысле (получение принудительной защиты) возможно только в пределах давностного срока. ИД применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до момента вынесения решения, т.е. действует, как возражение против иска, которое ответчик может выдвигать или нет. Если ответчик не ссылается на истечение ИД, суд не вправе учитывать это обстоятельство при вынесении решения.

Момент начала течения СИД определяется днем, когда потерпевший узнал или должен был узнать о нарушении своего права, именно с этого момента появляется право на иск как в материальном, так и процессуальном смысле. В зарубежных правопорядках, где предусмотрены более длительные СИД, начальным моментом является день, когда было совершено правонарушение, что легче определить, чем субъективное осознание нарушения прав. В ряде случаев ГЗ непосредственно определяет момент начала ИД – по обязательствам с точно определенным сроком исполнения обязательств; в транспортных обязательствах.

При возникновении обстоятельств, которые ГЗ признает уважительной причиной препятствующей предъявлению иска, течение ИД приостанавливается, при условии, что данные обстоятельства возникли или существовали в последние 6 месяцев давностного срока.

Приостановление СИД возможно лишь, когда: а) предъявлению иска препятствовало действие непреодолимой силы; б) истец или ответчик находились в ВС, переведенных на военное положение; в) Правительство РФ на основании ФЗ была введена отсрочка обязательств (мораторий); г) действие закона или иного НПА, регулирующего соответствующие отношения, было приостановлено. После прекращения названных обстоятельств, течение ИД продолжается на оставшийся период, а практически удлиняется до 6 месяцев, в интересах потерпевшего. Особым случаем приостановления ИД ГЗ называет оставление предъявленного иска в суде без рассмотрения, возможного по причинам, предусмотренным ГПК.

Определенные действия сторон, предпринятые ими в период СИД, прерывают его, а после перерыва ИД давностный срок начинает течь заново. ИД прерывается 2 обстоятельствами: а) предъявлением иска в установленном порядке (принятие судом иска к рассмотрению); б) совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании им своего долга (частичная уплата, просьба об отсрочке и т.п.).

В исключительных случаях ГЗ допускает восстановление СИД по решению суда, когда суд признает уважительной причину пропуска СИД по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.). Причины пропуска СИД могут признаваться уважительными, если они имели место в последние 6 месяцев срока давности (ст.205).

Право собственности. Содержание правомочий собственника.

Право собственности м.б. рассмотрено в объективном и в субъективном смысле. В первом случае речь идет о юридическом институте - совокупности правовых норм, значительная часть которых, имея гражданско-правовую природу, входит в подотрасль вещного права.

Право собственности в объективном смысле представляет собой не гражданско-правовой, а комплексный (многоотраслевой) институт права, в котором, однако, преобладающее место занимают гражданско-правовые нормы. Эти последние в совокупности охватываются понятием права собственности как гражданско-правового института, входящего в общую, единую систему гражданско-правовых норм.

Право собственности в субъективном смысле, как и всякое субъективное право, есть возможность определенного поведения, дозволенного законом управомоченному лицу. С этой точки зрения оно представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему обладателю - собственнику, и только ему - определять характер и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное хозяйственное господство.

Содержание правомочий собственника

В п. 1 ст. 209 ГК правомочия собственника раскрываются с помощью традиционной для русского ГП "триады" правомочий: владения, пользования и распоряжения.

Владение - основанная на законе (т.е. юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.).

Пользование - представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, ибо в большинстве случаев можно пользоваться имуществом, только фактически владея им.

Распоряжение - означает аналогичную возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т.д.).

У собственника одновременно концентрируются все три указанных правомочия. Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и не собственнику, а иному законному владельцу имущества, например арендатору. Ведь последний не только владеет и пользуется имуществом собственника-арендодателя по договору с ним, но и вправе с его согласия сдать имущество в поднаем (субаренду) другому лицу или, например, внести в имущество значительные улучшения, существенно изменив его первоначальное состояние, т.е. в известных рамках распорядиться им. Следовательно, сама по себе "триада" правомочий еще недостаточна для характеристики прав собственника.

Наконец, даже признание за собственником "триады правомочий" не всегда свидетельствует о широте содержания предоставленных ему возможностей. Так, в соответствии с российским законодательством частный собственник не вправе использовать предоставленный ему земельный участок не по целевому назначению или отчуждать его лицам, которые не смогут обеспечить продолжение такого использования (например, для сельскохозяйственного производства). При несоблюдении экологических требований и нерациональном землепользовании он рискует вообще лишиться своего участка земли. Строго целевое назначение имеют также жилые помещения - жилые дома, квартиры и т.д. Поскольку жилые помещения предназначены лишь для проживания граждан, их использование в иных целях, в частности, для размещения различных контор (офисов), складов, производств и т.д., хотя бы и по воле или с согласия их собственника, допускается только после перевода этих помещений в нежилые в установленном законом порядке (п. 2 и 3 ст. 288 ГК). Ведь использование названных недвижимостей всегда так или иначе не только затрагивает интересы соседей или других окружающих собственника лиц, но и имеет большое социальное значение в условиях их сохраняющегося дефицита. Поэтому установление целевого назначения для соответствующих объектов и связанное с этим ограничение возможностей их собственников служит обеспечению важного публичного интереса. При этом собственник вовсе не лишается своих правомочий. Речь идет об установлении законом определенных границ содержания самого права собственности, которое в любом случае не м.б. беспредельным.

Возможны и ограничения (пределы) осуществления права собственности, предусмотренные законом или договором. Так, права приобретателя (собственника) недвижимого имущества (плательщика ренты) по договору пожизненного содержания с иждивенцем (ст. 601 ГК) исключают для него возможность отчуждать или иным образом распоряжаться приобретенным в собственность имуществом без согласия своего контрагента (получателя ренты). Это служит одной из гарантий интересов последнего на случай прекращения обязательства из-за серьезного нарушения своих обязанностей плательщиком ренты (ст. 604, 605 ГК). В такой же ситуации находится и залогодатель, остающийся собственником отданной в залог вещи, но по общему правилу лишенный возможности распоряжаться ею без согласия залогодержателя (п. 2 ст. 346 ГК).

Формы и виды собственности.

Экономические отношения присвоения выступают в различных формах в зависимости от того, кто является их субъектом: отдельный человек, группа лиц или организованный ими коллектив, государство или общество (народ) в целом. Соответственно этому обычно различают индивидуальное, групповое или коллективное и общественное, а также смешанное присвоение. Эти экономические формы присвоения и принято называть формами собственности.

Следовательно, формы собственности представляют собой экономические, а не юридические категории.

Чем больше форм собственности существует в обществе, тем более разнообразными становятся различия в формах собственности, что не может не вести к закреплению практического и юридического неравенства между ними, иначе теряется смысл использования в законе самого понятия "форма собственности". Поэтому идеальным было бы иметь в обществе одну форму собственности, что, однако, на практике недостижимо. В каждом цивилизованном обществе, как минимум, предполагается существование двух видов имущества и соответственно двух форм собственности.

Один вид имущества должен служить общим интересам всего общества и быть доступен для каждого его члена. К такому имуществу могут относиться, например, улицы, площади, парки, скверы в населенных пунктах, реки, морское побережье и т.п. Такое имущество находится в собственности общества, как правило, представляемого государством.

В собственность общества (государства) обычно передается имущество, представляющее особую ценность для государства в связи с его особым назначением или экономическим значением для общества в целом, например, вооружение и иные объекты, предназначенные для обороны страны, имущество производственного и ресурсного характера (природные ресурсы, ключевые промышленные объекты).

Второй вид составляет имущество, находящееся в частной собственности граждан и ЮЛ. Это - имущество, относящееся к средствам производства и предметам потребления, оно составляет наиболее значимую часть имущества в общем балансе имущественного потенциала промышленно развитых стран мира. Эффективность использования данного вида имущества базируется на началах получения частными собственниками максимально возможных прибылей.

Существование в России трех форм собственности объясняется государственным устройством современной России. Местное самоуправление не входит в систему государственных органов. Соответственно и муниципальная собственность не отождествляется с государственной, хотя по правовому режиму и способам его осуществления по существу почти ничем не отличается от государственной собственности. Главное ее отличие от государственной собственности состоит в том, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, принадлежит городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, т.е. децентрализованным образованиям, в которых решение вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью, осуществляется населением данных образований.

Иных форм собственности, за исключением иностранной собственности (в весьма ограниченных размерах), предусмотренных в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и в п. 1 ст. 212 ГК, в настоящее время в России не существует.

При имеющихся различиях в правовом режиме отдельных форм собственности и способах их осуществления Конституция РФ гарантирует равенство в защите всех форм собственности (ст. 8), а ГК - равенство в правомочиях, принадлежащих собственнику, независимо от того, какую форму собственности он представляет имеющимся у него имуществом.

Принцип равенства всех форм собственности, под которым понимается равенство возможностей, предоставляемых различным субъектам присвоения.

Следует, однако, подчеркнуть, что этот принцип тоже носит экономический, а не юридический характер. Обеспечить равенство всех форм собственности в юридическом смысле просто невозможно. Так, в государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота; государство может приобретать имущество в собственность такими способами (налоги, сборы, пошлины, реквизиция, конфискация, национализация), которых лишены граждане и ЮЛ.

Юридически существует одно право собственности с единым, одинаковым для всех собственников набором правомочий (т.е. содержанием), у которого могут быть лишь различные субъекты. В силу этого исчезает необходимость в выделении разновидностей права собственности - например, отдельного права частной собственности, противопоставляемого праву публичной собственности.

Провозглашение в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ частной, публичной (государственной и муниципальной) и иных форм собственности имеет в виду именно экономические, а не юридические категории. При этом частная форма собственности (присвоения) и в конституционном понимании является общим, собирательным понятием для присвоения (собственности) любых частных (негосударственных, непубличных) лиц, в этом смысле противостоящим публичному или общественному присвоению (государственной и муниципальной (публичной) собственности).

Понимание же частной собственности как принадлежности имущества только одному - физическому лицу, и притом не всякого имущества, а прежде всего средств производства, да еще и лишь таких, которые он не в состоянии использовать сам, не прибегая к найму рабочей силы (заведомо отождествляемому с эксплуатацией трудящихся), основано на идеологических (политэкономических) догмах и не имеет сейчас ни юридического, ни практического смысла.

Никаких "иных форм собственности", кроме частной и публичной, в действительности не существует. Встречающиеся иногда попытки выделения на этой основе каких-то особых форм коллективной, общинной или смешанной собственности и соответствующих им особых "прав собственности" не могут иметь ни юридического (гражданско-правового), ни просто логического смысла, ибо субъектами соответствующих имущественных отношений на самом деле всегда являются либо отдельные граждане, либо созданные ими организации-собственники (ЮЛ), что вполне укладывается в рамки обычного понимания частной собственности

Наши рекомендации