Исковая давность, приостановление, перерыв, восстановление исковой давности

Исковая давность – срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено и который может требовать защиты своих нарушенных прав и интересов.

Исковая давность – срок принудительной защиты нарушенного права, тесно связанный с правом на иск.

Право на иск – обеспечиваемая законом возможность заинтересованного лица обратиться в суд с требованием о рассмотрении и разрешении материально-правового спора в целях нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от того, истек срок исковой давности или нет.

Сроки и порядок исчисления исковой давности не могут быть изменены соглашением сторон. Течение сроков исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало (или должно было узнать) о нарушении своего права. Исключение составляют обязательства с определенным сроком исполнения – течение исковой давности здесь начинается по окончании срока исполнения. Если срок исполнения обязательства не определен или определен моментом востребования, то течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.

Виды сроков исковой давности:

1) общая исковая давность устанавливается в три года и подлежит распространению практически на все отношения, для которых не предусмотрены специальные сроки;

2) специальная исковая давность, прямо указанная в законе (для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком).

Приостановление сроков исковой давности возможно в случае наличия обстоятельств, мешающих защите нарушенного права:

1) предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство;

2) истец или ответчик находятся в составе вооруженных сил, которые переведены на военное положение;

3) на основании закона Правительством Российской Федерации установлен мораторий исполнения обязательств;

4) приостановлено действие закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение.

Приостановление срока будет иметь место, если перечисленные обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев – в течение срока давности.

Перерыв срока означает, что время действия исковой давности начинает течь по-новому с момента наступления требуемого события. Перерыв имеет место, если в установленном порядке предъявлен иск, а также если обязанное лицо совершило действия, свидетельствующие о признании им долга. После перерыва течение срока начинается заново.

Восстановление срока осуществляется, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (например, тяжелая болезнь истца, его неграмотность и т. п.), нарушенное право гражданина подлежит защите.

47. "Предмет и метод административного права"

Административное право, наряду с конституционным и гражданским правом, является ведущей отраслью в системе российского права, относится к публичному праву и играет в правовой системе системообразующую роль:

Во-первых, оно представляет и выражает один из двух главных методов правового регулирования – императивный, повелительный. Другой базовый метод – диспозитивный – олицетворяется нормами гражданского права. Своеобразное объединение в треугольник «конституционное право - административное право – гражданское право», формирующий фундамент всей системы российского права, показывает административное право как фундаментальную базовую отрасль права.

Во-вторых, административное право служит своего рода «материнской отраслью» для отраслей публичного права. Положения административного права о компетенции органов исполнительной власти находят свое отражение и воплощение в финансовом, налоговом и других отраслей права. Императивный подход административного права наиболее эффективно применяется, например, в экологическом праве как наиболее эффективный способ борьбы в настоящее время с правонарушениями в этой области общественных отношений.

В административном праве публичные интересы закрепляются, обеспечиваются и реализуются с помощью различных правовых средств:

a) нормативное фиксирование публичного интереса и его признаков;

b) закрепление видов публичных интересов;

c) признание приоритета публичных интересов;

d) установление порядка и гарантий обеспечения публичных интересов;

e) определение способов защиты публичных интересов и мер административной ответственности за их нарушение.

Административное право регулирует вопросы, связанные с порядком формирования органов исполнительной власти, определения их структуры и компетенции, формы и методы их деятельности и др. Административное право выступает как средство реализации государственной воли в отношениях «исполнительная власть – частное лицо» и как средство защиты частных лиц от возможного произвола государственной администрации. Задачей административного права является обеспечение баланса интересов в отношениях «государство – частное лицо», включая те, которые принимают конфликтную форму.

Самостоятельность административного права обусловлена целями, системным характером содержания и построения, собственным предметом и специфическим методом регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, а также собственной нормативной базы.

Предметом административного права, как и любой другой отрасли права, являются общественные отношения. Специфика предмета заключается в том, что регулируются только общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления, наиболее важные и нуждающиеся в правовом регулировании.

В предмет административного права входят также отношения, возникающие в связи с осуществлением органами исполнительной власти функции контроля, который можно разделить на внутренний и внешний.

Внутренний контроль (административный) – он осуществляется внутри системы исполнительной власти её органами.

Внешний контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется со стороны двух других ветвей – судебной и законодательной.

Важнейшей составной частью предмета административного права является совокупность отношений органов исполнительной власти с физическими лицами.

Если категория «предмет права» определяет сферу правового регулирования, то понятие «метод права» устанавливает и раскрывает средства этого регулирования, обозначает совокупность приемов и способов воздействия на поведение участников отношений.

В теории права различают два противоположных метода правового регулирования:

Авторитарный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только разрешенные действия, следуя правилу «запрещено все, кроме прямо дозволенного».

Метод автономии предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. Стороны выступают как равные субъекты и добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, в соответствии с принципом «дозволено всё, кроме прямо запрещенного» или «разрешено все, что не запрещено законом».

Административное право как любая отрасль права использует в качестве средства правового регулирования три юридические возможности:

- предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нормами;

- запрет (фактически также предписание, но иного характера) - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нормами;

- дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовыми нормами, те или иные действия, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению.

Административно-правовое регулирование - форма юридического опосредования отношений, которые предполагают подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Административно-правовое регулирование рассчитано, прежде всего, на такие общественные отношения, в которых исключается равенство участников.

Выделяют следующие особенности административно-правового регулирования:

- использование таких правовых средств распорядительного типа, как предписания, находящих выражение в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне, которая обязана им подчиняться;

- односторонность юридически властного волеизъявления одного из участников отношений;

- специфическая взаимосвязь между управляющими.

Содержание и цели методов административно-правового регулирования управленческими общественными отношениями может быть сведена к следующему:

а) установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренными данной административно-правовой нормой;

б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия;

в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой - «жесткий» вариант дозволения;

г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях - «мягкий» вариант дозволения.

Среди методов используемых административным правом можно выделить следующие:

a) императивный метод (метод властных предписаний) предполагает:

строгое, неукоснительное соблюдение предписаний административно-правовых норм; построение отношений на основе безусловного подчинения управляемого объекта воле управляющего субъекта.

b) диспозитивный метод (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам воздействия возможность урегулирования отношений в рамках (пределах) закона;

c) поощрительный метод - стимулируется вариант поведения выгодный для общества путем предоставления каких-либо льгот;

d) рекомендательный метод - предлагается наиболее целесообразный вариант поведения с позиций действующего законодательства;

e) согласование (координация) – используется, как правило, между субъектами не находящимися в прямом подчинении между собой.

Наши рекомендации