Место прокуратуры в системе государственных органов ДНР
В соответствии с Конституцией (ст. 3) высшей ценностью в государстве являются человек, его права и свободы, признание и защита которых возлагаются как на само государство, так и на всего его органы, учреждения и организации.
Права и свободы определяют смысл и содержание законов, а также их применение на территории Республики. При этом государство берет на себя обязанность контролировать выполнение таких законов. Для этого создается система гарантий, обеспечивающих точное и единообразное их исполнение.
Одной из таких гарантий является учреждение в системе государственного механизма специального органа - прокуратуры, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением и защитой прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
На современном этапе, прокуратура Донецкой Народной Республики – единая государственная централизованная система органов, осуществляющих от имени Донецкой Народной Республики надзор за соблюдением Конституции Донецкой Народной Республики, исполнением законов и нормативных правовых актов Главы Донецкой Народной Республики, действующих на территории Донецкой Народной Республики.
Вопрос о месте прокуратуры в системе государственных органов ДНР является дискуссионным. В Конституции, положения, касающиеся прокуратуры ( ст.81) включены в главу 7 « Судебная власть и прокуратура ДНР».На этом основании различные ученые полагают, что она относится к органам судебной власти. Однако данная позиция противоречит Конституции, в соответствии с которой судебную власть в ДНР осуществляют только суды.
Не принадлежит прокуратура и к законодательной власти, поскольку она законом не наделена законотворческими функциями.
Нельзя согласиться еще с одним утверждением, согласно которому прокуратуру следует отнести к исполнительной власти. Во-первых, прокуратура не входит в Правительство ДНР ни в качестве самостоятельного структурного подразделения, ни в качестве структурного элемента того или иного министерства, ведомства, службы. И во-вторых, если признать, что прокуратура относится к исполнительной власти, надо признать и то, что последняя осуществляет надзор за деятельностью двух других ветвей государственной власти - за органами законодательной и судебной власти. Однако согласно Конституции три ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - являются самостоятельными и не могут осуществлять надзор за деятельностью друг друга (ст. 16).
Таким образом, прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Она является самостоятельным, независимым государственным органом, выполняющим в механизме государства особую, свойственную только ей функцию надзора за точным и единообразным исполнением законов в Республике.
Система органов прокуратуры ДНР:
· Генеральная прокуратура ДНР;
· Главная военная прокуратура ДНР (на правах структурного подразделения Генеральной прокуратуры ДНР);
· Прокуратуры городов, районов и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;
·Научные и образовательные организации.
Функции прокуратуры. Предназначение, содержание и пределы деятельности прокуратуры раскрываются путем анализа характера и содержания ее деятельности, т.е. функций. Спою деятельность прокуратура реализует не через одну, а через несколько функций. Ибо прокуратура но своему положению в системе государственных правоохранительных органов относится к полифункциональным (греч. poli - много) органам.
Главной, но не единственной, функцией органов прокуратуры, безусловно, является деятельность, связанная с осуществлением надзора за исполнением законов (надзорная функция). Этот вывод вытекает из анализа положений, содержащихся в ряде статей Закона о прокуратуре.
· Надзор за исполнением законовкасается деятельности органов власти, предприятий и учреждений. Прокуратура следит, чтобы нормативные акты, изданные в пределах их компетенции, а также их деятельность, соответствовали Конституции и законам ДНР. В случае обнаружения нарушений, прокурор имеет специальные инструменты реагирования, такие как: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, на которые нарушитель норм обязан реагировать вустановленный законом срок и устранять недостатки. При наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор имеет право направить предостережение о недопустимости нарушения закона с целью пресечения противоправной деятельности.
· Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданинаосуществляется с целью обеспечения и контроля за деятельностью органов власти и всех должностных лиц, а также руководителями коммерческим и некоммерческих организаций. Форма реакции на нарушения: протест и представление прокурора.
· Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Указанная сфера полномочий прокурора регламентируется уголовно-процессуальным законодательством. В частности, с целью обеспечения соблюдения законности прокурор вправе требовать материалы уголовных дел, отменять незаконные постановления следователя, давать письменные указания, обязательные для исполнения.
· Расследование преступлений органами прокуратурыосуществляют следователи прокуратуры. В уголовно-процессуальном законе существует перечень преступлений, подследственных следователям прокуратуры. Например, преступления против государственной власти (должностные преступления).
· Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражувыражается в контроле за законностью нахождения лиц в специализированных местах, предназначенных для отбывания наказания, за порядком и условиями содержания таких лиц.
· Участие прокурора в рассмотрении дел судами.Прокурор выступает в качестве государственного обвинителя, осуществляя уголовное преследование в суде. Так же прокурор может участвовать в любом судебном процессе, если это предусмотрено законом. Участие прокурора в разбирательстве гражданского дела обязательно в случаях, когда это предусмотрено законом (например, в защиту интересов несовершеннолетних) или когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом.