Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации.

Предмет и система курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации».

Следует различать прокурорский надзор как отрасль юридической науки и как учебную дисциплину.

Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» базируется на основах юридической науки, связанных с изучением организации и деятельности прокуратуры. Предметом данного курса являются:

· теоретические положения о месте и роли прокуратуры в системе реализации государством своих функций; цели и задачи деятельности органов прокуратуры, а также принципы ее организации и функционирования; историческое развитие учреждений прокуратуры в России;

· правовое регулирование организации и деятельности органов прокуратуры; правовой статус прокурора и его полномочия по выявлению и устранению нарушений законности, а также правовые средства и методы прокурорского реагирования для принятия соответствующих мер;

· тактика и методика организации работы органов прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции и исполнением законов в различных отраслях.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки представляет собой систему теоретических основ, изучающих:

· закономерности развития общественных отношений, складывающихся в сфере прокурорского надзора за соблюдением законности;

· средства и формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения положений Конституции и федерального законодательства;

· содержание правовых институтов, связанных с деятельностью органов прокуратуры;

· практику применения законодательства о деятельности прокуратуры.

Из лекции Ефановой: прок. надзор как учебная дисциплина – изучение отдельных направлений надзорной деятельности и участие прокуроров в осуществлении судебной деятельности.

Функция уголовного преследования: понятие и значение.

Статья Ефановой В.А. «О ПРОКУРОРСКОМ УГОЛОВНОМ ПРЕСЛЕДОВАНИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ»

ФЗ «О прокуратуре РФ» в ст.1 закрепил функцию уголовного преследования в качестве одного из основных направлений ее деятельности. Само определение содержится в УПК.

Согласно п. 55 ст. 5 УПК РФ, «под уголовным преследованием следует понимать процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления». Однако в дальнейшем тексте этого закона данное понятие наполняется разным содержанием. Так, например, ч. 2 ст. 21 УПК РФ, закрепляя обязанность по осуществлению уголовного преследования, требует от органов уголовного преследования принимать меры не только к изобличению лица, совершившего преступление, но и к установлению события преступления. А в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор, лишенный права сам возбуждать уголовные дела, может направлять материалы следователям и дознавателям для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства и т.д.

Именно такое различие в использовании законодателем понятия «уголовное преследование» позволило О. Я. Баеву сделать вывод о существовании двух видов уголовного преследования: «опосредованное и непосредственное». О непосредственном уголовном преследовании следует говорить, когда оно осуществляется в отношении конкретного лица, а об опосредованном – когда органы предварительного расследования приступают к производству следственных действий, направленных на выявление лица виновного в совершении преступления.

По субъектам осуществления следует различать следственное и прокурорское уголовное преследование.

Прокурорское уголовное преследование следует рассматривать в качестве составной части функции уголовного преследования (обвинения), состоящей в возбуждении прокурором государственного обвинения и поддержании его в суде.

Выводы по её статье.

Исследование вопросов, посвященных функциям прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса, позволило прийти к следующим выводам: во-первых, в этих стадиях уголовного процесса прокурор осуществляет две взаимосвязанные между собой функции – прокурорский надзор и уголовное преследование; во-вторых, изначально прокурор осуществляет функцию надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия и лишь на заключительном этапе расследования – при утверждении обвинительного заключения (акта) функция надзора порождает для прокурора функцию уголовного преследования, которая реализуется им в судебных стадиях в форме поддержания государственного обвинения; в-третьих, в целях обеспечения согласованности этих функций необходимо расширить полномочия прокурора, предоставив ему дополнительно следующие права: возбуждать уголовные дела в пределах надзорной компетенции; истребовать для ознакомления материалы уголовных дел и давать обязательные для следователя указания о направлении расследования и производстве отдельных процессуальных действий; утверждать постановления следователей о прекращении уголовных дел и самому прекращать уголовные дела, поступившие прокурору с обвинительным заключением.

Сущность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его особенности. Задачи и цели прокурорского надзора. Понятие отраслей и направлений прокурорского надзора, их краткая характеристика.

Законодатель не дает законодательного определения прокурорского надзора и не раскрывает его содержания.

С точки зрения ЕфановойВ.А. существует 4 понятия прокурорского надзора:

- как вид деятельности, осуществляемый генеральным прокурором и подчиненных ему прокуроров;

- как отрасль права – система норм, регламентирующих деятельность прокурора по осуществлению надзора и осуществлению иных предоставленных ФЗ «О прокуратуре функций».

- как науки: взгляды, мнения ученых по совершенствованию законодательное регламентирование деятельности прокуратуры, на нормативное регулирование и практику. Осуществляют оценку и анализ.

- как учебная дисциплина – изучение отдельных направлений надзорной деятельности и участие прокуроров в осуществлении судебной деятельности.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности – деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ направленная на обеспечение точного единообразного исполнения законов, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, выполняемая с использованием предусмотренных законом полномочий и правовых средств их осуществления.

Сущность прокурорского надзора:

а) это самостоятельный вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры;

б) осуществляется от имени государства – Российской Федерации;

в) заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ;

г) направлен на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к установленной законом ответственности.

Цели(ч.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ») прокурорского надзора определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в государственном устройстве и понимаются как то, к чему надо стремиться, что надо осуществлять, результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры, регламентируемая законодательством:

а) обеспечение верховенства закона;

б) обеспечение единства и укрепления законности;

в) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

г) обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Достижение указанных целей осуществляется с помощью решения основных задач. Эти задачи можно сгруппировать в три блока.

1. Задачи по обеспечению единства правового пространства в государстве:

  • достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;
  • обеспечение соответствия издаваемых на территории государства нормативно-правовых актов Конституции и федеральному законодательству;
  • гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;
  • обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.

2. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью:

  • обеспечение реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления. Решение этой задачи достигается путем осуществления органами прокуратуры от имени государства уголовного преследования, в том числе и поддержания государственного обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с преступностью;
  • обеспечение законности исполнения, назначенного судом наказания или иных мер принудительного характера.

3. Организационные задачи:

  • обеспечение оперативного поступления информации об имеющих место различных правонарушениях, организация на должном уровне работы с жалобами и заявлениями граждан;
  • установление эффективного сотрудничества с правоохранительными органами других стран для обеспечения эффективности уголовного преследования транснациональных преступных группировок; розыска и экстрадиции преступников, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находящимся за рубежом; организации обмена положительным опытом работы между прокуратурами различных стран;
  • обеспечение населения достоверной информацией о состоянии законности и эффективности борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по Российской Федерации; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора, и организация обмена опытом работы с целью повышения эффективности деятельности;
  • подготовка высококвалифицированных кадров для структур органов прокуратуры РФ; организация работы по повышению их квалификации с привлечением для этого как ученых, так и опытных практических работников прокуратуры.

Так же есть классификация задач на общие, специальные и частные.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» выделяются следующие основные направления (отрасли) прокурорского надзора:

  • соблюдение Конституции и исполнение законов;
  • соответствие законам издаваемых нормативных правовых актов;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • исполнение законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  • исполнение законов судебными приставами;
  • исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

(Характеристику этих отраслей смотри в следующих вопросах)

Учреждение и исторические этапы становления и развития прокуратуры.

Становление прокуратуры в России связано с именем Петра I. Осуществляя реформу административного управления, Петр I в 1711 г. учреждает Правительствующий Сенат - основной задачей этого учреждения должно стать осуществление высшего надзора и распоряжения за всем государственным управлением. В связи с этим Петр I понимает, что необходим контроль за деятельностью Сената, и дает распоряжение о введении должности фискалов.

1772 – 1864 гг. – дореформенная (петровская) прокуратура.

1864 – 1917 гг. – пореформенная прокуратура.

1922 – 1991 гг. – советская прокуратура.

С 1991 г. – новая российская прокуратура.

Указом от 12 января 1772 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уг. преследование в суде.

Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной функции – обеспечению уг. преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных дознавателей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции – обеспечения уг. преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).

Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уг. преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу – Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.

В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.

Поводы и основания.

Приказ №195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина":

Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь – для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

Требования:

Проверки должны проводиться своевременно. Проверку можно считать проведенной своевременно, если выявлен­ные в ходе ее проведения нарушения законов можно устра­нить. При этом следует иметь в виду, что эффективность проверок тем выше, чем ближе время их проведения ко вре­мени совершения нарушения закона. Поэтому желательно всячески добиваться приближения времени проведения проверок ко времени совершения правонарушений.

Проверки должны бытьполными. Их полнота опреде­ляется двумя категориями: объемом и глубиной. Объем — это собственно границы проверки, которые должны быть оптимальными, позволяющими качественно и в намечен­ный срок провести проверку и выполнить стоящие перед ней задачи. Если границы проверки определены слишком узкими, то это может привести к тому, что отдельные на­рушения закона останутся не выявленными. Если же они определены неоправданно широкими, то в силу большого объема работы ее трудно или невозможно будет провести качественно.Глубина проверки характеризуется полнотой или сте­пенью проникновения в те вопросы, которые подлежат выяснению (доказыванию). Она выражается в полноте выявления нарушений законов, причин и условий, способ­ствующих нарушениям, в полноте установления вредных последствий совершенных правонарушений, а также в пол­ноте установления лиц, допустивших нарушения закона и способствующих (попустительствующих) им.

Процесс проверки:см. след. вопрос.

16. Методика проведения прокурорской проверки за соответствием закону правовых актов, издаваемых поднадзорными орга­нами и должностными лицами.

Независимо от вида прокурорской проверки ее реализация связана с проведением системы взаимосвязанных действий при подготовке к проведению проверки, собственно проверке, правовой оценке ее результатов и реализации материалов проверки.

Установив поводы и основания, прокурор принимает решение о проведении проверки, определяет ее задачи, составляет перечень основных вопросов, подлежащих выяснению, содержание необходимой информации, источники, тактические и технические средства ее получения. Им организуется предметное освоение действующего законодательства, регламентирующего юридический статус объекта предстоящей проверки; изучение приказов и указаний Генпрокурора РФ; исследуется положительный опыт работы прокуроров, приведенный в информационных письмах и обзорах Генпрокуратуры РФ либо региональных прокуратур.

При подготовке к проведению проверки прокурором определяется состав участников предстоящей проверки, силами которых планируется обеспечить ее производство. Если в проверке задействованы несколько работников прокуратуры, то в целях достижения высоких показателей от их согласованных действий с учетом личных качеств, уровня профессиональной подготовки каждого предварительно между ними распределяются направления, объем подготовительных и проверочных работ, назначается ответственный за проведение такой проверки.

Важным условием повышения результативности надзорных проверок исполнения законов является использование специалистов - лиц, обладающих специальными познаниями, необходимыми для установления правонарушений, способствующих им обстоятельств, выработке предложений по их устранению, выяснения иных вопросов неправового характера, возникающих перед прокурором при осуществлении надзорной деятельности.

Подготовительная работа к проверке завершается составлением плана проверки, подлежащего утверждению руководителем прокуратуры либо начальником соответствующего структурного подразделения. План проверки должен фиксировать следующие положения: наименование объекта проверки, с указанием его адреса и точных исходных данных; срок проведения проверки - дата ее начала и окончания; перечень норм законов, исполнение которых требуется проверить; основные вопросы, подлежащие выяснению; необходимые материалы, которые следует истребовать в ходе проверки, а также диктуемые складывающейся обстановкой основные тактические приемы и средства, применяемые прокурором для достижения поставленных перед ним задач; перечень исполнителей с распределением их функциональных ролей; порядок изучения и анализа собранной информации.

На этапе собственно проверки происходит получение прокурором информации, обеспечивающей максимальную полноту выявления нарушений закона. С этой целью прокурор вправе истребовать в прокуратуру или ознакомиться на объекте с документами, статистическими данными и со всеми иными необходимыми материалами.

Задачи данного этапа решаются также посредством получения объяснений от должностных лиц и граждан, обследования материальных производственных объектов, дачи поручений о проведении отдельных проверочных действий прокурорам других городов и районов, направления поручений руководителям органов и организаций на производство проверок и ревизий.

Далее производится детальная обработка полученной информации и определение основных направлений и форм ее реализации. Аналитическая работа строится на основе сопоставления и сравнения, полученных в ходе проверки материалов с целью установления наличия или отсутствия нарушений. По ее результатам подлежат полному и объективному установлению факт, обстоятельства совершения и характер нарушений, виновные в этом лица, степень их вины, размер причиненного материального ущерба (если он имеется), причины и способствующие нарушениям условия. При этом производится выбор форм и подготовка проектов актов прокурорского реагирования, установление их адресатов. Итоги выполнения проверочных действий отражаются в аналитических справках (обобщениях) и докладываются руководителю прокуратуры.

17. Понятие и виды актов прокурорского реагирования. Тре­бования, предъявляемые к ним, их структура и содержание. Особенности и правовые последствия применения актов реагирования прокурором.

Из лекции: акты прокурорского реагирования – правовые средства, при помощи которых прокурор устраняет нарушение закона.

Этот вопрос схож с 26.

Акт прокурорского реагирования — это широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закреп­ленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств над­зора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого правового средства является протест, в котором указы­вается, какой акт не соответствует закону (какому конкретно), излагаются требования прокурора об отмене (полной или частичной) незаконного акта.

Предусмотренные законодательством и совершаемые в установ­ленном порядке действия по устранению выявленных нарушений за­конов, а также причин и условий, им способствующих, привлечению к ответственности виновных лиц являются правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения законов.

Средства реагирования реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. Закон не устанавливает еди­ного письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзо­ра. Для некоторых из них, например, представлений, вносимых в порядке уголовного судопроизводства, установлена письменная форма, для дру­гих, таких как заключения, даваемые прокурором в суде, — устная и письменная форма.

Внесение соответствующих актов прокурорского надзора — это не столько право, сколько обязанность прокурора. Выявив нарушение зако­на, кем бы оно не было совершено, прокурор обязан реагировать на это в установленном законом порядке.

Акты прокурорского надзора — это индивидуальные акты, обращен­ные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определен­ными фактами (нарушениями законов). Акт прокурорского надзора обя­зывает другой орган, должностное лицо, руководителя коммерческой организации реагировать на него установленным законом образом: рас­смотреть, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его. Правильное составление актов прокурорского надзора, точное и пол­ное выражение в них закрепленных в законе полномочий прокуроров и основанных на них требований — неотъемлемое условие действенности надзора за исполнением законов.

Выбор средств реагирования зависит от характера нарушений зако­нов, их причин, распространенности нарушений, вредных последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей. Обычно применяются такие правовые средства реаг ирования и акты про­курорского надзора, избираются такие его формы (письменная, устная), которые позволяют достигать высшего эффекта, при том наиболее опера­тивно — в плане устранения и предупреждения нарушения законов.

К прокурорскому реагированию предъявляются определенные требо­вания: оно должно быть своевременным, оперативным, обоснованным, упреждающим, достаточно острым, комплексным, маневренным, адек­ватным и законченным. Оно должно дополняться мерами профилакти­ческого характера. Только при этом меры прокурорского воздействия будут наиболее результативны.

Институт прокурорского реагирования — это не только действен­ное средство устранения нарушений законов и привлечения к ответст­венности виновных в этом лиц, но и, что особенно важно, эффектив­ный инструмент предупреждения нарушений законов. Принятие прокурором оперативных мер к устранению выявленных нарушений законов и установленных обстоятельств, им способствующих, а также к привлечению к соответствующему виду ответственности виновных лиц способствует предупреждению правонарушений, формированию у исполнителей законов здорового (правильного) правосознания, осно­ванного на уважительном отношении к закону.

Опротестование прокурором правовых актов, противоречащих законам

В случаях выявления правовых актов или их отдельных предписаний, противоречащих закону, прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо в вышестоящий орган или выше­стоящему должностному лицу или обращается в суд в порядке, преду­смотренном процессуальным законодательством.

Прокурору предоставлено право выбора. Однако при этом необходи­мо учитывать следующие обстоятельства. Реагирование путем принесе­ния протестов нередко способствует более оперативной отмене незакон­ных актов, учитывая большую загруженность судов разного рода делами. Кроме того, проведенные опросы показывают — протест как акт реагиро­вания воспринимается многими руководителями, издавшими незаконные акты, менее болезненно, чем направляемые в суды заявления о признании соответствующих актов недействующими или недействительными.

В вышестоящий орган протест целесообразно приносить в случаях, если он отклонен должностным лицом, издавшим незаконный акт; в про­тесте наряду с другими вопросами ставится вопрос о привлечении к дис­циплинарной ответственности должностного лица, издавшего незакон­ный акт; имеется необходимость об издании незаконного акта довести до сведения других аналогичных, а также иных органов. К тому же, не ис­ключено, может возникнуть необходимость обратить внимание выше­стоящего органа на общественную опасность допущенного нарушения закона.

Если же имеются основания полагать, что протест прокурора может быть отклонен соответствующим органом или должностным лицом, или по какой-то причине этот орган или руководитель не смогут рассмотреть протест, или протест остался неудовлетворенным и нет возможности пе­ренести рассмотрение протеста в вышестоящий орган, а также если при рассмотрении заявления в суде нарушение закона будет устранено в бо­лее короткие сроки, прокурорам следует обращаться с заявлениями в су­ды о признании незаконного акта недействующим.

Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить нарушенные права и свободы граждан, а также права и законные интересы государст­венных, иных органов.

Юридической наукой и практикой выработаны обязательные рекви­зиты протеста: наименование органа или должностного лица, которым вносится протест; название «протест», номер и дата издания незаконного акта, который опротестовывается; краткое изложение содержания неза­конного акта; изложение существа нарушений; ссылка на закон, который нарушен; предложение прокурора об отмене незаконного акта или приве­дение его в соответствие с законом и другое; указание на необходимость рассмотрения протеста и о незамедлительном сообщении об этом проку­рору; должностное положение и классный чин прокурора, принесшего протест, его подпись.

В случаях, когда протест подлежит рассмотрению коллегиальным ор­ганом, необходимо напомнить о требовании ст. 23 Закона о прокуратуре сообщить прокурору о дне заседания этого органа.

Сложилась практика выступлений прокуроров на сессиях представи­тельных органов и заседаниях администрации с обоснованием внесенных протестов, дающих положительные результаты. В таких случаях проку­рор получает возможность ответить на вопросы депутатов и других лиц, разъяснить требование закона и сущность допущенного нарушения, его вредные последствия и тем самым способствовать принятию решения о признании акта недействующим.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в де­сятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на незаконное решение представительного органа — на бли­жайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих неза­медлительного устранения нарушения закона, прокурор вправе устано­вить сокращенный срок рассмотрения протеста. Более оперативной отмене незаконных актов может способствовать принесение прокурором устных протестов, обладающих такой же юридической силой, что и пись­менные протесты. Устные протесты обычно вносятся в ходе проверки. При этом к материалам проверки необходимо приобщать копию незаконного акта или его отдельного предписания и копию акта, его отменяющего. Не­законные устные акты подлежат опротестованию прокурором в обычном порядке.

Эффективность протеста во многом определяется теми требованиями, которые в нем излагаются. Из смысла самого опротестования вытекает, что протесты в обязательном порядке должны содержать мотивированное требование прокурора об отмене или же о приведении в соответствие с законом незаконного акта (отдельных его предписаний). Но этого порой бывает недостаточно. Прокурор обязан принимать все предусмотренные законом меры к устранению вредных последствий, вызванных действием незаконных актов. Протест должен содержать конкретные требования прокурора по устранению допущенного нарушения закона (устранить вредные последствия, вызванные изданием акта, прекратить противо­правную деятельность, возвратить собственнику принадлежащие ему деньги, иные ценности и т.д.). В протестах, направляемых в адрес выше­стоящих органов, можно ставить вопрос о привлечении к дисциплинар­ной ответственности лиц, издавших незаконные акты.

К заявлениям о признании правового акта недействующим или недей­ствительным, направляемым прокурором в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд, могут прилагаться:

· копия незаконного акта или та его часть, которая не соответствует за­кону;

· копия протеста, внесенного в адрес органа, издавшего незаконный акт;

· решение соответствующего органа в связи с внесенным протестом, а при необходимости иные документы: копии объяснений, справок, уведомлений, сообщений и другие документы.

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ (Постановление от 27 апреля 1993 г. № 5) правовыми актами, соответствие которых зако­ну может проверить суд по заявлению прокурора, являются, в частности, принятые органами власти, управления и должностными лицами реше­ния, содержащие обязательные предписания (правила поведения), влеку­щие юридические последствия. Такие акты могут носить нормативный характер, т.е. устанавливать правовые нормы, обязательные для неопре­деленного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, дейст­вующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные пра­воотношения, предусмотренные актом, а также индивидуальный характер, т.е. устанавливать, изменять или отменять права и обязанности конкретных лиц.

Заявления об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, адресованных конкретным лицам или группе лиц, по мотивам противоречия их закону и нарушения прав и охраняемых законом интересов организации и граждан-предпринимателей в соответствии со ст. 10 Федерального конститу­ционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на­правляются прокурором в арбитражные суды.

Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора о признании правового акта недействующим или недействительным, может быть оспорено прокурором в кассационном порядке, за исключением спе­циально предусмотренных законами случаев.

Внесение прокурором представлений об устранении нарушений закона

Представление является наиболее часто применяемым средством реа­гирования прокурора на нарушения закона. В соответствии со ст. 24 За­кона о прокуратуре представление вносится прокурором или его замес­тителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмот­рению.

Представление вносится на основе обстоятельно проведенной проку­рорской проверки или нескольких проверок, глубокого анализа выявлен­ных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

В описательной части обычно перечисляются выявленные прокуро­ром и специалистами нарушения закона, обстоятельства, способствую­щие этим нарушениям, называются должностные и иные лица, виновные в их совершении или потворствующие этому. Представление — это уни­версальный акт прокурорского реагирования, позволяющий ставить са­мые различные вопросы, по преимуществу правового характера, направ­ленные как на устранение и предупреждение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, так и на привлечение к ответственно­сти виновных лиц.

Особое внимание при подготовке представлений обращается на их юридическую обоснованность, достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представлениях, подлежат тщательной проверке.

Предложения, включаемые в представления, должны быть конкрет­ными, предусматривать наиболее результативные мероприятия по устра­нению нарушений закона, их предупреждению.

В случаях, если нарушения закона совершены впервые, если нет не­обходимости привлекать руководителя органа к ответственности, и его администрация в состоянии устранить выявленные нарушения, то пред­ставление целесообразно внести в адрес руководителя этого органа. Если же на подобные нарушения прокурор уже реагировал или они представ­ляют повышенную общественную опасность, либо необходимо обратить внимание вышестоящего должностного лица на выявленные нарушения в подведомственном органе, то представление следует внести в адрес вы­шестоящего органа.

В течение месяца со дня внесения представление должно быть рас­смотрено органом (должностным лицом), которому адресовано, с приня­тием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах сообщается в письменной форме прокурору. При рассмо<

Наши рекомендации