Понятие и сущность института внесудебной защиты нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения
Внесудебные формы защиты прав человека и гражданина устанавливаются, в первую очередь, издаваемыми согласно Конституции федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими полномочия органов исполнительной власти в определенных областях управления и устанавливающих в данных областях взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, полномочия соответственных органов и виды защиты граждан от незаконных воздействий служебных лиц [1].
Немаловажную роль в данной области играет законодательство субъектов РФ. Роль исполнительной власти в обеспечении соответствующего функционирования института прав человека довольно существенна. Органы исполнительной власти не только призваны формировать потребные условия для осуществления прав и свобод граждан, но и исполняют функцию защиты данных прав. Конституция фиксирует обязанность государства по охране прав личности, что, тем не менее, не отменяет автономных активных действий индивида, употребление им многообразных методов защиты прав и свобод, не воспрещенных законодательством. Данный факт дает возможность существенно расширить возможности гражданина по защите личных интересов.
Конституция России обусловливает особенное место человека в структуре конституционных взаимоотношений, определяет охрану его прав в качестве принципа, функционирующего в социуме и государстве в целом.
Для осуществления данного принципа обязаны иметься эффективные механизмы защиты и гарантий прав личности. В иностранных государствах имеется значительный опыт формирования и функционирования разветвленной структуры институтов, способствующих гарантированию охраны прав и свобод человека, обозначенных в конституциях и зафиксированных во внутреннем законодательстве. Немаловажным компонентом охраны прав личности, одной из организационных и правовых гарантий их защиты является право на подачу жалобы. Человек вправе обращаться в любые органы исполнительной, законодательной, судебной власти, в органы административной юстиции, в прокуратуру, к омбудсмену. В нашем государстве юридическая незащищенность населения перед разнообразными ведомствами, организациями, чиновниками и страной в принципе - факт несомненный.
Внесудебная защита прав человека - это автономный правовой институт, который регулирует социальные взаимоотношения, предусматривающие связь с отстаиванием субъективного права личности без присутствия судебных органов[2]. Институт несудебной защиты выступает межотраслевым, охранительным, процессуальным институтом, обладающим особенным нормативно-правовым регулированием. Внесудебные формы защиты достаточно перспективны и стремительны, и, в отличие от судебной формы, они довольно статичны, решения выносятся намного быстрей, не требуется следование жестким процедурам. Помимо этого не нужно наличие особенных финансовых расходов, как со стороны страны, так и населения, чье право преступлено. Очевидно, что судебная защита уникальна и может употребляться к любым препирательствам, но недооценивать и несудебные формы защиты не следует. В практической деятельности защиты прав человека несудебные формы защиты имеют второстепенное место, потому и законодательство достаточно фрагментарно регулирует представленный институт. Малоразвитость обозначенной формы защиты и сложности при ее применении имеются из-за отсутствия отчетливой юридической регламентации процессии несудебного рассмотрения споров. В данной связи необходима научная и практическая разработка представленных вопросов.
На данный момент в теории права употребляются обусловленные попытки установить главные направления улучшения форм защиты, также и несудебной, для увеличения обеспечения прав и свобод граждан и их союзов. Последовательность данных предложений обнаружила свое отображение и в функционирующих нормативных документах. Наряду с этим, с сожалением стоит обратить внимание на то, что многие из теоретических и законодательных новшеств были сформированы без довольно серьезного рассмотрения феномена защиты права, а также без учета объективных обстоятельств существования российского населения.
Внесудебная защита в структуре права это автономный институт права, который располагает следующими критериями[3]:
· относительной независимостью;
· характерностью метода правового регулирования, регулируются сходные родственные взаимоотношения (защищаются права и свободы человека).
Институт внесудебной защиты прав человека - это межотраслевой, охранительный и процессуальный институт. В границах этого института имеются группы норм, которые регулируют некоторые методы несудебной защиты.
Субъектами права на несудебную защиту прав и правомерных интересов выступают как государственные органы (прокуратура, государственный нотариат, органы исполнительной власти, Уполномоченный по правам человека РФ), так и негосударственные (общественные объединения, частный нотариат, третейский суд), уполномоченные лица, чьи права и правомерные интересы преступлены (самооборона).
Внесудебная защита содержит в себе, в первую очередь, работу специально уполномоченных органов и лиц по употреблению права, которая осуществляется со следованием отдельных процессов, далее, если отсутствует особенная процедура несудебной защиты прав человека, то в каждой определенной ситуации личность автономно устанавливает последовательность защиты личного права, истекая из личных интересов и возможностей.
Характерностью процедур, употребляемых в рамках несудебной защиты прав человека, выступает то, что личности дается возможность независимого их предпочтения для отстаивания личного права. Какие действия будет свершать личность, отстаивая свое право - это ее усмотрение, самое важное, чтобы это осуществлялось в рамках законодательства.
Правомерное регулирование права на внесудебную защиту в Российской Федерации реализовывается Конституцией Российской Федерации, федеральным законопроектом, законодательными документами субъектов Российской Федерации.
Проанализировав последовательность нормативно-правовых документов, которые регулируют несудебную защиту прав и свобод человека, стоит обратить внимание, что задачей функционирования органов, предопределенных в данных нормативно-правовых документах выступает отстаивание права, то есть восстановление преступленных субъективных прав или правомерных интересов, но достигается она не при помощи использования методов защиты права, а, во-первых, методом использования прочих мер законного воздействия и, во-вторых, методом обращения к формам защиты права.
В общем же, давая оценку правовому регулированию несудебной защиты прав и правомерных интересов человека в РФ, стоит обратить внимание, что оно отвечает национальным стандартам, но обладает некоторыми недостатками: отдельные положения законодательства обладают декларативным характером, отсутствует кодифицированный акт, который, в свою очередь, регулирует несудебную защиту прав и правомерных интересов населения, что не может не отразиться на характерном функционировании несудебной защиты. Рассмотрение правовых критериев, воздействующих на деятельность института несудебной защиты прав человека, дает возможность прийти к выводу о потребности в усилении законодательного регулирования несудебной защиты. Работу по улучшению процедурно-правовых форм исполнения права на несудебную защиту личности стоит осуществлять стабильно.
При рассмотрении нормативно-правовых документов, которые регулируют работу специально уполномоченных органов по защите прав человека определено, что главными вопросами выступают противоречивость и неординарность правовой базы; нечеткость формулировок отображающих статус, функции и полномочия, специально уполномоченных органов в Конституции РФ, в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов РФ[4].
Следует увеличить роль законодательства в регулировании отношений, участником которых являются лица, реализовывающие свое право на защиту автономно (самооборона требует серьезных изучений и улучшения), не взывая к помощи специально уполномоченных органов, сформировать структуру воздействий рекомендательного характера, которую заинтересованное лицо могло бы применять при появлении соответственного случая. Для этого требуется порядок процедур, устремленных на разработку и применение мер роста правовой культуры и правового формирования человека, наряду с особыми мерами для лиц, препровождающих административный аппарат (государственных и муниципальных служащих); на образование нормативных и правовых документов, открывающих механизм и процедуры исполнения права человека на самооборону и т.д. В настоящее время нет, не то, что единого закона, определяющего предоставленное субъективное право, но, довольно часто оно в принципе не именуется в структуре правовой защиты человека.
Обстоятельной проблемой в работе действенного функционирования института внесудебной защиты выступают несовершенства осознания прав личности. Правовой нигилизм выступает одной из наиболее основательных проблем в последовательности социальных и психологических условий совершенствования института внесудебной защиты. Варианты решения этой проблемы многообразны и они содержат стремление, как государства, так и самого общества.
Улучшение нормативно-правового регулирования несудебной защиты права непосредственно будет иметь зависимость от действенности исполнения законодательства, регламентирующего процедуру защиты. На сегодняшний день вследствие утверждения ряда федеральных законов, которые в свою очередь регулируют процедуру реализации главных прав и свобод личности, формируется цель добиться наибольшего эффекта осуществления законодательства.
Осуществляемая деятельность по защите права - деятельность несудебного характера, протекает в определенных формах, то есть меры правомерного влияния, правом употребления которых наделены надлежащие государственные органы и организации (прокуратура), или негосударственные - не обладающие государственно-властными силами (самооборона, нотариат), реализуются в установленном законе порядке[5].
На основании выше обозначенного можно установить, что внесудебная защита прав человека - это зафиксированная законодательством деятельность по гарантированию защиты прав и свобод гражданина без помощи судебных органов. Внесудебная защита выступает добавочным элементом по отстаиванию прав населения в российском государстве. Гарантией от неправомерных воздействий или бездействия со стороны государственных органов выступает способность обжаловать обозначенные воздействия или бездействие в судебном порядке. Проблема отстаивания прав и свобод человека и гражданина в области исполнительной власти непрерывно объединена с административным и правовым статусом человека в качестве субъекта различных административных взаимоотношений.
Возможность административного и правового метода защиты прав и свобод предопределена ст. 33 Конституции РФ[6]. Устанавливается, что существенным значением обладают два аспекта деятельности государственных органов: в первую очередь, разбор заявлений и жалоб населения на воздействия служебных лиц представленного органа (внутренний контроль за следованием прав человека служебными лицами представленного государственного органа), затем, анализ заявлений и жалоб граждан согласно главным целями и задачами работоспособности государственного органа (внешний контроль за следованием правам человека всеми лицами в отвечающей области).
Описывая состояние внутреннего контроля над соблюдением прав человека, можно прийти к выводу, что результативность его весьма мала, а в отдельных ситуациях приближена к нулю. Отсюда, обжалование воздействий сотрудников исполнительной власти в вышестоящий орган не дает почти никакого итога, «внутренние расследования» почти ничего не дают населению, которое, в свою очередь, пострадало от незаконных воздействий представленных работников. Практически в каждой ситуации следует направляться в суд. Внешний контроль над соблюдением прав человека - непосредственный долг соответственных государственных органов, осуществляется всецело в сопоставлении с предыдущим, тем не менее, совершенно не достаточно. Главным внесудебным органом по защите прав и свобод населения выступает прокуратура. Все же ясно, что данную задачу она преодолевает не полностью. Направляясь в органы прокуратуры, многие не получают соответствующей защиты своих преступленных прав.
С точки зрения гарантирования правомерности, охраны прав и свобод гражданина стоит давать оценку роли государственного контроля и надзора за работой органов исполнительной власти. Варианты их реализации разнообразны, объединены с конституционными полномочиями органов и лиц, которые представляют соответственные сегменты исполнительной власти.
Значительной формой подобного контроля вступает исполнение Президентом РФ его конституционных полномочий. Выступая обеспечением конституционных прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 80 Конституции РФ), Президент гарантирует скоординированное функционирование всех сегментов власти. Согласно п. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент РФ должен гарантировать реализацию федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Федерации и, соответственно, следить за работой данных органов, также и через аппарат своей Администрации и при помощи своих полномочных представителей в субъектах государства[7].
Стоит отметить, что подобный элемент, как «механизм внесудебной защиты» - недостаточно разработанный и мало исследованный, оттого не следует претендовать на полноценность обозначенных положений и рассматривать представленный механизм в качестве постановки проблемы, полагая, что данный факт может вступить ориентиром для последующих изучений внесудебной формы защиты прав человека.
В юридической литературе разбирают формы защиты прав, методы, меры и средства защиты. Форма защиты является видом юридической деятельности, в которой осуществляются охранительные правовые отношения. Обозначаются непосредственная, управленческая, социальная, судебная и национальная формы зашиты прав граждан[8].
Непосредственная форма защиты описывается постановлением спорных вопросов только заинтересованными субъектами (гражданином и работодателем, гражданином и органом или учреждением, куда он обратился за определением юридического факта, представлением обеспечения).
При общественной форме защиты прав защита реализовывается преднамеренно сформированным правозащитным органом. В области социального обеспечения подобным органом выступает комиссия (уполномоченный) по общественному страхованию.
Управленческая форма защиты прав содержит деятельность органов публичной власти (государственных органов, органов местного самоуправления, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ).
Все обозначенные формы защиты прав граждан можно определять внесудебной формой в отличие от судебной, которая заключает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ[9].
Так же существует национальная защита прав граждан, она реализовывается преднамеренно сформированными международными компетентными органами (Комиссией ООН по правам человека (на данный момент - Совет по правам человека), МОТ, Европейским судом по правам человека в Страсбурге, Экономическим судом СНГ и др.).
Более подробно вышеперечисленные формы внесудебной защиты в сфере социального и пенсионного обеспечения проанализированы во второй главе данной работы.