Зарубежный опыт внесудебной защиты нарушенных прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения

Часть 3 ст. 46 Конституции РФ предопределяет возможность для каждого гражданина согласно международным договорам РФ адресоваться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если использованы все существующие внутригосударственные средства правовой защиты[17].

Возможность обращения граждан Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав человека истекает из ст. 22 и 28 Всеобщей Декларации прав человека.

Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, установленный на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. и утвержденный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г., также заключает порядок положений, касающихся анализируемых вопросов[18].

В соответствии со ст. 55 Устава ООН способствует общему уважению и следованию правам человека и главных свобод для всех, без деления на расы, пола, языка и религии. Статья 66 Устава уполномочивает Экономический и Социальный совет отдавать рекомендации для поощрения уважения прав человека и главных свобод для всех. Совету доверено сформировать комиссию по поощрению прав человека.

Соответственные институты международной защиты прав человека предопределены учредительной документацией специализированных органов ООН (таковой является МОТ), а также региональными международными объединениями (для России это СЕ и СНГ)[19].

Организация Объединенных Наций не выносит обязательных для государств постановлений по вопросам прав человека. Аппарат ООН в своей деятельности по защите прав человека может только принять во внимание соответственное преступление прав человека. Поэтому, как мы полагаем, нелегко принять этот институт международной защиты прав граждан действенным. Также невозможно не обратить внимание на то, что на смену Комиссии ООН по правам человека, которую критиковали за чрезвычайную политизированность, пришел Совет ООН по правам человека (СПЧ). Согласно резолюции Генеральной ассамблеи от 15 марта 2006 г. СИМ заключается из сорока семи членов, которые выбираются на 3 года. Среди государств - членов СПЧ состоит и Российская Федерация.

Малодейственным выступает и такой институт межгосударственной защиты прав человека, как контроль со стороны МОТ за использованием международных норм о социальном обеспечении. Дело в том, что в соответствии со ст. 24 Устава МОТ, когда в Международное бюро труда (МВТ) приходят представления (претензии) или жалобы от организации предпринимателей или работающих на несоблюдение государством - членом МОТ конвенции, участником которой оно выступает. Административный совет дает начало процедуре, основное в которой - формирование комиссии по расследованию. Следствием деятельности комиссии выступают рекомендации касаемо тех мер, которые стоило бы утвердить для удовлетворения жалобы. По материалам печати, в МОТ уже поступали обращения из России с жалобами на несвоевременную выплату пенсий. Но тут возникает одна проблема, которая состоит в том, что право адресоваться с жалобами в МОТ населению не предоставлено. Во время устремления к повсеместному утверждению прав человека подобное положение верно является неоправданным и старомодным[20].

Стоит обратить внимание, что в представленной части Устав МОТ возражает ст. 28 Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с которой каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором свободы и права, изложенные в Декларации, могут быть целиком реализованы.

Третий межгосударственный институт защиты прав человека - в границах СНГ. Правовую основу межгосударственной защиты прав человека в рамках СНГ заключают: Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., утвержденная Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. № 163-ФЗ, Хартия социальных прав и гарантий граждан СНГ, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 28-29 октября 1994 г., а также Положение о Комиссии по правам человека СНГ, утвержденное решением Совета глав государств СНГ от 24 сентября 1995 г.

В ст. 16 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека зафиксировано право каждого человека на социальное обеспечение, подсоединяя социальное страхование по возрасту, при условии болезни, потери кормильца, инвалидности, воспитания детей и в иных случаях, определенных национальным законодательством. Статья 19 определяет, что каждый человек, права и свободы которого преступлены, имеет право на действенное восстановление в правах и свободах согласно национальному законодательству. То есть Конвенция предоставляет государствам - членам СНГ автономно отстаивать права своих граждан. В то же время Конвенция в ст. 34 предопределяет, что наблюдение за ее реализацией выполняется Комиссией по правам человека СНГ. Главной задачей Комиссии выступает надзор за осуществлением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами в границах Содружества. Комиссия разбирает персональные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных объединений по вопросам, связанным с нарушениями прав человека. Тем не менее, Комиссия не анализирует никаких обращений по существу, пока не уверится в том, что этот вопрос не разбирается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования, что заявитель использовал все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и с того времени прошло не более 6 месяцев, а также что обращение не представляется анонимным[21]. Постановления Комиссии закрепляются в виде договоренностей, заключений и рекомендаций в соответственных документах, засвидетельствованные копии которых передаются государствам - членам СНГ.

Ни в указанной Конвенции, ни в Протоколах к ней не идет речь о правах граждан в сфере социального обеспечения. Тем не менее, в ст. 2 Конвенции говорится о том, что право каждого человека на жизнь охраняется законодательством, а в ст. 1 Протокола № 1 определено, что каждое физическое лицо вправе свободно употреблять свое имущество, и не может быть лишено своего имущества, по-иному как в интересах общества и на условиях, предопределенных законодательством и общими принципами международного права. Основываясь на данных положениях, российские граждане, на наш взгляд, обладают возможностью адресоваться в Европейский Суд по правам человека с жалобами на невыплату пенсий и ежемесячных пособий на детей.

Что касается Европейского Суда по правам человека, то в связи с принятием Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»: граждане России приобрели возможность адресоваться в Европейский Суд с жалобами на нарушения Конвенции.

Такие обращения допустимы[22]:

· только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Конвенции;

· только против действий или решений органов властей;

· если использованы все возможные внутренние средства защиты в государстве;

· до истечения шести месяцев после вынесения решения судебным органом или властной инстанции.

В целях обеспечения эффективной защиты интересов России при рассмотрении дел в Европейском Суде по правам человека Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека и утверждено положение о нем.

Таким образом, гарантированность социального обеспечения как конституционный принцип представляет собой комплекс конституционных гарантий права на социальное обеспечение в случаях, считающихся государствам социально значимыми.

Наши рекомендации