Контроль и надзор в промышленном и строительном комплексах.
Как и во всех других, в промышленном и строительном отраслевых хозяйственноэкономических комплексах к виновным физическим и юридическим лицам государственными органами исполнительной власти межотраслевой компетенции применяется административная ответственностьза административные правонарушения межотрасле вого масштаба и характера, например за нарушения законодательства о труде и охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ), фиктивное или преднаме ренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ), административные право нарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бу маг (ст. 15.1—15.28 КоАП РФ) и др.
Но существуют и специфические для отраслей промышленности и строительства разновидности адми нистративной ответственности отраслевого масштаба и характера, применяемые в рамках отраслевого административноправового ре гулирования за административные правонарушения, например в сфе рах государственного промышленного надзора, государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью, энергетического и геологического контроля и надзора, надзора за соблюдением обяза тельных требований государственных стандартов в промышленности и строительстве.
Контрольи надзор в строительстве начинаются в стадии проекти рования и затем осуществляются в процессе строительства и после его окончания (в процессе приемки законченных строительством зда ний и сооружений). На стадии проектирования контрольи надзор реализуется в про цессе разработки, рассмотрения и утверждения проектносметной документации на строительство. В процессе строительства специаль ная служба проектировщиков проводит авторский досмотр — кон троль представителя проектной организации за правильностью ис полнения проекта строителями. Контрольнонадзорные функции за безопасным ведением работ в строительстве, соблюдением правил пожарной безопасности, эколо гических, санитарнопротивоэпидемических и других правил ведут различные органы государственного контроля и надзора. Обширными полномочиями в данной сфере обладают органы Рос‑ технадзора, находящегося в ведении Минприроды России. Данные органы осуществляют функции по контролю и надзору в сфере безо пасного ведения работ, связанных с пользованием недрами; промыш ленной безопасности; безопасности при использовании атомной энергии; безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений; промышленной безо пасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консер вации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовле нии, монтаже, наладке; обслуживании и ремонте технических уст ройств, применяемых на опасных производственных объектах; транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, безопасности производства, хранения и применения взрыв чатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Контрольи надзор за соблюдением требований безопасности при производстве, передаче, распределении и потреблении электриче ской и тепловой энергии; требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, на которых ис пользуется оборудование, работающее под давлением, контроль за системой оперативнодиспетчерского управления в электроэнергети ке, а также за соблюдением безопасности гидротехнических сооруже ний на объектах промышленности и энергетики возложены на Управ ление государственного энергетического надзора, являющееся струк турным подразделением Ростехнадзора. В указанных целях органы Ростехнадзора вправе осуществлятьли цензирование деятельности в области использования атомной энер гии, а также лицензирование других видов деятельности в рамках сво ей компетенции, выдаватьразрешения на отдельные виды работ, про водитьпроверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, давать обяза тельные для исполнения предписания о приостановке работ, привле катьк административной ответственности
Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе (АПК) и правовой статус Министерства сельского хозяйства РФ.
Агропромышленный комплекс страны включает много отраслей сельскохозяйственного и органически связанного с ним промышлен ного и иного производства: основные отрасли сельскохозяйственного производства (земледелие, растениеводство и животноводство) и спе циальные отрасли сельского хозяйства (лесное хозяйство, охотничье дело, рыбное хозяйство, мелиорация и водное хозяйство, заготовки, хранение и промышленную переработку сельскохозяйственной про дукции). Проводимые в России экономические реформы, направленные на создание многоукладной рыночной экономики и конкурентной сре ды, формирование класса новых собственников, изменили саму суть управляющего организующего государственного воздействия на функционирование и развитие сельского хозяйства, а также правовой статус хозяйствующих в этой отрасли субъектов. 250 Раздел IV. Административноправовое регулирование в области экономики Государственное управление сельским хозяйством заменено госу дарственным регулированием агропромышленного производства по средством экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также производст веннотехническое обслуживание и материальнотехническое обеспе чение агропромышленного производства. Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следую щим основным направлениям: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообло жение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села; иные направления, определенные законодательством РФ. Правительство РФ осуществляет общую координацию работы и контроль за деятельностью всех федеральных органов исполни тельной власти (министерств и ведомств), действующих в системе агропромышленного комплекса или имеющих к ней какоелибо функциональное отношение. К числу важнейших направлений пра вительственного регулирования организации и деятельности агро промышленного комплекса можно отнести разработку федеральных целевых программ стабилизации и развития агропромышленного производства в стране, разработку и реализацию государственной за купочной, налоговой, ценовой, кредитной, страховой, внешнеэко номической политики в отношении агропромышленного комплек са; назначение представителей государства в открытых акционерных обществах агропромышленного комплекса, определение основ их компетенции; заключение ежегодных соглашений с Аграрным сою зом России; определение видов и порядка ежегодного предостав ления различных мер государственной поддержки агропромышлен ному комплексу.
Минсельхоз России является федеральным органом исполнитель ной власти, осуществляющим функции по выработке государствен ной политики и нормативноправовому регулированию в сфере агро промышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольст вия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спирто содержащей, алкогольной и табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, а также в сфере рыболовства, производст венной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских рыбных портах, находящихся в ведении Росрыболовства, охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологиче ских ресурсов и среды их обитания. Минсельхоз России осуществляет координацию и контрольдеятельности находящихся в его ведении Россельхознадзора, Рослесхоза и реализует следующие функции и полномочия: вносит в Правительство РФ проекты федеральных зако нов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительст ва РФ и другие документы по вопросам, относящимся к установлен ной сфере ведения Минсельхоза России и к сферам ведения подве домственных ему федеральной службы и федеральных агентств; на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принима ет многочисленные и разнообразные нормативные правовые акты (принимает правила предоставления отраслевых субсидий и субвен ций; устанавливает методику расчета ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания, и др.). Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестици дов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов жи вотного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных