Вопрос 56. Контроль и надзор в сфере государственного управления. Общий надзор органов прокуратуры

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

1. Непосредственный контроль

2. Контроль через соответствующие президентские структуры.

Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне. Президент вправе председательствовать на заседании Правительства. Также он осуществляет руководство рядом ФОИВ. Значительную роль в осуществлении президентского контроля играет Администрация Президента. Важные функции и полномочия по обеспечению конституционных контрольных полномочий Президента РФ осуществляет контрольное управление Президента РФ.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется также через институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она даёт согласие президенту на назначение Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ по разработке проекта федерального бюджета. Правительство ежегодно отчитывается перед Государственной Думой. Отдельными контрольными полномочиями наделены комитеты и комиссии палат Федерального Собрания.

У Федерального Собрания в целом – контроль над исполнением федерального бюджета. Для этого есть также постоянно действующий орган финансового контроля - Счётная палата.

Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются также в том, что назначение и освобождение от должности дипломатических представителей РФ в иностранных государствах осуществляется Президентом после согласования с соответствующими комитетами и комиссиями обеих его палат.

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечить законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством, в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

Его можно разделить на:

Общий.

Ведомственный.

Надведомственный.

Общий контроль – предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств субъектов РФ

Ведомственный контроль – осуществляется федеральными министерствами, не имеющими подведомственных им федеральных служб и агентств. Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов.

Надведомственный контроль – осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.

Административный надзор – наблюдение за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм из законов и подзаконных актов (ПДД, пожарной безопасности, санитарные, природоохранительные и другие нормы)

Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

Особенности административного надзора:

- между его объектами и субъектами отсутствует организационная соподчиненность

-субъекты надзора вправе применять к объектам надзора меры административного принуждения

Полномочия органов административного надзора:

1. полномочия по предупреждению правонарушений

2. полномочия по пресечению правонарушений

3. полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц

4. полномочия по нормотворчеству

Надзор органов судебной власти:

Отправление правосудия является основной, но не единственной функцией судов. В процессе своей деятельности они осуществляют и другие функции, в частности – функцию судебного контроля законности издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти, их должностных лиц.

Субъекты судебного контроля: Конституционный Суд, арбитражные суды, суды общей юрисдикции.

Конституционный суд: являясь судебным органом конституционного контроля, разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права. Конституционный суд рассматривает также дела, связанные с индивидуальными и коллективными жалобами граждан о нарушении их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. Разрешая дела, принимая решения, которые обязательны на всей территории РФ для всех субъектов права, Конституционный Суд РФ выполняет тем самым свою конституционную обязанность – обеспечение законности в РФ.

Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам, руководствуясь действующим законодательством. В порядке административного судопроизводства суды рассматривают дела, по которым они обязаны давать правовую оценку действиям ОИВ, их ДЛ, а также издаваемым ими управленческим актам. Таким образом, в процессе рассмотрения административных исков граждан и принятия по ним решений суд осуществляет контроль за деятельностью соответствующих органов исполнительной власти и должностных лиц.

Арбитражные суды в сфере управления осуществляют судебный контроль. Разрешая дела, арбитражный суд выполняет важные задачи по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содействуя тем самым укреплению законности и предупреждению правонарушений в указанной сфере. Таким образом, содержанием контроля арбитражных судов является проверка ими при разрешении экономических споров, вытекающих из административных правоотношений, соответствия актов и действий ОИВ, их ДЛ требованиям законности и принятие мер по устранению обнаруженных правонарушений.

Единственным ведомством в системе государственной власти, осуществляющим надзор за исполнением всех действующих в Российской Федерации законов от имени государства, является прокуратура. Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.

Прокурор вправе в силу предоставленных ему полномочий проверить исполнение законов любым органом, должностным лицом либо гражданином, если в поступивших заявлении, жалобе, ином обращении содержатся сведения о нарушении законов. Вместе с тем органы прокуратуры, осуществляя надзор, не должны подменять иные государственные органы и должностных лиц, на которых возложен контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций.

Цели прокурорской деятельности заключаются в том, чтобы обеспечить:

· верховенство закона;

· единство и укрепление законности;

· защиту прав и свобод человека и гражданина;

· охраняемые законом интересы общества и государства.

Эти же задачи стоят перед прокуратурой и при осуществлении надзора за законностью деятельности государственной администрации (общего надзора). Для их выполнения Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры наделены необходимыми полномочиями.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом ее надзора является исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации, их должностными лицами, администрациями негосударственных организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Надзор за законностью деятельности государственной администрации — одно из направлений прокурорского надзора. С этой целью органы прокуратуры проводят проверки. Поводами для них служат любые поступившие в прокуратуру сообщения о фактах нарушения закона; основаниями — данные о каких-либо правонарушениях, требующих прокурорского реагирования.

Прокурор, а также его заместитель, помощник вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения государственных и негосударственных организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Прокурор может требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам относительно деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При осуществлении надзора за соблюдением органами и должностными лицами государственной администрации прав и свобод человека и гражданина прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушавших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует иные полномочия, предоставленные в связи с осуществлением надзора за исполнением законов.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, если пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, нарушены права и свободы значительного числа граждан, в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о проступке и материалы проверки в органы или должностным лицам, которые полномочны рассматривать такие дела.

Выявив нарушения действующего законодательства, прокурор применяет и специальные меры прокурорского реагирования:

· протест;

· представление;

· постановление;

· заявление о признании правового акта противоречащим закону (недействительным);

· предостережение.

Протест прокурора — это правовой документ, который приносится на незаконный правовой акт и содержит требование о его отмене или приведении в соответствие с действующим законодательством. Он приносится в орган либо должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в вышестоящий орган. Протест подлежит рассмотрению в 10-дневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Представление — это акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Основанием для внесения представления выступают установленные в ходе проверки нарушения. Как правило, оно вносится в орган или должностному лицу, компетентному обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений, при наличии системы, группы нарушений. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с принятием конкретных мер по устранению допущенных правовых аномалий. О результатах принятых мер сообщается прокурору в письменной форме в месячный срок.

Заявление о признании правового акта противоречащим закону — это письменное обращение прокурора в суд, содержащее ходатайство признать незаконный правовой акт недействительным. Заявление направляется в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

В начале 1999 г. в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» были внесены изменения. В частности, он был дополнен ст. 251 «Предостережение о недопустимости нарушения закона». В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

При наличии признаков преступления прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

В заключение следует подчеркнуть, что в настоящее время деятельность российской прокуратуры является важной составляющей борьбы за законность в защите прав и интересов граждан.\

Вопрос57. Органы управления безопасностью.

Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России)-фоив, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики РФ в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, гласит п.1 Положения о ФПС 1995 г. ФПС России подведомственна Президенту. ФПС России возглавляет систему органов и войск пограничной службы РФ и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов самоуправления в сфере ее компетенции. Она руководит органами пограничной службы, организует охрану и защиту государственных границ государств-участников СНГ, организует разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность органов пограничной службы, участвует в охране дипломатических представительств России за границей. Она организует пограничный и иные виды контроля в пунктах пропуска через гос границу, обеспечивает деятельность органов дознания органов пограничной службы.

ФПС возглавляет руководитель в ранге федерального министра. Руководитель ФПС является главнокомандующим органами и войсками Пограничной службы РФ; должности руководителя ФПС России соответствует воинское звание генерала армии. Руководитель ФПС назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Он утверждает структуру и штаты органов пограничной службы, издает приказы, директивы, указания и распоряжения. Он вправе делегировать свои полномочия подчиненным ему должностным лицам.

Руководитель ФПС организует и руководит деятельностью коллегии ФПС России и Главного военного совета Пограничных войск. Коллегия ФПС образуется для рассмотрения важнейших вопросов в сфере государственной пограничной политики; в ее состав входят руководитель ФПС (председатель коллегии), заместители руководителя ФПС, другие руководители ФПС, могут вводиться должностные лица органов государственной власти РФ, определяемые и утверждаемые Президентом РФ. Решения коллегии принимаются большинством голосов и объявляются приказами директора ФПС.

Заместители руководителя ФПС России, командующий авиацией Пограничных войск РФ, командующий морскими силами Пограничных войск РФ, руководители структурных подразделений ФПС России имеют свои печати, бланки и штампы, ведут переписку с органами государственной власти РФ, субъектами РФ, предприятиями, организациями и учреждениями в пределах своей компетенции.

В системе органов Федеральной пограничной службы организуются пограничные округа, группы пограничных войск, гарнизоны, воинские части, заставы. Низовым должностным лицом пограничной службы являются пограничные представители РФ, действующие на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г., N 462 "О пограничных представителях Российской Федерации". Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на пограничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

Единая централизованная система органов Федеральной службы безопасности РФ включает:

· управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских образованиях; а также в их органах управления (органы безопасности в войсках), которые непосредственно подчиняются в своей деятельности ФСБ России.

· cтруктурныеподразделения предприятий, учреждений и организаций обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии со ст. 20 закона Российской Федерации "О государственной тайне".

+Вопрос 57. Органы управления безопасностью

По учебнику Дёмина:

Понятие безопасности многогранно: национальная безопасность, экономическая, промышленная, продовольственная, ядерная и рациационная, пожарная, экологическая, другие области.

Обеспечением безопасности в чрезвычайных ситуациях занимается МЧС.

Защита границы.

Принципы охраны границ (?):

1) Неприкосновенность границ

2) Прозрачность границ

Осуществляется военнизированными подразделениями (крч, он пишет про ФПС – федеральную пограничную службу, но сейчас такой уже нет, она теперь подведомственна ФСБ). *Рассказать анекдот: «-Что надо человеку чтобы обеспечить себя на всю жизнь? –Только метр государственной границы». Втирать что вопреки закону госграница принадлежит негосструктурам, поругать режим Путина и тд.

Принципы защиты госграницы по закону «о госгранице» 1993:

1) Обеспечение безопасности РФ и международной безопасности

2) Взаимодействие всестороннее сотрудничество с иностранными государствами

3) Взаимное уважение суверенитета, территориальная целостность государств и нерушимость госграниц

4) Мирное разрешение различных вопросов

*дальше идёт описание структуры пограничных органов, которой уже нет, хз, почему он только про пограничиников пишет, как будто никто больше в стране безопасностью не занимается

***

Безопас­ность определяется как состояние защищенности жизненно важ­ных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Такое понимание бе­зопасности отражено в ФЗ от 2010 года «О безопасности», в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года.

Выделяются государственная, экономическая, общественная, информационная, экологическая и иные виды безопасности.

К силам обеспечения безопасности РФ относятся:

· Вооруженные Силы,

· Федеральная служба безопасности,

· Служба внешней раз­ведки,

· органы внутренних дел,

· служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,

· формирования гражданской обороны;

· внутренние войска,

· пограничные органы;

· органы, обеспечива­ющие безопасное ведение работ в промышленности, энергети­ке и в сельском хозяйстве;

· органы охраны здоровья населения и другие органы обеспечения безопасности.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безо­пасности» общее руководство органами обеспечения безопасно­сти возложено на Президента РФ. Он контролирует и коорди­нирует деятельность государственных органов обеспечения бе­зопасности, принимает в случае необходимости оперативные решения в этой области.

Правительство РФ обеспечивает руководство государствен­ными органами безопасности; осуществ­ляет необходимые меры по обеспечению государственной безо­пасности РФ; организует оснащение вооружением, военной тех­никой, материальными и финансовыми средствами, ресурсами силы и органы обеспечения безопасности и т. д.

Важное место в системе органов обеспечения безопаснос­ти занимаетСовет Безопасности РФ, руководство деятельнос­тью которого осуществляет Президент РФ. Он же и формирует его состав. Основные задачи Совета Безопасности РФ опреде­лены в Положении о нем, утвержденном Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г.

Задачами Совета Безопасности являются:

а) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности;

б) формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;

в) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

г) формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;

е) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальной безопасности;

ж) оценка эффективности, разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.

Функциями Совета Безопасности являются:

а) рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности, организации обороны, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

б) проведение стратегической оценки на основе анализа информации:

в) разработка и уточнение критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

г) осуществление стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности;

д) участие в реализации основных направлений государственной внешней и военной политики, государственной политики в области оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

е) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности;

ж) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации обороны и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

з) организация разработки федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

В систему специальных органов обеспечения безопаснос­ти входитФедеральная служба безопасности РФ (ФСБ России),основы организации и деятельности которой закреплены ФЗ от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности» и в По­ложении о Федеральной службе безопасности РФ, утвержден­ном Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г.

ФСБ России представляет собой централизованную систе­му, в состав которой входят:

· службы, департаменты, управления, другие подразделения, реализующие отдельные направления де­ятельности органов Федеральной службы безопасности.

Руководство ФСБ России осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ координирует ее деятельность в части взаи­модействия с федеральными органами исполнительной власти.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

контрразведывательная деятельность;

борьба с терроризмом;

борьба с преступностью;

разведывательная деятельность;

пограничная деятельность;

обеспечение информационной безопасности.

Основными задачами ФСБ России являются:

· инфор­мирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, фе­деральных органов государственной власти и органов государст­венной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;

· органи­зация выявления, предупреждения и пресечения разведыватель­ной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на на­несение ущерба безопасности РФ;

· организация борьбы с орга­низованной преступностью, коррупцией, терроризмом, контра­бандой, легализацией преступных доходов, незаконной мигра­цией и др.

Функции ФСБ России:

· осуществляет нормативно-правовое регулирование,

· вырабатывает предложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопас­ности РФ;

· организует деятельность органов безопасности по защите и охране государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и их природных ресурсов

· осуществление контроля за соблюдением физическими лицами и юридическими лицами режима государственной границы и в пунктах пропуска через неё, пограничного режима.

· в пределах своей компетенции вправе объявлять физическому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений

· в пределах своих полномочий разрабатывает меры по защите сведений, составляющих государственную тайну

· организует и обеспечивает безопасность в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба

Составной частью системы обеспечения безопасности яв­ляются органы внешней разведки РФ, основы организации и де­ятельности которых закреплены в ФЗ от 10 января 1996 г. «О внешней разведке».

В систему органов внешней разведки входят:

· Служба внеш­ней разведки РФ (СВР России), которая имеет статус федераль­ной службы,

· Органы внешней разведки Минобороны России.

Перечисленные органы осуществляют свою деятельность путем добывания и обработки информации о затрагивающих жизнен­но важные интересы РФ реальных и потенциальных возможно­стях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказание содействия в реализации мер, осу­ществляемых государством в интересах обеспечения безопасно­сти РФ.

Обработанная органами внешней разведки информация направляется Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному собранию.

Органы внешней разведки имеют свои сферы разведыва­тельной деятельности.

Так, СВР России осуществляет свою дея­тельность в политической, экономической, военно-стратегиче­ской, научно-технической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, используемых с территории РФ.

Специальным органом обеспечения безопасности являет­сяФедеральная служба охраны РФ (ФСО России), задачи и пол­номочия которой закреплены в ФЗ от 27 мая 1996 г. «О государ­ственной охране», в Положении о ней, утвержденном Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г.

Объектами охраны указанных служб являются Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены их семей, руководите­ли обеих палат Федерального Собрания, председатели Консти­туционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ, Ге­неральный прокурор РФ, Председатель СК РФ и другие лица. На неё возложено обеспечение безо­пасности главам иностранных государств и правительств, чле­нам их семей в период пребывания на территории РФ.

Основными задачами ФСО России являются:

1) прогнозирование и выявление угроз безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этих угроз;

2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны;

3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования специальной связи;

4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

5) обеспечение защиты охраняемых объектов;

6) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и трассах проезда объектов государственной охраны;

7) обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем

8) участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации.

Для решения возложенных задач Служба наделена полномочиями по осуществлению персональной охраны названных выше лиц; обеспечению Президента РФ президентской связью; организации и проведению соответствующих охранных, режимных, технических и иных мероприятий.

В пределах своей компетенции она осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охране, специальной связи, информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента РФ, Правительства РФ, иных государственных органов и т.д.

В состав государственных органов обеспечения безопасно­сти входитФедеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).Руководство ее дея­тельностью осуществляет Президент РФ.

Данная Служба является уполномоченным органом испол­нительной власти в области обеспечения безопасности инфор­мации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также органом защиты государственной тайны.

Основными задачами ФСТЭК России являются:

1) реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

2) осуществление государственной научно-технической политики в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

3) организация деятельности государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и объектовом уровнях, а также руководство указанной государственной системой;

К органам обеспечения безопасности относитсяМежведом­ственная комиссия по защите государственной тайны,Поло­жение о которой утверждено Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г.руководство её деятельностью осуществляет Президент.

Комиссия координирует деятельность федеральных органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам реализации федерального законодательства в области государственной тайны, рассматривает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы его защиты; формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне и т.д.

Решения Межведомственной комиссии, принятые в преде­лах ее полномочий, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной власти, органами го­сударственной власти субъектов РФ, органами местного само­управления, организациями, должностными лицами и гражда­нами.

Названные выше органы и Межведомственная комиссия в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государствен­ной тайне» в пределах своей компетенции обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, перечень ко­торых дан в ФЗ от 6 октября 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной тайне», а также в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» в редакции Указа от 24 января 1998 г.

Вопрос 58. Пересмотр постановлений и решений по делам об АП. (Дмитриева Елена)

Пересмотр включает в себя:

  • Обжалование (1.постановлений по делу и 2. решений, вынесенных по жалобе, в том числе в порядке надзора)
  • Опротестование постановлений и решений по делу

Прокурорможет обжаловать принестипротест на постановление по делу, вступившему или не вступившему в законную силу, а также на решение, вынесенное по протесту.

Кто может обжаловать?Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, представитель и защитник, законные представители физического и юридического лица.

Сроки подачи жалобы:

  • В течение 10 суток -со дня вручения или получения копии постановления (есть возможность восстановления срока)
  • В течение 5 суток - по отдельным статьям КоАп, предусматривающим ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

Кому подавать жалобу?

Если Прежнее решение вынес Подавать жалобу в:
судья Вышестоящий суд
Коллегиальный суд В районный суд по месту нахождения коллегиального органа
Должностным лицом Вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела
Иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта В районный суд

Жалоба ЮЛ, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ -рассматривается арбитражным судомв соответствии с арбитражным законодательством.

Жалоба подается субъекту административной юрисдикции, который обязан подать её в течение 3х днейв вышестоящий суд или вышестоящему должностному лицу. Жалобы на постановления о назначении наказания в виде ареста, административного выдворения или административного приостановления деятельностит отправляются в вышестоящий суд в тот же день.

✓ При поступлении жалобыв орган или к должностному лицу -Жалоба подлежит рассмотрениюв 10 дневный срок.

✓ При поступлении в суд – в течение 2 месяцев

✓ По отдельным статьям,связанным с нарушением избирательного законодательства – в 5дневный срок.

✓ Жалобана постановления о назначении наказания в виде ареста, административного выдворения - в течение суток

✓ Жалоба на постановление об административном приостановлении деятельности - в течение 5 суток

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение:

  1. Об оставления постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения
  2. Об изменении постановления, если при этом не увеличивается наказание и не ухудшается положение лица
  3. Об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, при малозначительности деяния, при недоказанности обстоятельств, на основании которых венесено постановление
  4. Об отмене постановления и отправлении дела на новое рассмотрение субъекта юрисдикции, если существенно нарушены процессуальные требования, это не позволило всесторон

Наши рекомендации