Контроль и надзор в сфере государственного управления. Общий надзор органов прокуратуры.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

1. Непосредственный контроль

2. Контроль через соответствующие президентские структуры.

Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне. Президент вправе председательствовать на заседании Правительства. Также он осуществляет руководство рядом ФОИВ. Значительную роль в осуществлении президентского контроля играет Администрация Президента. Важные функции и полномочия по обеспечению конституционных контрольных полномочий Президента РФ осуществляет контрольное управление Президента РФ.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется также через институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она даёт согласие президенту на назначение Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ по разработке проекта федерального бюджета. Правительство ежегодно отчитывается перед Государственной Думой. Отдельными контрольными полномочиями наделены комитеты и комиссии палат Федерального Собрания.

У Федерального Собрания в целом – контроль над исполнением федерального бюджета. Для этого есть также постоянно действующий орган финансового контроля - Счётная палата.

Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются также в том, что назначение и освобождение от должности дипломатических представителей РФ в иностранных государствах осуществляется Президентом после согласования с соответствующими комитетами и комиссиями обеих его палат.

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечить законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством, в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

Его можно разделить на:

Общий.

Ведомственный.

Надведомственный.

Общий контроль – предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств субъектов РФ

Ведомственный контроль – осуществляется федеральными министерствами, не имеющими подведомственных им федеральных служб и агентств. Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов.

Надведомственный контроль – осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.

Административный надзор – наблюдение за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм из законов и подзаконных актов (ПДД, пожарной безопасности, санитарные, природоохранительные и другие нормы)

Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

Особенности административного надзора:

- между его объектами и субъектами отсутствует организационная соподчиненность

-субъекты надзора вправе применять к объектам надзора меры административного принуждения

Полномочия органов административного надзора:

1. полномочия по предупреждению правонарушений

2. полномочия по пресечению правонарушений

3. полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц

4. полномочия по нормотворчеству

Надзор органов судебной власти:

Отправление правосудия является основной, но не единственной функцией судов. В процессе своей деятельности они осуществляют и другие функции, в частности – функцию судебного контроля законности издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти, их должностных лиц.

Субъекты судебного контроля: Конституционный Суд, арбитражные суды, суды общей юрисдикции.

Конституционный суд: являясь судебным органом конституционного контроля, разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права. Конституционный суд рассматривает также дела, связанные с индивидуальными и коллективными жалобами граждан о нарушении их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. Разрешая дела, принимая решения, которые обязательны на всей территории РФ для всех субъектов права, Конституционный Суд РФ выполняет тем самым свою конституционную обязанность – обеспечение законности в РФ.

Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам, руководствуясь действующим законодательством. В порядке административного судопроизводства суды рассматривают дела, по которым они обязаны давать правовую оценку действиям ОИВ, их ДЛ, а также издаваемым ими управленческим актам. Таким образом, в процессе рассмотрения административных исков граждан и принятия по ним решений суд осуществляет контроль за деятельностью соответствующих органов исполнительной власти и должностных лиц.

Арбитражные суды в сфере управления осуществляют судебный контроль. Разрешая дела, арбитражный суд выполняет важные задачи по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содействуя тем самым укреплению законности и предупреждению правонарушений в указанной сфере. Таким образом, содержанием контроля арбитражных судов является проверка ими при разрешении экономических споров, вытекающих из административных правоотношений, соответствия актов и действий ОИВ, их ДЛ требованиям законности и принятие мер по устранению обнаруженных правонарушений.

Наши рекомендации