Способы защиты административно-правовых отношений.
Понятие защиты административно-правовых отношений означает создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. В настоящее время существуют и применяются три основных способа защиты административно-правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласительный.
Административный способ защиты административно-правовых отношений осуществляется в рамках системы исполнительной власти силами и средствами органов государственного управления и их должностных лиц, которые по жалобе соответствующих субъектов или по своему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и их служащих, принимая соответствующие меры защиты: приостановление или отмену незаконных или нецелесообразных актов управления, принятие к виновным различных мер дисциплинарного и иного управленческого воздействия и т.д.
Судебный способ защиты административно-правовых отношений имеет место там, где вопрос о правомерности или неправомерности решений и действий участников данного административно-правового отношения решается судом по жалобе гражданина, по обращениям соответствующих полномочных органов исполнительной власти или, в установленных случаях, прокурора.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная зашита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Основания и сроки обращения в суд с жалобой, порядок и результаты ее рассмотрения регламентированы КАС РФ и рядом других законодательных актов. Судебный контроль за деятельностью иных ветвей власти может обеспечить реализацию механизма государственного регулирования, является правовой гарантией как во взаимодействии, так и в организационном разделении государственной власти.
Договорно-согласительный способ защиты административно-правовых отношений реализуется через создание различных согласительных органов (согласительные комиссии, комитеты, группы и т.д.) и использование разнообразных согласительных процедур.
Согласно ст. 85 Конституции РФ Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае если согласованное решение таким образом не будет достигнуто, он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
9. Система административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины.
изучения науки административного права, а также учебной дисциплины «Административное право». Административное право является отраслью публичного права, связанной с правовым механизмом организации и функционирования государства и его органов, регулирующей общественные отношения в области государственного (публичного) управления. Административное право определяется своим предметом — государственно-управленческими отношениями. Оно регулирует широкий сегмент вопросов организации и деятельности системы органов исполнительной власти, а также обеспечения законности в области функционирования и развития последних.
В содержание науки административного права входит комплекс научных положений, представлений, понятий и постулатов о нынешнем состоянии и динамическом развитии всей системы норм административного права, составляющих эту отрасль права. Наука административного права изучает не только действующие нормы этой отрасли, но и общественные отношения, которые они призваны регулировать, а также историю и перспективы развития.
Все они рассматриваются в учебной дисциплине административного права, которая, как и сама отрасль административного права, делится на общую и особенную части, а в рамках той и другой излагается содержание входящих в них административно-правовых институтов.
В учебном курсе «Административное право России» изучаются современные, наиболее устойчивые положения, представления и понятия, отраженные в системе составляющих административное право как отрасль права норм и регулируемых этими нормами общественных отношений.
Наука управления — комплексная межотраслевая наука, включающая в себя систему знаний об управлении как целостном, комплексном социальном явлении, синтезирующая все аспекты, функции и стадии процессов управления, формирующаяся в тесной взаимосвязи с кибернетикой (анализом систем, теорией информации и исследованием операций), имеет пред
метом своего изучения системы социального типа, происходящие в них государственно-политические, экономические, производственно-технологические и социально-психологические процессы и явления. Специфика управления социальными процессами требует исследований по экономике, социологии, психологии и правовым вопросам, обобщенные теоретические и эмпирические данные которых служат основой для формирования единой науки управления.
Предметом науки управления выступает исследование вопросов о том, что делать, управляя соответствующим объектом (процессом, предприятием, отраслью, комплексом взаимосвязанных отраслей и т.д.), какие управленческие функции осуществлять, в каких формах и какими методами? Задача науки управления — открыть и исследовать комплекс управленческих функций для успешного и эффективного управления конкретным объектом, а также показать, как организовать их осуществление в системно-структурном и правовом плане. Наука административного права — одна из правовых наук, характерной и специфической особенностью которой является связь с науками неправовыми, изучающими вопросы организации и управления любыми процессами: экономическими, технико-технологическими, социально-психологическими и т.д.
Административно-правовая организация осуществляется в форме административно-правового регулирования социальных связей и отношений участников или в форме административно-правового регламентирования экономических, производственно-технологических и других решений и действий субъектов управленческих отношений. Объектом административно-правового регулирования являются социальные связи и отношения участников управленческого процесса, а объектом правового регламентирования — нормы, нормативы и регламенты, обусловливающие и определяющие действия людей в сфере их экономической, производственно-технологической, психофизиологической, организационной и другой деятельности.
Правовая организация занимает особое место в системе организации всех сфер и сторон жизнедеятельности гражданского общества. Во-первых, она имеет самостоятельное правовое значение и содержание (правила внутреннего трудового распорядка, правовая ответственность, многочисленные давностные сроки, строго определенные процессуальные формы деятельности правоохранительных органов и т.д.). Во-вторых, она опосредует в разной степени иные стороны организации управления (технической, экономической, социальной). Следовательно, наука административного права является частью единой комплексной науки управления, оставаясь при этом одной из правовых наук.