Понятие и виды источников административного права, проблемы их систематизации.

Источниками административного права являются правовые нор­ мативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права. С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд норма­ тивных актов следующих разновидностей. Законы.

Это государственные правовые акты, обладающие среди всех источников административного права высшими юридическими свойствами. Они регулируют наиболее общие и наиболее значитель­ ные отношения, касающиеся предмета административно­правового регулирования. К законам относятся:

1) Конституция РФ (Основной закон);

2) федеральные конституционные законы (принимаются по во­ просам, прямо упомянутым в Конституции РФ);

3) федеральные законы;

4) конституции, уставы (основные законы) субъектов РФ;

5) законы субъектов РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и между‑ народные договоры РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и меж­ дународные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Примером могут служитьВсеобщая декла­ рация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.1 , Междуна­ родный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.2 и др.

Указы Президента РФ.

По своим правовым свойствам они являют­ ся подзаконнными актами и должны издаваться на их основе, в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни .

Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты).

Нормативные правовые акты центральных федеральных органов ис‑ полнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ — министерств, ведомств (приказы, постановления, инструкции).

Нормативные правовые акты муниципальных органов (действуют в пределах отдельного муниципального образования).

Акты судебной власти (решения, постановления Конституционно­ го и Верховного Судов, изменяющие или отменяющие нормы права).

В зависимости от формы источниками административного права являются: конституции, положения, уставы, кодексы, инструкции, правила, регламенты, концепции, реестры.

Принимаемые конституции имеют, как правило, стандартную структуру, включающую преамбулу (здесьзакрепляются ее цели, ис­ торические условия принятия, руководящие начала государственной политики), основную часть(содержит нормы об основах конституци­ онного строя, о правах и свободах человека и гражданина, о системе и структуре государственных органов и органов местного самоуправле­ ния, о государственной символике, о порядке изменения Конститу­ ции), заключительные и переходные положения (определяют поря­ док вступления Конституции в силу).

Среди положений можно выделитьтак называемые органические и предметные положения. Первые регламентируют компетенцию орга­ на государственного управления (положения о конкретных мини­ стерствах, ведомствах, структурных подразделениях государственных органов), вторые — определенные группы отношений (например, Положение о представлении гражданами, претендующими на заме­ щение должностей федеральной государственной службы, и феде­ ральными государственными служащими сведений о доходах, об иму­ ществе и обязательствах имущественного характера). Уставы представляют собой нормативные акты, регулирующие структуру организации и порядок деятельности субъектов РФ (кроме республик) и юридических лиц (коммерческих и некоммерческих ор­ ганизаций) либо какую­то отдельную сферу отношений (Устав авто­ мобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта; Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ; Дисци­ плинарный устав Вооруженных Сил РФ и т. д.).

Среди кодексов можно выделить КоАП РФ и КАС РФ, регламен­ тирующие отдельные виды административных производств — произ­ водство по делам об административных правонарушениях и админи­ стративное судопроизводство, а также кодексы, в которых вместе с административно­правовыми отношениями регулируются отноше­ ния в других отраслях права — ВдК РФ, ЗК РФ, ЛК РФ, ТК РФ и др.

Инструкции принимаются в дополнение и для разъяснения от­ дельного ранее принятого акта и закрепляют порядок и способы его реализации.

Нормативные правовые акты в форме правил принимаются с це­ лью регулирования различных сторон жизни общества. Примерами могут служитьПравила дорожного движения, Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским на­ земным электрическим транспортом, Правила предоставления ком­ мунальных услуг собственникам и пользователям помещений в мно­ гоквартирных домах и жилых домов и т. д. Для обобщенной характеристики этой сложной системы источни­ ков административного права нередко используется понятие «адми­ нистративное законодательство».

В настоящее время существует четыре вида систематизации адми­ нистративного законодательства: кодификация, инкорпорация, хро­ нологические издания источников административного права и элек­тронные информационно­правовые базы данных.

Кодификация как высшая форма систематизации административ­ ного законодательства предполагает сведение норм в кодексы по раз­ личным административно­правовым институтам. В результате такого упорядочения действующего законодательства перерабатываются или отменяются устаревшие и создаются новые правовые нормы. Старые нормативные правовые акты утрачивают силу, и появляется еди­ ный — кодекс.

Инкорпорация административного законодательства представляет собой объединение норм административного права по каким­либо критериям в собрания, своды без изменения содержания существую­ щих нормативных правовых актов. Формой неофициальной инкорпорации административного зако­ нодательства является издание сборников нормативных актов по раз­ личным институтам административного права: государственной и му­ ниципальной службе, административному принуждению, админист­ ративной ответственности и др.

Хронологическая систематизация административного законода­ тельства осуществляется в форме официальных периодических изда­ ний: «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Бюлле­ тень нормативных актов федеральных органов исполнительной вла­ сти». Они выходят с определенной периодичностью и публикуют все принимаемые федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Кроме того, многие государственные органы и учреждения (Ми­ нобрнауки России, ФНС России, Банк России и др.) издают свои бюллетени, вестники и другие хронологические издания, публикую­ щие отраслевые нормативные правовые акты. В субъектах Федерации имеются свои периодические источники публикации региональных нормативных правовых актов.

Электронные информационно‑правовые базы данных (Гарант, Кон­ сультантПлюс и др.) содержат все существующие виды правовой ин­ формации, включая акты органов власти, судебную практику, ком­ ментарии и т. д. Их регулярное пополнение прошедшими юридиче­ скую обработку документами, высокая поисковая скорость, а также целый ряд аналитических функций делает их незаменимыми в любой юридической работе.

Наши рекомендации