Тема 2.7. Преступления против собственности
Общая характеристика и виды преступлений против собственности.
Понятие, признаки, формы и виды хищения. Отличие хищения от мелкого хищения.
Формы хищений: виды и критерии разграничения. Кража. Мошенничество. Мошенничество в сфере кредитования, его отличие от незаконного получения кредита и злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности. Мошенничество при получении выплат. Мошенничество с использованием платежных карт. Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Мошенничество в сфере страхования. Мошенничество в сфере компьютерной информации. Присвоение или растрата, их отличие от мошенничества и злоупотребления полномочиями. Грабеж, его отличие от кражи. Разбой, его отличие от грабежа и вымогательства. Момент окончания кражи, мошенничества, грабежа и разбоя.
Виды хищений: критерии разграничения. Хищение предметов, имеющих особую ценность. Виды хищений, предусмотренных другими главами УК РФ.Участие таможенных органов РФ в борьбе с хищениями культурных ценностей и иных предметов, ограниченных к обороту.
Виды и содержание квалифицирующих обстоятельств при различных формах и видах хищений. Содержание и значение определительных норм примечания к ст. 158 УК РФ.
Причинение имущественного или иного ущерба, не связанное с хищением. Вымогательство. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, его отличие от мошенничества. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Виды и содержание квалифицирующих признаков в составах этих преступлений
Уничтожение или повреждение чужого имущества. Умышленные уничтожение или повреждение имущества; его отличие от террористического акта, вандализма и диверсии. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности.
Семинар «Преступления против собственности» – очная форма обучения
1. Общая характеристика преступлений против собственности.
2. Понятие и признаки хищения в уголовном праве.
3. Формы хищений.
4. Виды хищений.
5. Преступления против собственности, не являющиеся хищениями.
Семинар «Проблемы законодательной регламентации и практики
применения норм гл. 21 УК РФ» – очная форма обучения –
проводится в интерактивной форме «Круглый стол»
1. Студенты выступают с докладами по вопросам существующих проблем законодательной регламентации и практики применения норм гл. 21 УК РФ, выявленным ими в ходе подготовки к семинарскому занятию, кратко излагая суть проблемы и обосновывая свое видение путей ее разрешения.
2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.
3. В конце занятия подводятся итоги дискуссии, и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.
Практическое занятие «Преступления против собственности» – формы обучения: очная и заочная
Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и квалификации преступлений против собственности.
1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.
2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.
3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.
4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):
1.1.«Конституционные основы уголовного законодательства о защите собственности от преступных посягательств»;
1.2.«История развития российского уголовного законодательства о формах хищений»;
1.3.«Отграничение мошенничества (ст. 159 УК РФ) от присвоения и растраты (ст. 160 УК РФ) и причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ)»*;
1.4.«Проблемы уголовно-правовой защиты культурных ценностей от хищений и иного незаконного перехода права собственности на них»;
1.5.«Новые способы хищений в современном российском обществе и за рубежом».
2. Задачи.
2.1. Филькин и Петушков увидели в два часа ночи на улице шедшего домой с чемоданом с прибывшего поезда пенсионера Митрофанова. Они подошли к пенсионеру и потребовали «подарить» им чемодан с вещами. Когда Митрофанов отказался, Филькин вынул из кармана игрушечный пистолет и направил его на Митрофанова, а Петушков сказал пенсионеру, что его пристрелят. Митрофанов, приняв пистолет за настоящий, бросил чемодан и убежал. Филькин и Петушков забрали чемодан, но через несколько минут их задержал милицейский патруль.
Квалифицируйте действия Филькина и Петушкова. Изменилось бы ваше решение, если бы Филькин и Петушков были задержаны в тот момент, когда Филькин направил пистолет на пенсионера Митрофанова?
2.2. Разумов познакомился с Букреевой в театре. По окончании спектакля в гардеробе была большая очередь. Разумов предложил Букреевой передать ему номерок для получения ее шубы, а самой посидеть в стороне. Та согласилась. Получив в гардеробе шубу Букреевой, Разумов скрылся.
Квалифицируйте действия Букреевой. Изменилось бы ваше решение, если бы Разумов с шубой Букреевой был бы задержан работником охраны на выходе из театра?
2.3. Находясь на автовокзале, школьный учитель Селиванов попросил сидевшего рядом с ним некоего Михайлюка присмотреть за чемоданом, а сам пошел в буфет. Как только учитель отошел, Михайлюк, имевший непогашенную судимость за грабеж, схватил чемодан и убежал. В чемодане были вещи на общую сумму пять тысяч рублей.
Квалифицируйте действия Михайлюка. Изменилось бы ваше решение, если бы Михайлюк не убежал с чемоданом, а вскрыл его и взял некоторые вещи на сумму 150 рублей, с которыми он убежал, а остальное оставил.
2.4. Приходящая домработница Матвеева имела ключи от квартиры ее нанимателей Львовых. По договоренности с ними она должна была убирать квартиру и заниматься домашним хозяйством два раза в неделю: в понедельник и в пятницу. Матвеева же пришла специально в среду, чтобы совершить кражу. Зная, что в незапертой тумбочке обычно лежит золотой браслет хозяйки, она забрала его и подарила своей дочке.
Квалифицируйте действия Матвеевой. Изменилось бы ваше решение, если бы Матвеева забрала браслет в пятницу?
2.5. Ранее судимый за карманную кражу Василенко, находясь в переполненном вагоне метро, незаметно для потерпевшего Огуреева вытащил из его кармана кошелек, в котором, как впоследствии выяснилось, было только пять рублей. Василенко полагал, что никто этого не видел, но, следивший за ним работник милиции, поймал Василенко за руку. Решите вопрос об уголовной ответственности Василенко.
Изменилось бы ваше решение, если бы было установлено, что Василенко знал, что в кошельке Огуреева было пять рублей, и сознательно изъял их, так как именно этой суммы ему не хватало для приобретения жетона на обратный проезд в метро?
3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарам и практическому занятию
По данным российской уголовной статистики преступления против собственности традиционно занимают лидирующее положение среди совершаемых ежегодно уголовно наказуемых деяний. Перед выполнением заданий для самостоятельной работы и подготовкой к семинарскому и практическому занятиям студенту рекомендуется внимательно изучить содержание примечания к ст. 158 УК РФ, определяющего родовое понятие хищения, ст. 158 – 162 и 164 УК РФ о различных формах и видах хищений, ст. 163, 165 – 168 УК РФ об иных преступлениях против собственности, не являющихся хищениями. Изучив указанные положения главы 21 УК РФ следует обратиться к их разъяснениям и толкованиям, содержащимся в комментариях к уголовному закону, учебной и научной литературе, включая рекомендуемую.
При решении практических задач особое внимание следует уделить разграничению схожих форм хищений, для чего необходимо каждый раз правильно определять способ противоправного изъятия и(или) обращения чужого имущества.
Для выполнении третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной и следственной практики можно найти на сайтах судебных и правоохранительных органов в сети Интернет.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие виды хищений выделяются в зависимости от стоимости похищенного имущества?
2. Какие виды угроз не охватываются составом вымогательства?
3. Чем угон транспортного средства отличается от его хищения?
4. Перечислите виды мошенничества, предусмотренные ст. 159.1 – 159.6 УК РФ.
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники
8.1. – 2–10.
8.2. – 5, 14.
8.3. –2.
8.4. – 1–4.