Тема 1.7. Субъективная сторона преступления
Понятие и значение субъективной стороны преступления как внутренней (психической) характеристики общественно опасного поведения лица. Признаки состава преступления, характеризующие субъективную сторону.
Понятие вины, ее социальная сущность. Интеллектуальный и волевой элементы содержания вины. Формы вины. Способы законодательного закрепления форм вины в уголовно-правовых нормах. Правовое значение установления вины и определения ее формы для решения вопроса об уголовной ответственности.
Понятие умысла как формы вины и его содержание. Виды умысла, предусмотренные УК РФ: прямой и косвенный умысел. Классификация видов умысла по времени его возникновения и степени определенности. Практическое значение разграничения видов умысла и юридическое значение правильного определения вида умысла.
Понятие неосторожности как формы вины, ее содержание. Виды неосторожности, предусмотренные УК РФ: легкомыслие и небрежность. Отличие преступного легкомыслия от косвенного умысла. Критерии преступной небрежности. Отличие преступной небрежности от преступного легкомыслия и невиновного причинения вреда. Условия уголовной ответственности за преступления, совершенные по неосторожности.
Невиновное причинение вреда и его виды.
Понятие, содержание и значение двойной формы вины для квалификации преступлений. Особенности уголовной ответственности за преступление, совершенное с двумя формами вины.
Понятие и уголовно-правовое значение мотива и цели преступления.
Роль эмоций в содержании субъективной стороны преступления. Уголовно-правовое значение состояния сильного душевного волнения.
Юридические и фактические ошибки. Их виды и значение для правильной квалификации преступлений.
Семинар «Проблемы определения формы вины в ходе квалификации
преступлений» – формы обучения: очная и заочная – проводится в
интерактивной форме «Круглый стол»
1. Студенты выступают с докладами по вопросам существующих в теории и правоприменительной практике проблем определения интеллектуального и волевого критериев форм вины, выделяемых в науке, с учетом генезиса уголовного законодательства, выявленным ими в ходе подготовки к семинарскому занятию, кратко излагая суть проблемы и обосновывая свое видение путей ее разрешения.
2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.
3. В конце занятия подводятся итоги дискуссии, и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.
Практическое занятие «Субъективная сторона преступления» –
очная форма обучения
Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и определения умысла и неосторожности как форм вины.
1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.
2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.
3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.
4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):
1.1. Проблемы разграничения косвенного умысла и легкомыслия.
1.2. Невиновное причинение вреда – законодательная регламентация и проблемы практического определения.
1.3. Особенности аффекта как уголовно значимого эмоционального состояния. Проблемы установления.
2. Задачи.
2.1. У Петренко, решившего совершить разбойное нападение на небольшой магазин, не было маски. Петренкокупил баллончик со взбитыми сливками и вымазал себе лицо. Но когда он потребовал деньги, кассир расхохоталась. Возникла неожиданная заминка. Сливки с лица грабителя стали сползать. Он запаниковал и бросился к выходу. Но поскольку крем попал в глаза, то Петренко перепутал стеклянную дверь с окном и потерял сознание, ударившись лбом о стекло. В себя его приводила уже полиция.
Определите форму вины Петренко.
2.2.Тимонина узнала, что ее муж изменяет ей с Алексеевой. Желая сохранить семью, она обратилась к цыганке Жемчужной. Жемчужная с помощью Тимониной «навела на соперницу порчу», пообещав, что та вскоре умрет.
Через несколько дней Алексеева действительно попала в ДТП, в результате которого ей был причинен тяжкий вред здоровью.
Имеется ли в действиях Тимониной и Жемчужной состав преступления? Если да, определите форму вины.
Если нет, определите вид допущенной ошибки и ее влияние на квалификацию описанного деяния.
2.3.Капитан УГНД ГУ МЧС России по г. Москве Грицаев, провел проверку корпусов 1003 и 1004 г. Зеленограда на предмет соблюдения в них правил пожарной безопасности и выявил ряд нарушений. За невнесение в справку о результатах проверки сведений о выявленных существенных нарушениях законодательства в сфере пожарной безопасности, он получил от Завражнева деньги в сумме 35 тысяч рублей.
Определите форму вины Грицаева.
В какой форме Грицаев совершил деяние (преступного действия или бездействия)?
2.4.Петрова сказала мужу, что если он не прекратит злоупотреблять спиртным, она его убьет. Вечером, когда муж в очередной раз пришел домой в нетрезвом виде, Петрова надела ему на голову мешок и отвела в подвал. Петрова взяла в руки топор и дотронулась до шеи мужа, имитируя казнь. В этот момент у мужа случился инсульт, в результате которого он скончался.