Тема 1.5. Объективная сторона преступления
Понятие и значение объективной стороны преступления как его внешнего проявления. Обязательные и факультативные признаки объективной стороны преступлений. Роль признаков, характеризующих объективную сторону, в квалификации преступления.
Понятие преступного деяния. Формы общественно опасного деяния и их признаки. Волевой характер уголовно-правового действия и бездействия. Составные, продолжаемые и длящиеся преступления.
Понятие общественно опасного последствия. Классификация преступных последствий. Значение характера и размера вредных последствий для квалификации преступлений. Юридическая конструкция формальных и материальных составов преступлений.
Причинная связь и ее уголовно-правовое значение. Условия, свидетельствующие о наличии причинной связи между общественно опасным действием (бездействием) и наступившими последствиями. Отграничение причинной связи от случайной.
Время, место, обстановка, способ, средства и орудия совершения общественно опасного деяния как признаки, характеризующие объективную сторону преступления.
Семинар «Объективная сторона преступления»– очная форма обучения
1. Понятие и признаки объективной стороны преступления, ее уголовно-правовое значение.
2. Общественно-опасное деяние как признак объективной стороны преступления: понятие, характеристика, формы.
3. Понятие, виды общественно опасных последствий, их значение для уголовно-правовой квалификации.
4. Понятие, виды и значение факультативных признаков объективной стороны.
Практическое занятие «Объективная сторона преступления» –
формы обучения: очная и заочная
Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и определения признаков объективной стороны преступления.
1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.
2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.
3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.
4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):
1.1. Философская, социальная и правовая характеристика деяния как признака объективной стороны преступления.
1.2. Логические и правовые аспекты характеристики причинной связи как признака объективной стороны преступления.
1.3. Виды общественно опасных последствий преступления и их значение для классификации и квалификации преступлений.
2. Задачи.
2.1. В ходе проведения таможенного контроля пассажиров, вылетавших из аэропорта Южно-Сахалинска в Южную Корею, в дамской сумке жительницы Сахалина Б. была обнаружена довольно крупная наличность в размере 64 300 долларов США, которая не была задекларирована в установленном законом порядке. О том, что вывозимые денежные средства, превышающие в эквиваленте 10 000 долларов США, подлежат письменному декларированию, гражданка знала, однако спешила на рейс и решила избежать формальностей.
Имеются ли признаки объективной стороны преступления?
2.2. В 2010 году несовершеннолетний Юрий Евсюков стал членом группы молодых людей, нападавшей на граждан неславянской внешности. Вместе они договорились совершить очередное преступление. Так, в апреле 2010 года Юрий Евсюков и пятеро его соучастников, имея при себе ножи, встретились в метро с целью подыскания лиц неславянской народности.Следуя по улице Арцимовича, обвиняемые увидели ранее им незнакомого мужчину, араба по национальности и приняли решение о его убийстве. Молодые люди напали на прохожего, нанесли ему множественные удары руками и ногами, а затем - не менее 27 ножевых ранений. Решив, что мужчина мертв, участники группы покинули место преступления. Однако потерпевшему удалось выжить благодаря своевременно оказанной медицинской помощи.
Установите причинно-следственную связь между деянием и последствиями.
2.3.Б. позвонил в отдел полиции и сообщил, что в аэропорту «Храброво» произойдет взрыв. Через 10 минут мужчина перезвонил еще раз, уточнив, что готовится взрыв самолета рейса Москва - Калининград. Прибывшие на место происшествия полицейские и сотрудники МЧС эвакуировали из здания всех пассажиров и персонал аэропорта. В ходе обследования здания аэропорта и прилегающей к нему территории взрывоопасных предметов, взрывных устройств и взрывчатых веществ не обнаружено. У задержанного жителя Калининграда в ходе личного досмотра изъят мобильный телефон, с помощью которого были совершены звонки.
Имеются ли признаки объективной стороны какого-либо преступления в деянии Б.?
2.4. Сюткин, идя на работу по обледенелому тротуару, поскользнулся и при падении сбил с ног прохожую Зинину, которая ударилась головой об асфальт и от полученной травмы скончалась.
Подлежит ли Сюткин уголовной ответственности?
Можно ли поведение Сюткина считать действием в уголовно-правовом смысле?
2.5.В зимний вечер на неосвещенной улице к Ахеевой подошел владелец бультерьера Сергеев и, схватив ее за руку, потребовал снять норковую шубу и золотые украшения. Ахеева, испугавшись грозно рычавшей собаки, вырвалась и побежала, преследуемая Сергеевым, но, перебегая проезжую часть дороги перед близко идущим транспортом, поскользнулась и, падая, попала под колёса автоцистерны, управляемой Ивановым. От полученных при наезде телесных повреждений Ахеева скончалась.
Опишите объективную сторону данного(-ых) преступления(-ий). Находятся ли действия Сергеева и Иванова в причинной связи со смертью Ахеевой?
3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинаруи практическомузанятию
Перед выполнением заданий для самостоятельной работы и подготовкой к семинарскому и практическому занятиям студенту рекомендуется ознакомиться с содержанием основной литературы, а по возможности – и дополнительной, с целью определения социальной сущности и юридического значения объективной стороны преступления. При этом особое внимание необходимо обратить на значимость объективной стороны преступления при определении юридической природы того или иного преступления, отграничения преступного поведения от непреступного, разграничения преступлений и их систематизации в Особенной части УК РФ.
Изучая указанные вопросы, следует иметь в виду, что многие из них до сих пор носят дискуссионный характер в науке уголовного права, а потому в разных источниках, включая рекомендуемую литературу, могут трактоваться по-разному. Работа с такими источниками должна научить студента формировать собственное мнение относительно полемических вопросов уголовной политики и др., обосновывать собственную позицию, опираясь на акты законодательства и устоявшиеся уголовно-правовые понятия и иные юридические категории.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Чем отличается деяние в форме действия от деяния в форме бездействия?
2. Какое значение для квалификации имеют факультативные признаки объективной стороны?
3. Какое уголовно-правовое значение имеют последствия преступления?
4. Какие особенности имеет причинная связь в уголовном праве?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники
8.1. – 2, 9.
8.3. –1.
8.4. – 1, 2, 4.