Этика как философская наука.
Как философская наука, отличная от обыденного морального сознания, стихийно формирующегося в процессе социальной практике людей. Это относится не только к этике, но и к философии в целом и всем гуманитарным наукам.
Специфика этики в данном вопросе состоит в том, что указанные цели формулируются здесь в форме идей о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни. Сквозь столетие, от древности до наших дней, пришло не только название науки ("этика"), но и неизменной остается и ее главная цель, а также основные задачи.
Главная цель этики - определить для людей идеал, который лучше всякого совета обеспечивал бы ориентацию человека в ложных переплетениях общественных отношений, подводил бы их к действию в должном направлении.
Предмет науки – мораль - существенно расширился. Сам термин имеет латинскую основу, и его появление приписывают Цицерону.
Приблизительным латинским аналогом слова этос (ethos) -является слово мос (mos) - нрав, характер, поведение, обычай, мода, покрой одежды, закон, предписание, свойство, внутренняя природа.
Примечательно, что латинский аналог употреблялся в большей степени для обозначения человеческих качеств, индивидуальных особенностей, в отличие от греческого " ethos "- ставившего на первое место общественную характеристику.
Ориентируясь на греческий опыт и прямо ссылаясь на Аристотеля, Цицерон вводит термин (moralis)- относящийся к характеру, обычаям.
Позднее в IV веке н.э. возникает его производное (moraliyas) или (мораль)- для обозначения особой формы общественного сознания, нравственности и ее правил.
По своему происхождению слова " этика" и " мораль" совпадают - они не являются продуктами собственного развития языка, а были созданы искусственно. В обыденном сознании понятие "этика" и "мораль" часто употребляются как синонимы.
Но, как уже было отмечено, мораль- это явление социальной практики, неразрывно связанное с процессом становления, трансформации и развития общественных систем, она конкретно - исторична, с одной стороны, и универсальна по своим функциям и обращенности к человеческим отношениям, с другой. Мораль - самая древняя форма человеческого сознания, ее зачатки можно видеть в первобытном строе.
Очень простой вариант структуры морали был намечен в древности. Ведь нравственность - это, с одной стороны, понятие, убеждения, намерения, а с другой стороны - поступки, практические действия. Соединение же слова и дела составляет суть нравственных отношений между людьми, поэтому в морали в неразрывном единстве находятся сознание, деятельность и отношение.
Иначе в структуре нравственности выделяются:
• нравственное сознание (общественное и индивидуальное);
• нравственная практика;
• нравственные отношения.
Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особенность этого сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке. Ценностное отношение к действительности — важная характеристика нравственного сознания. Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества).
Нравственная практика является результатом объективации морального сознания, а базовый элемент практики — поступок. Структура нравственной практики может состоять из следующих составляющих:
• замысел (намерение или постановка цели);
• мотивация, обоснование замысла;
• выбор цели, средств;
• принятие решений;
• действия, реализующие нравственную установку и линию поведения человека.
Нравственные отношения предполагают совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.
Вместе с тем для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет.
Оценочная функция морали заключается в понимании того, что такое добро и зло, справедливость, долг, совесть. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным, поэтому моральные оценки носят универсальный характер и распространяются на все действия человека. Более того, моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.
Познавательная функция направлена на постижение величайшего многообразия культурного опыта, накопленного человечеством. В нем необходимо помнить, что познавательная функция морали осуществляется иначе. При этом в значительной степени гораздо большую роль играют чувства, вера, интуитивное восприятие многообразия межчеловеческих связей и отношений.
Регулятивная функция – одна из ведущих функций морали. В этой роли мораль корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей и общества. Однако регулирует поведение индивида не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание, т. е. все формы общественного сознания.
Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности. Мораль способствует установлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимости уважения к правам личности, достоинству других.
Ценностно-ориентирующая функция, исходя из нравственных представлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития.