Тема 1. Этика как философская наука. Предмет этики

При изучении данной темы необходимо составить представление об этике как о философской науке и как о важнейшем явлении духовной культуры; об этапах становления предмета этики, структуре этики как науки, ее месте в системе философско-гуманитарного знания. Следует раскрыть понятия «этика», «мораль», «нравственность», объяснить почему этику называют «практической философией». Далее следует очертить предметную область этики как науки, охарактеризовать такие подразделы этики как: нормативная этика, дескриптивная этика, метаэтика, прикладная этика, профессиональная этика, дать определения этим понятиям.

Продемонстрируйте, что нормативная этика – составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга, добра и зла, правильной, добродетельной, достойной жизни. Отличительный признак нормативной этики заключается в том, что ее содержание непосредственно подчинено ценностным выводам.

Покажите, что дескриптивная этика — раздел этики, который занимается конкретно-социологическим и историческим анализом морали того или иного общества. Она изучает существующие в нем обычаи, нравы, традиции и другие формы общественной дисциплины, конкретное содержание осуществляемых в социуме норм, структуру морального сознания и социальное содержание общераспространенных представлений о морали.

Подчеркните, что метаэтика - область исследований, объектом которых является нормативная этика. Метаэтика осуществляет логико-лингвистический анализ нормативно-этического, морального рассуждения на предмет его непротиворечивости, обоснованности, терминологической точности.

Покажите, что прикладная этика это такая область знания и поведения, которая имеет дело с практическими моральными проблемами, носящими пограничный и открытый характер. Предмет прикладной этики – императивно-ценностное содержание конкретных (профессионально и предметно определенных) социальных практик с целью их этической рационализации. Профессиональная этика представляет собой конкретизацию общей морали применительно к специфике профессии и занимается главным образом нормами и правилами поведения представителей данной профессии. Завершите работу выводами о месте и значении этики в системе гуманитарных наук.

Тема 2. Мораль, её сущность и роль в обществе.

При изучении данной темы необходимо дать определение морали, рассмотреть структуру морали. Также следует перечислить подходы к проблеме происхождения морали (религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества). Далее следует рассмотреть функции морали в обществе (регулятивная, мировоззренческая, оценивающая, координационная, мотивационная, практическая, интегрирующая, конститутивная, социально-критическая и др.)

Дайте определение понятию «моральный поступок», «моральное действие». Рассмотрите сущность основных моральных понятий: «добро» и «зло», «долг» и «совесть», «свобода» и «необходимость», «ответственность», «добродетель» и «порок», «счастье», «смысл жизни», «стыд», «честь», «достоинство», «идеал».

Тема 3. Этические представления Конфуция.

Охарактеризуйте учение Конфуция как нормативную программу достойной жизни. Дайте определение основным категориям конфуцианской этики (жень, ли, сяо, чжен мин и др.) покажите, как они взаимосвязаны. Рассмотрите место конфуцианства в системе этических учений Востока.

Наши рекомендации