Мораль (нравственность) как предмет этики. Общее определение морали. Функции морали: регулятивная, воспитательная, гуманистическая, познавательная и др

Этика как наука: происхождение термина, предмет, задачи. Соотношение понятий: этика, мораль, нравственность. Философско-нормативный характер этики.

Этика(греч. этос - привычные места обитания) - устойчивый характер чего либо(обычай);нрав,характер.

В 4 веке Аристотель размышляя об устройстве общества, ввел понятие этос. Он образовалось из слова этос, слово этика(этический-добродетельный).Учение об этических качествах человека — этика.

Этос - этический — этика

В 1 веке н.э. В Древнем Риме Цицерон перевел понятие Аристотеля на латинский язык.

Этос — мос(лат.) - морес(мн.ч.)

О морес — о времена — о нравы

Моралис — моральный

Мос — моралис — моралитас( моральная философия)

В эпоху Карамзина: нрав — нравы — нравственность

Этика — раздел философии, предметом которого является мораль (нравственность)

Этика как наука — сущность, законы возникновения и развития морали, функции морали, моральные ценности жизни.

Философия — мать всех наук, она служит методологией для этики. От философии в этике мы встречаем учение о добродетели,история происхождения морали — история этики

Практическая этика — переходит к решению многих этических задач, учит людей добродетелю. Знания важны только в применении с практикой.

Сократ в 5 веке. Знания о добродетели важнее чем сама добродетель. Прав тот, кто знает как правильно поступать, а не тот, кто поступает правильно.

Этика это зеркало морали.

Философская этика — изучает сущее, и историю этики.

Этика, как нормативная наука. Люди были добродетельны еще без знания этик, они имели практическую мораль. Апология этики, этические знания должны опережать этическую мораль. Этика поможет тому, кто в ней нуждается, но она не делает вас нравственнее.

Мораль (нравственность) как предмет этики. Общее определение морали. Функции морали: регулятивная, воспитательная, гуманистическая, познавательная и др.

Мораль — предмет этики, ее цель. Мораль явл. Объектом и субъектом науки, на нее направлено изучение, и субъект изучает сам себя(рефлексия).

Мораль — сущее — как характеристика личности.

Мораль — должное — как характеристика общества.

1)Мораль,как характеристика личности. Личность мы ценим моральные качества. Моральность зависит от того на сколько личность ответственно собой. Ответственность за свои поступки — самоконтроль. Главным контролером явл. разум, он контролирует нас, наши эгоистические намерения. Разумность — мера развития развития разума.

2)Мораль, как характеристика общества. Моральность личности распространяется в обществе, личность обладает качествами, которые относятся к моральным и не не моральным. Моральные качества проявл. В обществе. Задача общественной морали заключается в том чтобы сохранить данный социум, общество. Мораль регулятор общественных отношений.

«Золотое правило нравственности» - не делай по отношению к людям того, чего бы не хотел по отношению к себе. Оно сочетает в себе личную и общественную мораль.

Мораль можно понимать, как вид отношений в обществе, форма общественного сознания, регулятор человеческого поведения.

Функции морали:

1)Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

2)Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

3)Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

4)Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

5)Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

6)Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

7)Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

Наши рекомендации