Происхождение этики. виды профессиональной этики. медицинская этика. история медицинской этики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

происхождение этики. виды профессиональной этики. медицинская этика. история медицинской этики - student2.ru

ЧИТА – 2009

УДК: 614.253 (07)

Авходиев Г.И., Кот М.Л., Беломестнова О.В.

Биомедицинская этика: Учебно-методическое пособие. – Чита, 2009. – 216 с.

В учебно-методическом пособии рассматриваются актуальные морально-этические проблемы, возникающие в сфере современной науки и здравоохранения, в котором представлен материал, касающийся истории возникновения и развития биоэтики как науки, ее теоретические основы. Анализируются такие аспекты биоэтики, как достоинство пациента, свобода личности и информированное согласие, «право на смерть», дилеммы, возникающие в различны областях медицины.

Пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов.

Рецензенты:

Заведующий кафедрой патологической анатомии

Читинской государственной медицинской академии,

профессор В.П. Смекалов;

Заведующий кафедрой гистологии и эмбриологии

Читинской государственной медицинской академии,

д.м.н., профессор А.В. Патеюк.

© Авходиев Г.И., Кот М.Л., Беломестнова О.В., 2009

©ЧГМА, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Происхождение этики. Виды профессиональной

этики. Медицинская этика. История медицинской этики.

ГЛАВА 2. Теоретические основы биомедицинской этики.

Основные этические теории и принципы биомедицинской этики.

ГЛАВА 3. Основные правила биомедицинской этики. Права и

моральные обязательства врачей. Права пациентов.

ГЛАВА 4. Этические правила взаимоотношений медицинских работников.

ГЛАВА 5. Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований

на человеке и на животных.

ГЛАВА 6. Смерть и умирание. Эвтаназия.

Моральные проблемы трансплантологии.

ГЛАВА 7. Медицинские вмешательства в репродукцию человека.

Моральные проблемы медицинской генетики.

ГЛАВА 8. Этика в психиатрии и психотерапии.

ГЛАВА 9. СПИД. Морально-этические проблемы.

ГЛАВА 10. Моральные проблемы распределения дефицитных

ресурсов здравоохранения.

ПРИЛОЖЕНИЯ

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

«Спешите делать добро!»

Ф.П. Гааз

Биоэтика – это новая и притом очень широкая область междисциплинарных научных исследований, хотя, как это будет показано, она не ограничивается одними лишь исследованиями. Сам термин «биоэтика» возник немногим более тридцати лет назад, однако, изучаемые биоэтикой проблемы во многом являются не новыми для науки. Это не значит, что они удалены от повседневной жизни рядового человека и представляют интерес только для специалистов.

Развитие биомедицинской этики было обусловлено революционными достижениями в сфере высоких биомедицинских технологий, разработкой концепции «смерти мозга» в неврологии и реаниматологии, фундаментальными открытиями в трансплантологии, психофармакологии, в области экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона, молекулярной биологии и медицинской генетики (генодиагностика и генотерапия) и т.д. Значительное влияние на развитие биоэтики, как специализированной теоретической дисциплины, оказали идеи экологического и правозащитного движения.

Биомедицинская этика представляет собой адекватный современным общественным условиям этически обоснованный ответ на старейшие моральные проблемы, поставленные прогрессом медицинской науки и биомедицинских технологий. Основополагающие положения биоэтики (такие, к примеру, как правило добровольного информированного согласия) составили теоретическое основание для сформировавшегося в последние десятилетия нового международного признанного этического стандарта в медицинской практике, нашедшего свое выражение в многочисленных документах международного права, национальных законодательствах (включая российское законодательство в области здравоохранения), этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций.

Отсутствие систематического образования отечественных врачей в области современной биомедицинской этики негативно сказывается на имидже российского врача в глазах международного медицинского сообщества, ставит их в невыгодное положение по отношению к более подготовленным в данной области зарубежным коллегам (например, при разработке совместных программ научного сотрудничества). Проблематичным становится вопрос конвертируемости дипломов, выдаваемых выпускникам российских медицинских вузов, препятствует формированию новых отношений в отечественном здравоохранении, более адекватно отвечающих современным политико-экономическим условиям.

ГЛАВА 1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТИКИ. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ. МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

I. Цель занятия:

1. Освоить понятия: этика, медицинская этика, биоэтика.

2. Изучить историю развития этики и формирование основных принципов.

3. Ознакомиться с основными этическими документами: «Конвенция о правах человека и биомедицине», «Клятва Гиппократа», «Клятва российского врача».

II. Мотивационная характеристика:

Проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики в последние годы привлекают все большее внимание ученых, практиков, широкой медицинской общественности. Это обусловлено многими причинами, среди которых, прежде всего, следует назвать возрастающую важность нравственных, моральных, этических факторов во взаимоотношениях людей. Усложнение лечебно-диагностического процесса, постоянное внедрение в него новшеств, порожденных современной наукой требует от врача знаний этических норм, регулирующих поведение медика и основных документов, содержащих эти нормы.

III. Оснащение занятий:

1. Настоящая рекомендация.

2. Задачи по теме занятий.

3. Тексты: «Конвенция о правах человека и биомедицине», «Клятва Гиппократа», «Клятва российского врача».

IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:

1. Первый известный источник концепции медицинской этики?

а) Библия

б) Книга « Аюрведа»

в) «Клятва Гиппократа»

г) «Канон врачебной науки»

2. Покровитель врачевания в древнегреческой мифологии?

а) Асклепий

б) Зевс

в) Аполлон-целитель

г) Артемида

3. Год принятия «Конвенция о правах человека и биомедицине»?

а) 1946

б) 1961

в) 1991

г) 1997

4. Кому принадлежат слова: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва»?

а) Авиценна

б) Платон

в) Парацельс

г) Аристотель

5. Как назывались частные лечебницы в Древней Греции?

а) Асклепионы

б) Ятрейи

в) Госпитали

г) Лечебницы

6. В честь какого российского врача был назван институт в Бомбее?

а) Заболотным

б) Савенко

в) Самойлович

г) Хавкин

7. Кто ввел в обиход термин «деонтология»?

а) Бэкон

б) Бентам

в) Юм

г) Гален

8. Классик советской деонтологии?

а) Иванов

б) Петров

в) Павлов

г) Мечников

9. Основная нравственная идея «Канона» Авиценны?

а) Прагматизм

б) Гуманизм

в) Скептизм

г) Стоицизм

10. В каком документе впервые в России было определено наказание врачей за пренебрежительное отношение к своим обязанностям?

а) Воинский устав

б) Морской устав

в) Земский устав

г) Городской устав

11. Кем был предложен термин биоэтика?

а) Поттером

б) Фрейдом

в) Персивалем

г) Кантом

Эталоны ответов: 1-б, 2-а, 3-г, 4-а, 5-б, 6-г, 7-б, 8-б, 9-б, 10-а, 11-а.

Профессия врача одна из самых древних и почитаемых профессий на земле. Она является выражением потребности человека оказывать помощь страждущему. Во все времена и у всех народов врачевание ценилось очень высоко. Это можно понять и по высказыванию Гомера: «Многих воителей стоит один врачеватель искусный». Медицина очень тесно связана с судьбой человека, с его здоровьем и жизнью. Отсюда вытекают и особые требования к нравственному облику врача. Наиболее полно они определяются понятием гуманизм. Без гуманизма медицина вообще теряет смысл, т.к. тогда ее научные принципы вступают в противоречие с основной целью медицины – служить человеку. Гуманизм составляет этическую основу медицины. Возникает вопрос, что такое этика. Этика – это философская наука объектом изучения, которой является мораль (Аристотель). Мораль это совокупность норм-запретов, идеалов, требований, предписаний – принятая и разделяемая в данном обществе. Эти нормы закреплены в его культуре и в достаточно стабильном виде передается из поколения к поколению. Особенностью этики является тот факт, что в отличие от права, она сформировалась и развивалась, как свод неписаных правил. А также этика понимается как раздел философии не столько изучающий природу человека, сколько научающий, как себя ему надлежит вести.

Что же такое этика врача? Это наука о нравственных ценностях поступков и поведении врача в сфере его деятельности. Г.И. Царегородцев так определил врачебную этику: «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности ….». Таким образом, принципы врачебной этики рассматривают отношение врача не только к конкретному больному, но и к здоровью людей вообще. С развитием общества менялось и положение в нем врача, однако, вне зависимости от социально-общественных формаций обязательным условием успешного врачевания всегда было и остается соблюдение определенных морально-этических принципов, во взаимоотношениях врача и пациента.

Наши рекомендации