Правовое положение, задачи и функции вневедомственной охраны при органах внутренних дел
Полное и правильное понимание современного правового положения подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел невозможно без знания истории изучаемой службы, ее истоков и развития.
В своей истории вневедомственная охрана прошла несколько этапов становления и развития. Назначение, структура, выполняемые функции претерпели за прошедшие годы значительные изменения.
Анализ исторических источников позволяют сделать вывод о том, что еще в Древней Руси можно обнаружить истоки охранной деятельности. На Руси князья нанимали дружину для защиты своей жизни и имущества, а свободные горожане – сторожей для охраны городских ворот и улиц [198].
Впервые подразделения, которые можно назвать прообразом современной вневедомственной охраны были созданы в полиции России во второй половине XIX века. Для укрепления полиции царское правительство пошло на создание подразделений и отдельных должностей в полиции, которые полностью содержались за счет ведомств, промышленных и акционерных компаний, поскольку средств, отпускаемых казной на содержание полиции, было недостаточно. Такие подразделения выполняли функции по охране порядка в пределах определенных территорий либо в случае необходимости, направлялись на помощь государственной полиции.
Так, в состав Петербургской наружной полиции входили прикомандированные к промышленным предприятиям полицейские и городовые надзиратели. Они составляли так называемую «фабрично-заводскую полицию»[199].
В Нижнем Новгороде в 1878 г. была создана ярмарочная полиция, которая обеспечивала охрану общественного порядка и безопасность во время проведения всероссийских ярмарок и содержалась за счет купечества[200].
В 1879 г. частная полиция существовала в 16 губерниях, а в 1890 г. – уже в 67. В феврале 1899 г. был принят закон «Об усилении состава полиции в районах промышленных заведений». Этим законом повсеместно создавалась фабрично-заводская полиция.
В 1906 г. были изданы «Правила об образовании обществами и частными лицами должностей полицейских чиновников и команд полицейской стражи», которые уточняли сложившейся порядок учреждения и финансирования частной полиции. К 1916 г. общая численность частной полиции в России составила 5 тыс. 811 человек. Ведомственная полиция насчитывала приблизительно 9 тыс. 400 человек (что составляло 7,4% от общей численности полиции)[201].
Изложенное позволяет заметить, что к началу XIX века практически оформились виды полиции (охранные структуры) идентичные тем, которые имеются сегодня, то есть по источникам финансирования, по выполняемым функциям, по участию в решении общегосударственных задач по борьбе с преступностью. Необходимость создания таких подразделений обусловлена потребностью в охране имущества частных лиц и предприятий и их желанием обеспечить сохранность своего имущества, задачами укрепления правопорядка, нехваткой средств на эти цели в государственном бюджете. Создаваемые подразделения входили в состав общегосударственной полиции и привлекались для охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Этот опыт был использован и после революции при организации милиции.
Согласно Положению о ведомственной милиции, утвержденному НКВД РСФСР 19 января 1925 года, эта милиция входила в состав общегосударственной милиции. Однако от обычной милиции она отличалась тем, что содержалась не за счет государственного бюджета, а за счет средств заинтересованных ведомств и предприятий. Таким образом, в основу ее организации легли «договорные начала».
Основное назначение ведомственной милиции состояло в вооруженной охране различного имущества, принадлежащего государственным предприятиям и учреждениям, а также таким общественным и частным предприятиям, которые были признаны имеющими государственное значение. Свое наименование подразделения ведомственной милиции получили вследствие их создания за счет средств ведомств, с которыми органы внутренних дел заключали договоры об охране объектов. Все предприятия, учреждения, организации, для охраны которых создавались подразделения милиции, являлись государственными и подчинялись конкретному министерству или ведомству. В данном случае название «ведомственная» было производным от термина «ведомство», имеющего применительно к употребляемому словосочетанию весьма широкий смысл и обозначающего систему органов исполнительной власти.
В начале 20-х годов XIX века только в Ленинграде под охраной ведомственной милиции находилось более 300 объектов народного хозяйства, в том числе Морской порт, Монетный двор, учреждения Государственного банка[202].
Циркуляром НКВД РСФСР «Об охране музейных ценностей»
№ 180/33 от 12 мая 1927 г. охрана музеев была также передана ведомственной милиции. В течение мая 1927 г. в Москве и Ленинграде были созданы подразделения ведомственной милиции, которые взяли под охрану наиболее крупные музеи, картинные галереи и хранилища.
В 1930 году главное управление милиции и уголовного розыска при СНК РСФСР разработало первый типовой договор на охрану отдельных объектов силами ведомственной милиции[203].
На подразделения ведомственной милиции возлагалась обязанность по охране особо важных объектов. В 70-х гг. к числу объектов, подлежащих охране ведомственной милицией, относились здания партийных и советских органов, министерств и ведомств, научные учреждения Академии наук СССР, отдельные институты и филиалы, медицинские учреждения (например, склады наркотических веществ), музеи, торговые организации (например, крупные магазины по торговле ювелирными изделиями), редакции центральных газет, типографии, организации алмазодобывающей промышленности, метрополитены, гидротехнические сооружения и ряд других объектов.
Вневедомственная охрана при органах внутренних дел в ее современном виде организована постановлением Совета Министров СССР «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации и охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств» от 29 октября 1952 г. № 4633-1835. Во исполнение названного постановления в структуре органов внутренних дел были созданы новые для того времени подразделения вневедомственной сторожевой охраны.
Появление вневедомственной охраны при органах внутренних дел обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, необходимостью совершенствования системы и усиления охраны собственности, т. к. руководители предприятий и организаций контроль за ведомственными сторожами осуществляли не регулярно, не обращали должное внимание на организационное и техническое совершенствование охраны своего предприятия. Во-вторых, сокращением расходов на охранные мероприятия, учитывая, что все объекты, требующие охраны, находились в государственной собственности, экономически невыгодно было содержать в штатах каждой организации, в том числе небольшой, сторожей.
В конце 1970 года по предложениям научных учреждений и практических органов МВД СССР приняло решение о создании нового вида подразделений вневедомственной охраны – ночной милиции. Дежурные наряды этих подразделений несли службу не только по охране объектов народного хозяйства, но и осуществляли охрану общественного порядка на маршрутах патрулирования. Созданная, вначале экспериментально в нескольких городах страны, ночная милиция скоро зарекомендовала себя с положительной стороны. Кроме уменьшения краж с охраняемых объектов, в патрулируемых районах заметно сократились преступность, хулиганские проявления и даже пожары[204].
В последующие годы в деятельности вневедомственной охраны произошли другие изменения. В частности, создана централизованная система охраны объектов с помощью пультов централизованного наблюдения. В связи с этим были намечены меры по коренному перевооружению службы новыми техническими средствами и определены задачи по дальнейшему сокращению расходов на содержание охраны в связи с широким оснащением объектов средствами сигнализации[205].
Из приведенного выше анализа следует, что понятие вневедомственная охрана сформировалось в советский период в условиях административно-командной системы, с учетом приоритетов государственных интересов и преобладания государственной собственности на средства производства. Было важно, чтобы охрана была именно вневедомственной и не подчинялась отдельным руководителям, и стояла на страже общегосударственных государственных интересов. Кроме чисто охранных функций она была призвана бороться с расхищением социалистической собственности в любых формах.
Логическим продолжением централизации охранных функций в одном ведомстве стало слияние двух служб – ведомственной милиции и вневедомственной охраны[206]. После реорганизации, проведенной в 1989 году на базе Главного управления вневедомственной охраны МВД СССР было создано хозрасчетное объединение по охране объектов и личного имущества граждан – Всесоюзное объединение «Охрана» МВД СССР[207].
К концу 80-х г. прошлого столетия ведомственная милиция по своим функциям практически не отличалась от вневедомственной охраны. Ее подразделения охраняли крупные, важные объекты или несколько компактно расположенных объектов одного ведомства[208]. Но, как уже отмечалось выше, эти подразделения не подчинялись администрациям охраняемых объектов и их деятельность также осуществлялась на договорной основе. Поэтому принятое решение о вхождении ведомственной милиции в состав вневедомственной охраны было вполне оправдано.
Позднее термин ведомственная милиция использовался как второе, дополнительное название в нормативных актах МВД России[209]. В настоящее время в теории это словосочетание употребляется в скобках, как неофициальное название «сотрудников милиции, обеспечивающих охрану отдельных особо важных объектов и содержащихся за счет средств, поступающих за их охрану (так называемая «ведомственная милиция»)»[210]. Иногда встречаясь в методических рекомендациях, из практики оно последовательно исключается: вновь издаваемые в последнее время нормативные правовые акты МВД России уже не содержат этого понятия. Это объясняется тем, что еще в 1986 г. приказом министра внутренних дел СССР милиция, содержащаяся за счет средств ведомств и организаций (ведомственная милиция), была включена в состав вневедомственной охраны при органах внутренних дел и к настоящему времени практически растворилась в ней.
До 1991 года отделы и отделения вневедомственной охраны при городских и районных органах внутренних дел (ОВО при горрайорганах) находились в прямом подчинении начальников соответствующих горрайорганов, которые определяли кадровую политику вневедомственной охраны и отвечали перед вышестоящим руководством за организацию охраны объектов.
Сегодня можно констатировать, что деятельность вневедомственной охраны при органах внутренних дел по объему и надежности осуществляемых охранных мероприятий занимает ведущее место в системе специальных общегосударственных мер по предупреждению и пресечению преступных посягательств в отношении различных форм собственности. Ее практическая деятельность по борьбе с хищениями, участие в охране общественного порядка, пресечении и предупреждении правонарушений на маршрутах патрулирования вносят значительный вклад в решение главных задач, стоящих перед органами внутренних дел.
Правовую основу деятельности подразделений вневедомственной охраны составляют: ст. 35 Конституции Российской Федерации, Закон РФ «О милиции» правовые нормы, содержащиеся в других законах Российской Федерации, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, Положении о вневедомственной охране; нормативные акты МВД РФ.
Департамент государственной защиты имущества Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДГЗИ МВД России) является подразделением, непосредственно подчиненным МВД РФ.
Структура и штаты ДГЗИ МВД России утверждаются Министром внутренних дел, управлений (отделов) вневедомственной охраны при МВД, УВД субъектов Российской Федерации – руководителями соответствующих министерств, управлений (главных управлений) внутренних дел. Структура и штаты отделов (отделений) вневедомственной охраны городского, районного и поселкового уровня от руководителей соответствующих органов внутренних дел не зависят, они утверждаются руководителями вышестоящих органов вневедомственной охраны.
Департамент государственной защиты имущества МВД России, управления, отделы, отделения вневедомственной охраны являются юридическими лицами, имеют гербовые печати и штампы со своими наименованиями, самостоятельные балансы, расчетные и иные счета в банках. Вневедомственная охрана в установленном порядке и в пределах своей компетенции решает вопросы финансово-хозяйственной, договорной и внешнеэкономической деятельности.
Отделы (отделения) вневедомственной охраны при горрайорганах внутренних дел создаются для организации охраны имущества собственников, оказания иных услуг на договорной основе, функционируют в качестве самостоятельных подразделений в составе милиции общественной безопасности[211].
Начальникам отделов вневедомственной охраны предоставлены достаточно широкие права. Они самостоятельно осуществляют прием на службу и производят назначения лиц на должности рядового и младшего начальствующего состава, присваивают им специальные звания и увольняют их из органов внутренних дел.
Для подразделений вневедомственной охраны характерно двойное подчинение, в своей служебной деятельности они подчиняются начальнику вышестоящего подразделения вневедомственной охраны, а также находятся в оперативном подчинении руководителя соответствующего органа внутренних дел[212].
Общественные отношения, в которых участвуют подразделения вневедомственной охраны, обладают рядом особенностей и определенной спецификой. Безусловно, на регламентации этих отношений сказывается то обстоятельство, что вневедомственная охрана входит в систему МВД России и её подразделения включены в состав милиции общественной безопасности, но ее нельзя поставить в один ряд с другими службами и подразделениями милиции общественной безопасности, такими, как служба участковых уполномоченных, патрульно-постовая служба или подразделения ГИБДД. Не говоря уже о службах криминальной милиции или Следственном комитете МВД России.
Основной специфической особенностью службы вневедомственной охраны является то, что вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости и самофинансирования[213]. Все же остальные подразделения органов внутренних дел финансируются за счет бюджетных средств.
Следует заметить, что в последнее время в организации деятельности вневедомственной охраны произошли существенные изменения. Прежде всего это касается осуществления финансирования деятельности подразделений вневедомственной охраны. В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 35 закона РФ «О милиции», в ней были исключены слова о финансировании подразделений вневедомственной охраны за счет средств поступающих на основе договоров.
Однако нельзя однозначно утверждать, что подразделения вневедомственной охраны в настоящее время финансируются за счет средств федерального бюджета. Поскольку как и ранее, подразделения вневедомственной охраны продолжают осуществлять свою деятельность по возмездному оказанию услуг и соответственно их услуги оплачиваются клиентами. Получаемые от клиентов средства теперь перечисляются на специальные счета в федеральном казначействе и там аккумулируются, затем производится их зачисление в бюджет, и только после этого средства перечисляются на обеспечение деятельности подразделений вневедомственной охраны.
Таким образом подразделения вневедомственной охраны продолжают «зарабатывать» средства на свое содержание, изменился лишь порядок прохождения и перераспределения средств, несколько сократились полномочия руководителей подразделений вневедомственной охраны по распоряжению полученными средствами. Тем не менее, подразделения вневедомственной охраны по-прежнему являются, практически, единственной службой органов внутренних дел, которая приносит средства на свое содержание.
Вневедомственная охрана при органах внутренних дел, входя в состав милиции общественной безопасности, имеет перед собой те же задачи, что и вся милиция в соответствии с Законом РФ «О милиции»: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом.
Вневедомственная охрана при органах внутренних дел, являясь частью милиции общественной безопасности, притом, весьма специфической, не может в равной степени выполнять все задачи, возложенные на милицию. Следует выделить из общих задач милиции, возложенных на нее законом, те задачи, которые ставятся перед вневедомственной охраной при органах внутренних дел в первоочередном порядке.
Основные задачи вневедомственной охраны установлены постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» от 14 августа 1992 г. № 589[214].
В указанном Положении основной задачей вневедомственной охраны при органах внутренних дел России определена охрана имущества собственников на основе договоров. Названная задача обязывает вневедомственную охрану при органах внутренних дел заключать договоры с собственниками на охрану их имущества независимо от формы собственности и охранять объекты, указанные в договорах. В соответствии с договорами выставляются караулы, наряды милиции, посты сторожевой и военизированной охраны, объекты оборудуются средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации. Договорные отношения предусматривают предоставление услуг охраны на возмездной основе.
Охрана имущества заключается в деятельности, направленной на исключение несанкционированного доступа посторонних лиц к охраняемому объекту, обеспечение неприкосновенности охраняемого имущества от противоправных посягательств, а также в своевременном пресечении подобных деяний.
Возможности предотвращения хищения при наличии договора охраны значительно возрастают. Охрана собственности на договорных началах осуществляется как путем создания условий, предотвращающих нарушения права владения собственника, так и возможностью восстановления нарушенных прав собственника путем возмещения убытков, причиненных хищением. Кроме того, оснащение объектов и квартир граждан средствами охранной сигнализации и их техническое укрепление, в определенной степени, положительно сказывается на оперативной обстановке, помогает предотвращать готовящиеся и пресекать совершаемые преступления.
Наличие в формулировке задачи указания на договорные отношения не исключает обязанности милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел охранять имущество, оставшееся без присмотра вследствие аварии, катастрофы, пожара, стихийного бедствия или другого чрезвычайного события.
Дополнительной задачей является охрана общественного порядка. Подразделения вневедомственной охраны включаются в систему единой дислокации подразделений милиции общественной безопасности[215]. В соответствии с Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации подразделения вневедомственной охраны являются силами патрульно-постовой службы милиции. Наряду с выполнением своих основных задач они обязаны обеспечивать охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования[216]. Этим достигается увеличение плотности нарядов, осуществляющих охрану общественного порядка, улучшается криминогенная обстановка. Это особенно важно в ночное время суток, когда количество сотрудников других служб, задействованных в охране общественного порядка, существенно уменьшается.
В этом направлении работы имеются значительные достижения. За последние годы значительно возрос вклад милиции вневедомственной охраны в борьбу с преступностью. Доля участия службы в охране общественного порядка в системе единой дислокации подразделений милиции общественной безопасности составила в среднем по России 26,1 % – по задержанию преступников и 10,6 % – по пресечению административных правонарушений.
Второй задачей вневедомственной охраны определено участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей. Решение данной задачи достигается, в том числе, путем подготовки, в пределах своей компетенции, проектов нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств.
В качестве третьей задачи перед вневедомственной охраной поставлено проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания. В рамках решения этой задачи в непосредственном подчинении Департамента государственной защиты имущества функционирует Центр сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации
Учитывая, что Закон РФ «О милиции» не позволяет возлагать на милицию иные задачи, а также сопоставляя приведенные выше задачи с задачами милиции, нетрудно прийти к выводу о том, что приоритетной для вневедомственной охраны при органах внутренних дел задачей, из числа установленных Законом РФ «О милиции», является защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Именно указанная задача милиции конкретизирована и детализирована для реализации в конкретной службе органов внутренних дел.
Рассматриваемые задачи представляют собой цели, достижения которых служба вневедомственной охраны при органах внутренних дел добивается в повседневной деятельности. Достижение указанных целей обеспечивается путем реализации определенных Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел функций, которыми являются:
Обеспечение охраны имущества, а также оказание других услуг, предусмотренных договорами с собственниками. В рамках названной функции исследователи деятельности вневедомственной охраны, в зависимости от объекта направления сил охраны, рассматривают две подфункции: во-первых, выделяют непосредственную охрану имущества предприятий, учреждений, организаций, во-вторых, – непосредственную охрану личного имущества граждан[217]. Их реализация заключается в выполнении комплекса мероприятий, обеспечивающих в охраняемое время непрерывный контроль объекта, в отношении которого с подразделением вневедомственной охраны заключен договор.
Договор может предусматривать различные формы осуществления охраны:
– реагирование нарядов милиции на срабатывание средств охранно-пожарной сигнализации;
– выставление постов и организация патрулирования на охраняемых объектах;
– осуществление пропускного (внутриобъектового) режима;
– охрана грузов и материальных ценностей при их перевозке.
Под другими услугами, предусмотренными договорами с собственниками, понимаются мероприятия, сопутствующие охране имущества, так или иначе, направленные на обеспечение сохранности материальных ценностей. Например, предоставление автотранспорта вневедомственной охраны при перевозке грузов и денежных средств, техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации на неохраняемых объектах, установка замков повышенной секретности и прочности.
Форма собственности, в которой находится охраняемое имущество, значения не имеет. Подразделения вневедомственной охраны заключают договоры с различными государственными, муниципальными, организациями и другими юридическими лицами.
Ряд объектов находится в особом положении в силу своего специфического статуса, это объекты, подлежащие обязательной государственной охране. Правительство РФ одновременно с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации утвердило Постановлением «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 г. № 587. Перечень объектов, подлежащих государственной охране. В этот перечень входят здания федеральных и региональных органов государственной власти; учреждения Центрального банка Российской Федерации; денежные кассы государственных предприятий, учреждений, организаций; государственные объекты по производству и хранению оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов; музеи, библиотеки, архивы, историко-культурные и природные заповедники, архитектурно-мемориальные комплексы государственного и республиканского значения; государственные телевизионные и радиовещательные компании, их приемно-передающие центры; предприятия и организации, производящие спирт этиловый; объекты Федерального агентства по атомной энергии, МВД России, Минобороны России, МПС России и др.
Названные объекты находятся в сфере особого внимания государства, т. к. одни из них являются неотъемлемой его частью (органы государственной власти и их здания, государственные средства массовой информации и т. д.) – их захват может привести к парализации законной власти в стране. При выходе из строя других прекращается обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, в связи с чем жизнь и здоровье населения соответствующих районов могут подвергаться опасности (электростанции, водозаборы и др.). Несанкционированный доступ к объектам третьей группы и их повреждение может повлечь за собой крупные аварии, разрушения и человеческие жертвы (склады боеприпасов, хлора и др.). Объекты четвертой группы являются важными в силу своей ценности (учреждения Центрального банка России, государственные музеи и т. д.).
Особо важные объекты государственной охраны с учетом их назначения и особенностей могут быть разделены на пять основных групп:
– объекты, имеющие важное значение для управления государством;
– объекты жизнеобеспечения;
– потенциально опасные объекты;
– объекты оборонного значения;
– объекты с оборотом культурных ценностей.
Включение объекта в указанный перечень не означает обязательность заключения договора с подразделением вневедомственной охраны – государственную охрану могут обеспечивать также внутренние войска МВД России, ОВД на режимных объектах, ФСО России и другие подразделения, создаваемые органами исполнительной власти, к которым относятся также подразделения ведомственной охраны министерств и ведомств.
Объекты, не включенные в указанный перечень, могут охраняться подразделениями вневедомственной охраны или частными охранными предприятиями, а также на них могут создаваться собственные службы безопасности.
Важнейшее социальное значение имеет непосредственная охрана личного имущества граждан, так как услуги вневедомственной охраны обходятся гражданам значительно дешевле аналогичных услуг частных охранных предприятий. Кроме того, вневедомственная охрана имеет более разветвленную сеть подразделений.
Наиболее распространенным является договор на охрану квартиры посредством подключением ее к пульту централизованного наблюдения с использованием линий телефонной связи. Менее распространена охрана не телефонизированных квартир в связи с высокой стоимостью оборудования.
В отличие от охраняемой организации, время охраны которой в течение суток строго определено договором, гражданин может сдавать под охрану и снимать с охраны свою квартиру в любое удобное для него время. Договор охраны имущества граждан предусматривает материальную ответственность подразделения вневедомственной охраны в случае проникновения в квартиру через заблокированные места или слабо укрепленные в техническом отношении, но не заблокированные по вине вневедомственной охраны места. Материальная ответственность наступает в случае причинения ущерба непресеченным проникновением.
Охрана имущества граждан может осуществляться не только по месту его нахождения. В последнее время в некоторых подразделениях охраны начали оказывать и такую услугу, как организация специальных технически укрепленных и оборудованных средствами сигнализации хранилищ, куда все желающие могут сдать на хранение документы, ценности, личные коллекции, другие дорогостоящие вещи.
Кроме этого подразделения вневедомственной охраны, их проектно-монтажные и производственно-сбытовые центры выполняют большие объемы различных работ и другой производственно-хозяйственной деятельности. Они производят установку охранной и тревожной сигнализации, оборудование квартир и дач автономной звуковой сигнализацией. Устанавливают видеопереговорные устройства и скрытые видеокамеры. Оборудуют квартиры металлическими дверями с установкой замков повышенной секретности и другими защитными устройствами.
Активно осваиваются новые виды охранных услуг. Один из них – охрана перевозимого имущества, денежных средств юридических и физических лиц. Происходящие в стране рыночные преобразования, развитие предпринимательства и связанное с этим перемещение большого количества материальных ценностей вызвало существенное повышение спроса на этот вид услуг. Для проведения этой работы в структуре вневедомственной охраны созданы специальные строевые подразделения милиции по охране перевозимого имущества собственников[218].
Подготовка, в пределах своей компетенции, проектов нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств. Прежде всего, реализация этой функции осуществляется путем подготовки проектов приказов министра внутренних дел, устанавливающих порядок охраны объектов. Например, при непосредственном участии сотрудников вневедомственной охраны разработаны приказ МВД России и Мининформпечати России «Об утверждении Типовой инструкции об организации охраны объектов государственных телерадиокомпаний, информационных агентств, издательско-полиграфических комплексов подразделениями вневедомственной охраны», от 6 сентября 1993 г. № 410/166 приказ МВД России, Минкультуры Россиии и Росархива «Об утверждении Инструкции по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» от 25 мая 1998 г. №315/255/38, приказ МВД России «Об утверждении Инструкции по организации охраны учреждений Центрального банка Российской Федерации (Банка России) подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел» от 15 октября 2001 г. № 903. Вневедомственная охрана также участвует в подготовке нормативных правовых актов более высокого уровня. Например, в 1999 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О ведомственной охране», проект которого разработан Главным управлением вневедомственной охраны МВД России.
Участие в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей.
Осуществление инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций. На осуществление данной функции до начала 90-х гг. прошлого столетия обращалось особое внимание. Инспектирование проводилось регулярно, способствовало повышению надежности охраны государственной собственности. В настоящее время инспектирование ведомственной охраны организаций проводится на основании требований Инструкции о порядке инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 5 августа 1993 г. № 371. Указанная инструкция предписывает вневедомственной охране осуществлять инспектирование, то есть деятельность по оказанию ведомственной охране помощи в решении вопросов обеспечения защиты имущества по инициативе собственника на договорной основе.
Инспектирование осуществляется на основе договора, заключенного представителем вневедомственной охраны и предприятия. Договор об инспектировании заключается, преимущественно, по инициативе собственника. Целью инспектирования является оказание помощи в решении вопросов обеспечения защиты имущества собственника. Это делается для повышения надежности охраны, устранения причин и условий, способствующих хищениям. При этом проверяется организация охраны объектов, технические средства охраны, служебная подготовка сотрудников ведомственной охраны, состояние хранения оружия, боеприпасов и другие вопросы. По результатам инспектирования составляется акт, в котором делается вывод о соответствии или несоответствии охраны проверяемой организации задачам обеспечения сохранности материальных ценностей, вносятся предложения по улучшению охраны.
В настоящее время инспектирование подразделений охраны организаций с последующей выдачей обязательных к исполнению предписаний по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности, как надзорная функция государственного органа возложена на подразделения вневедомственной охраны ст. 22 Федерального закона «О ведомственной охране». Обязанность вневедомственной охраны давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности, реализуемая как надзорная функция государственного органа, подкреплена установлением административной ответственности за неисполнение указанных предписаний (ст. 19.5 КоАП РФ).
Организация и проведение научных исследований, опытно-конструкторских и иных работ в области создания и применения средств охранной сигнализации. Самостоятельное создание новейших средств охранной сигнализации позволяет вневедомственной охране идти в ногу со временем. Постоянно меняющиеся условия хозяйствования, криминогенная обстановка, уровень жизни и другие факторы предъявляют новые требования к средствам охраны и охранным услугам. В созданном для реализации данной функции научно-исследовательском центре «Охрана» в настоящее время идет разработка многофункционального комплекса, позволяющего обеспечить охрану любых категорий объектов и квартир по любым каналам связи, а также обеспечить возможность раннего обнаружения угроз различного типа (пожары, утечки газа и т. п.).
Осуществление на охраняемых объектах технического надзора за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Также как вневедомственная охрана не обладает монополией на охранные услуги, так и на рынке проектных и монтажных работ по оборудованию средствами сигнализации работают многие организации. Руководитель объекта, заключая договор с подразделением вневедомственной охраны, имеет право обратиться в любую организацию, выполняющую проектирование и монтаж сигнализации. Вневедомственная охрана осуществляет надзор за этой работой на всех этапах и только в случае соответствия установленной системы сигнализации предъявляемым требованиям принимает ее в эксплуатацию. В целях повышения надежности сохранности имущества собственников, перечисленные мероприятия могут выполняться на неохраняемых объектах по отдельным договорам.
Организация и проведе