Организация патрульно-постовой службы милиции

Патрульно-постовая служба милиции создается в республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах, округах, районах, отдельных населенных пунктах, на крупных транспортных узлах и на объектах транспорта, поэтому организация и руководство указанной службой осуществляется непрерывно на всех уровнях управления в системе органов внутренних дел.

Общее руководство организацией ППС милиции по охране общественного порядка в республиках, краях, областях и других административно-территориальных образованиях, входит в обязанности руководителей МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, начальников горрайлинорганов и включает в себя повседневную и целенаправленную деятельность по повышению эффективности использования сил и средств ППС, целесообразной расстановке, организации службы и контроля за их деятельностью.

Организационно-методическое руководство патрульно-постовой службой в масштабе Российской Федерации возложено на указанный отдел в составе Департамента охраны общественного порядка МВД России. Непосредственными руководителями рассматриваемой службы являются заместители начальников органов внутренних дел – начальники милиции общественной безопасности, которые управляют подразделениями ППС лично или через подчиненный им аппарат.

Оперативное управление патрульно-постовыми нарядами в период несения службы возлагается на дежурные части органов внутренних дел, которые совместно с командирами строевых подразделений организуют маневр силами и средствами ППСМ, обеспечивают постоянную связь с нарядами и взаимодействие их с другими службами милиции, принимают решения по управлению нарядами милиции во время раскрытия преступлений «по горячим следам» и выполнения других служебных задач.

Непосредственное управление нарядами в границах патрульного участка (патрульной зоны), на постах и маршрутах патрулирования осуществляется командиром подразделения, начальником патрульного участка, старшим патрульной группы, дежурным по войсковым нарядам с последующим докладом в дежурную часть горрайлиноргана внутренних дел о происшедших изменениях в расстановке личного состава.

Важная роль в организации ППС отводится командирам подразделений милиции. Командир подразделения вместе со своими заместителями и командирами структурных подразделений (батальонов, рот, взводов, отделений) ППСМ руководит боевой, служебной и физической подготовкой личного состава, проводит работу по обучению и воспитанию подчиненных. Под его руководством заместители и командиры подчиненных подразделений анализируют состояние оперативной обстановки, уделяя особое внимание данным о времени, местах и способах совершения преступлений, принимают решения о составе и видах используемых нарядов, вносят предложения по расстановке сил и средств подразделений, организуют подготовку, инструктажи и разводы нарядов для несения службы, осуществляют контроль и ведут учет работы нарядов и подразделений в целом.

Активное участие в организации ППС принимают руководители и сотрудники служб и подразделений милиции общественной безопасности, криминальной милиции, штабов, следственных и других подразделений органов внутренних дел. Они вносят предложения по расстановке нарядов, организации взаимодействия на постах и маршрутах с участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками подразделений ГИБДД, БЭП, ФМС, уголовного розыска и других служб, участвуют в обучении личного состава эффективным приемам и способам выявления и пресечения правонарушений, привлекаются к проведению инструктажей нарядов и осуществлению контроля за их деятельностью.

Процесс управления патрульно-постовой службой включает следующие стадии:

а) анализ состояния оперативной обстановки;

б) разработку и принятие решения на организацию службы;

в) подготовку, инструктаж и развод нарядов на службу;

г) организацию взаимодействия, маневр силами и средствами;

д) контроль за организацией и несением службы нарядами;

е) учет и оценку результатов работы нарядов и подразделений.

В процессе разработки решений по организации патрульно-постовой службы на основе всесторонней оценки и анализа оперативной обстановки разрабатывается и принимается решение по расстановке сил и средств для охраны общественного порядка, определяется наиболее целесообразное время несения службы основными, дополнительными и приданными силами, утверждаются графики работы и порядок несения службы нарядами, вырабатываются и согласовываются способы взаимодействия различных служб и подразделений органов внутренних дел, подразделений специальные моторизированные воинские части и части особого назначения (СМВЧ и ЧОН) внутренних войск МВД России и других субъектов обеспечения общественного порядка. Правильно организованная аналитическая работа позволяет принимать необходимые и своевременные управленческие решения по использованию сил и средств ППС милиции в охране общественного порядка. В любой управленческой ситуации, как правило, имеется несколько вариантов действий. Выбор одного из возможных и есть принятие решения. Предпочтение отдается наилучшему для данной ситуации варианту.

Управленческие решенияпо организации патрульно-постовой службы принимаются и оформляются:

а) планом комплексного использования сил и средств органа внутренних дел в охране общественного порядка (на два года);

б) типовыми и специальными планами обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении отдельных мероприятий (на период проведения);

в) постовой ведомостью (на текущие сутки);

г) приказами, письменными или устными распоряжениями и указаниями (на время, необходимое для выполнения конкретной задачи). Принятые решения с момента их утверждения начальником органа внутренних дел подлежат исполнению всеми сотрудниками милиции, привлекаемыми к несению службы.

План комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка (единая дислокация) является основным документом, содержащим решение о наиболее целесообразной расстановке сил и средств ППС милиции, а также нарядов из числа дополнительных и приданных сил охраны общественного порядка. Он составляется на основе анализа оперативной обстановки с учетом основных природно-климатических, географических, социально-демографических и иных факторов, особенностей территории и наличия сил и средств органа внутренних дел. Разработанный документ согласовывается с руководителями всех задействованных служб и подразделений и утверждается начальником органа внутренних дел.

Указанный план разрабатывается сроком на два года с последующей корректировкой по мере необходимости. Как правило, он предусматривает два основных варианта несения службы: в осенне-зимний и весенне-летний периоды года. План комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка разрабатывается в границах обслуживаемой территории (города, района, транспортного участка, водного бассейна) и содержит:

1) карту (схему) обслуживаемой территории;

2) примерный перечень постов и маршрутов комплексных сил патрульно-постовой службы милиции;

3) обязательные нормы ежесуточного выставления личного состава подразделений милиции для несения патрульно-постовой службы;

4) средства патрульно-постовой службы с указанием всех видов средств связи, автотранспорта и служебных животных;

5) характеристику территории обслуживания. В качестве приложений к плану используются оперативные и рабочие карты, схемы, типовые планы, таблицы. План и приложения хранятся наряду с другими служебными документами.

Один экземпляр плана, карта (схема) обслуживаемой территории и необходимые приложения к нему хранятся в дежурной части органа внутренних дел для организации службы и оперативного управления патрульно-постовыми нарядами. Соответствующие выписки из плана находятся в службах и подразделениях милиции, чей личный состав привлекается для несения службы по охране общественного порядка. На основании выписок из соответствующих разделов плана разрабатываются карточки маршрутов патрулей и постов.

Типовые и специальные планы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности являются документами, содержащими решение на организацию патрульно-постовой службы при проведении отдельных мероприятий. Подобные планы составляются при проведении крупных политических, спортивных, культурно-зрелищных и других массовых мероприятий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или социального характера (стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков и т. п.). Порядок разработки и содержание планов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий регламентируются Уставом ППС милиции и другими нормативными правовыми актами МВД России.

Во время подготовки планов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий учитываются вид, цели и программа мероприятий, количество участников и зрителей; состав и численность сил и средств, привлекаемых для выполнения поставленных задач, места их размещения и развертывания; порядок введения и перечень режимных ограничений, границы оцепляемой территории (зон, секторов, участков); схемы управления и связи, порядок взаимодействия с другими субъектами обеспечения безопасности и организаторами мероприятий; меры обеспечения противопожарной безопасности и др.

Для подготовки личного состава проводятся дополнительные занятия, инструктажи, учения и тренировки.

При проведении массовых мероприятий применяются такие специальные виды нарядов, как контрольно-пропускные пункты, цепочки, группы сопровождения, посты наблюдения, патрульные группы, резерв, заграждения, группы ограничения движения транспорта, оцепления (блокирования) и др. Сотрудникам милиции, задействованным для несения службы в местах проведения массовых мероприятий, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооружен.

Планирование и использование сил и средств ППС милиции при возникновении чрезвычайных ситуаций регламентируются отдельными приказами, наставлениями, инструкциями и другими нормативными правовыми актами МВД России.

Постовая ведомость оформляет и утверждает решение начальника органа внутренних дел о расстановке патрульно-постовых нарядов на сутки. Решение о расстановке сил и средств ППС милиции на текущие сутки принимается лично начальником горрайлиноргана или его заместителем – начальником милиции общественной безопасности ежедневно к 18 часам предшествующих суток на основе единой дислокации с учетом оперативной обстановки.

В постовой ведомости указываются количество используемого личного состава нарядов, назначенных на службу, и их состав, время несения службы на маршрутах патрулирования (постах), вооружение, специальные средства и предметы экипировки сотрудников милиции, а также лица, назначенные для проведения инструктажа и проверки несения службы, результаты проверки несения службы нарядами, замечания и предложения по устранению выявленных недостатков, другие необходимые сведения. Ведение постовой ведомости осуществляется командирами строевых подразделений в соответствии с Уставом ППС милиции и другими нормативными правовыми актами МВД России.

Приказы, распоряжения, указания по организации патрульно-постовой службы и решению конкретных задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в городе (районе) или на объекте транспорта могут отдаваться в письменной или устной форме начальниками органов внутренних дел, их заместителями – начальниками милиции общественной безопасности, командирами подразделений. К таким решениям относятся, например, введение усиленного варианта несения службы для личного состава МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, горрайоргана внутренних дел, проведение комплексного профилактического мероприятия, операции, рейда и т. д.

При принятии и оформлении управленческих решений данного вида уполномоченные должностные лица органов внутренних дел руководствуются нормативными правовыми актами МВД России. Решение считается принятым с того момента, когда оно воплотилось в определенную форму (письменный или устный приказ, распоряжение, указание). Принятое решение доводится до сведения исполнителей и реализуется в процессе охраны общественного порядка, выполнения других задач.

Карточки маршрутов патрулей (постов) разрабатываются на основе единой дислокации для организации несения службы патрульно-постовыми нарядами милиции. В маршрутных карточках указываются: номер маршрута патруля (поста), его центр, протяженность и границы; время несения службы; схема территории и порядок движения по маршруту; особые обязанности наряда; позывные радиостанций соседних постов, автопатруля, дежурной части и основных служб милиции (и их телефоны); порядок взаимодействия.

В необходимых случаях в карточках предусматриваются варианты действий наряда по специальным планам.

Маршрутные карточки разрабатываются и оформляются согласно Уставу ППС милиции в двух экземплярах. Один выдается нарядам перед заступлением на службу, второй хранится в дежурной части горрайлиноргана. Маршрутные карточки и служебные книжки милиционеров являются служебными документами, их ношение и хранение осуществляется в установленном порядке.

При организации несения службы патрульно-постовых нарядов на нескольких маршрутах патрулирования им могут выдаваться карточки соответствующих маршрутов патрулей (постов). В таких случаях на инструктаже указывается последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой. Принятие решения о маневре во время несения службы отражается в постовой ведомости.

Для улучшения оперативного управления комплексными силами и средствами, повышения эффективности работы патрульно-постовых нарядов милиции создаются патрульные участки. Нормативными актами МВД России, МВД, ГУВД, УВД и УВДТ определяются порядок создания патрульных участков и патрульных зон в городах, районах в городах, а также количество сил и средств милиции, выделяемых для обеспечения общественного порядка. В качестве основной тактической формы охраны правопорядка на улицах и в других общественных местах городов и иных населенных пунктах МВД России рекомендован патрульный участок.

Патрульный участок – это часть города (района в городе), в границах которого личный состав милиции во взаимодействии с другими службами и подразделениями органов внутренних дел осуществляет охрану общественного порядка, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Границы и число патрульных участков определяются с учетом состояния оперативной обстановки района (города), наличия сил и средств подразделений ППС милиции и, как правило, согласовываются с главами местной администрации. Количество и дислокация основных и дополнительных маршрутов на патрульном участке определяются планом единой дислокации соответствующего органа внутренних дел. Основу сил патрульного участка составляет отделение или группа нарядов строевого подразделения ППС милиции, в том числе 1 – 2 экипажа автопатруля, что должно обеспечить прибытие патрульных нарядов к месту совершения преступления в течение 5 – 7 минут.

В соответствии с Примерным положением о патрульном участке начальник участка назначается приказом руководителя органа внутренних дел из числа помощников командиров взводов подразделения ППС милиции. Он непосредственно руководит нарядами строевого подразделения милиции при несении службы, обеспечивает их взаимодействие с участковыми уполномоченными, нарядами ДПС ГИБДД, милиции вневедомственной охраны, других дополнительных и приданных сил охраны общественного порядка. В процессе несения службы начальник патрульного участка анализирует оперативную обстановку, вносит предложения командованию строевого подразделения по расстановке сил и средств, поддерживает связь с дежурной частью горрайоргана, осуществляет проверку несения службы и ведет учет работы патрульно-постовых нарядов на участке.

В пределах своих полномочий начальник патрульного участка оказывает помощь участковым уполномоченным милиции в выявлении мест распространения наркотических средств, появления лиц, совершивших правонарушения, и выполнении иных функций по охране общественного порядка, взаимодействует с сотрудниками уголовного розыска, ПВС, ОБЭП и других служб, проводящих мероприятия на территории участка.

Расчет сил и средств ППС милиции,необходимых для эффективного несения службы, производится в каждом горрайлиноргане и является важным элементом организации охраны общественного порядка. Нормы ежесуточного выставления нарядов устанавливаются исходя из штатной численности сотрудников в подразделениях ППС милиции с учетом коэффициента потребности личного состава, который составляет 2,39 единицы для маршрутов (постов), закрываемых нарядами по 8 часов в сутки. Если маршруты (посты) закрываются более 8 часов, то на каждый час коэффициент увеличивается на 0,26 единицы.

Несение службы патрульно-постовыми нарядами организуется с учетом природно-климатических условий, времени года и характера поставленных задач. Непрерывная служба на посту и маршруте патрулирования, как правило, не должна превышать 4 часов. В течение смены личному составу может предоставляться 1 час перерыва для отдыха и принятия пищи, из общей продолжительности служебного времени перерыв исключается.

Для сотрудников милиции устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю. При осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных ситуаций может вводиться усиленный вариант несения службы с увеличением продолжительности времени до 12 часов в сутки и отмены выходных дней на срок не свыше 2 недель с предоставлением отдыха в другие дни или дополнительной оплатой.

В теории и на практике тактика патрульно-постовой службы милиции разделяется на тактику действий аппаратов, подразделений и нарядов. При возникновении чрезвычайных обстоятельств и проведении особых мероприятий применяется специальная тактика. В то же время любая тактика осуществляется по определенной системе, основанной на общих началах, правилах, т. е. принципах.

Тактические принципы деятельности ППС милиции по охране общественного порядка – активность, гибкость и непрерывность несения службы; ее профилактическая направленность; комплексное использование сил и средств; адекватность действий; постоянное взаимодействие; маневренность и мобильность; сосредоточение сил и средств на решающих участках; наличие резерва и другие принципы, выработанные наукой и практикой.

Знание и применение тактических принципов имеет важное значение для практической деятельности сотрудников милиции, способствуют гибкости мышления, развивают умения, исходя из конкретных условий складывающейся обстановки, принимать правильные решения и выбирать наиболее оптимальные методы, приемы и способы выполнения поставленных задач.

Многообразие задач и функций ППС милиции по охране общественного порядка обусловливает существование различных форм ее деятельности.

Форма охраны общественного порядка – это внешнее выражение расстановки сил и средств милиции, отражающее содержание их конкретной деятельности по решению оперативно-служебных задач. В органах внутренних дел используются формы охраны общественного порядка, закрепленные в законах, приказах, положениях, уставах, наставлениях, отдельных инструкциях и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность милиции. К основным формам охраны общественного порядка относятся: план комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка (единая дислокация), операция, целевое оперативно-профилактическое мероприятие, комплексное профилактическое мероприятие, рейд, заслон, оцепление, тактическая отработка патрульных участков и др.

План комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка (единая дислокация) – наиболее целесообразная расстановка органов управления, сил и средств служб и подразделений милиции для эффективной организации охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями на территории района (города), а также отдельных участках местности и объектах транспорта.

Операция – мероприятие, включающее в себя совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту, времени и способам действий подразделений и нарядов ППС милиции, проводимых по единому плану и направленных на достижение одной или нескольких целей. При осложнении оперативной обстановки и возникновении чрезвычайных ситуаций, как правило, проводятся специальные операции.

Целевое оперативно-профилактическое мероприятие (ЦОПМ) проводится для целевой оперативной отработки территории (города, района) со сложной оперативной обстановкой и одновременного выполнения нескольких задач по предупреждению и пресечению правонарушений. Для эффективности проведения ЦОПМ составляется план расстановки нарядов, привлекаются дополнительные силы, используются поисковые наряды милиции.

Комплексное профилактическое мероприятие (КПМ) проводится силами служб и подразделений милиции в районах со сложной оперативной обстановкой с целью комплексного решения задач профилактического характера. КПМ проводится, как правило, по заранее разработанному плану и отличается предупредительно-профилактической направленностью действий нарядов милиции.

Рейд – мероприятие с использованием сил и средств милиции для последовательного выполнения одной или нескольких задач по отдельным направлениям деятельности. Проведение рейдов характеризуется координацией действий и последовательностью их осуществления, заблаговременной подготовкой и активной деятельностью нарядов по выявлению и пресечению правонарушений.

Оцепление (блокирование) участков местности или отдельных объектов осуществляется подразделениями и нарядами милиции по решению начальника органа внутренних дел для розыска и задержания преступников, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, пресечения групповых нарушений общественного порядка, а также для обеспечения проведения массовых мероприятий и введения карантинных ограничений при эпидемиях и эпизоотиях.

Заслон – мероприятие по использованию сил и средств милиции для перекрытия нарядами отдельных объектов или участков местности на наиболее вероятных направлениях движения правонарушителей, а также мест их возможного появления или совершения правонарушений, проводимое с целью своевременного пресечения противоправных действий и задержания лиц, совершивших преступления и административные правонарушения.

Тактическая отработка патрульных участков представляет собой мероприятие по активному использованию нарядов ППС милиции для оперативной отработки отдельных участков местности или населенных пунктов (патрульных участков и зон, микрорайонов, объектов транспорта) со сложной обстановкой. Проводится силами строевых и иных подразделений милиции для решения задач локального характера.

Выбор и применение конкретных форм охраны общественного порядка проводится с учетом целей, задач, состояния оперативной обстановки, наличия сил и средств, необходимых для проведения практических правоохранительных мероприятий. При использовании любых форм охраны общественного порядка основу сил и средств органов внутренних дел составляет патрульно-постовая служба милиции.

В практике деятельности органов внутренних дел активно используются локальные, районные (городские), а также широкомасштабные – всероссийские, межрегиональные и региональные операции, комплексные профилактические и целевые мероприятия, другие формы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. В 2000 – 2005 гг. в Российской Федерации неоднократно проводились крупномасштабные операции «Мак», «Сигнал», «Гастролер», «Арсенал», «Путина», «Металл», «Граница», «Черное золото», «Вихрь-антитеррор» и другие комплексные мероприятия по охране общественного порядка и борьбе с наиболее опасными и распространенными видами преступлений.

В рамках этих операций применялись рейды, заслоны, ЦОПМ и другие мероприятия, в которых принимали участие силы территориальных и транспортных органов внутренних дел, подразделений СМВЧ и ЧОН внутренних войск, образовательных учреждений МВД России, органов и войск ФСБ России, таможенных и иных правоохранительных органов

Наши рекомендации