Материально-техническое обеспечение дежурных частей
Дежурные части органов внутренних дел обеспечиваются техническими средствами и соответствующим оборудованием, которое позволяет им решать возложенные на них задачи. К их числу относятся: автоматизированное рабочее место дежурного, пульт оперативного дежурного, телефакс, фотосистемы с принадлежностями, пульт радиооператора, видеокамеры, видеомагнитофоны, магнитофон многоканальный, переговорное устройство, радиостанция стационарная, радиостанции (мобильные, носимые) промышленная телевизионная установка для наблюдения за объектами и зданием органа внутренних дел, аппаратура прямой телефонной связи со всеми органами внутренних дел, отраслевыми службами, муниципальными дежурными службами; аппаратура тревожной охраны и пожарной сигнализации; аппаратура оповещения для сбора личного состава (комбинированная, радиопроводная); аппаратура циркулярной телеграфной связи, телетайп; унифицированный чемодан для осмотра места происшествия и др.[26]
Работа дежурной смены и каждого сотрудника дежурной смены оценивается по следующим основным показателям:
1) готовность к несению службы, знанию оперативной обстановки на обслуживаемой территории, преемственности в работе;
2) строгое соблюдение законности и обоснованности принимаемых решений по результатам разбирательства с доставленными и задержанными;
3) сохранность государственной или иной охраняемой законом тайны, проявление бдительности;
4) знание требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, ведомственных правовых актов, своих прав и обязанностей, их четкое выполнение;
5) организационное обеспечение раскрытия преступлений по «горячим следам»;
6) оперативное обеспечение руководства силами и средствами, участвующими в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
7) качество приема, обработки и передачи информации;
8) готовность к организации проведения неотложных следственных действий, необходимых для закрепления следов преступления или административного правонарушения;
9) своевременность учета поступающих сообщений, заявлений о преступлениях и происшествиях;
10) обеспечение установленного порядка содержания в комнатах для задержанных и в ИВС (если в штате нет дежурного по ИВС) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
11) эффективность использования технических средств;
12) культура обращения с гражданами и сотрудниками органов внутренних дел;
13) сохранность оружия, боеприпасов, специальных средств, средств связи, защиты, оповещения, оперативной и криминалистической техники, служебной документации, изъятого, добровольно сданного и найденного оружия, боеприпасов, в том числе бесхозяйного имущества и ценностей, личных вещей доставленных и задержанных, изъятых с места преступления вещественных доказательств;
14) внешний вид дежурного наряда, содержание служебных помещений, автотранспорта и другого имущества, закрепленного за дежурной частью.
Таким образом, нами рассмотрены вопросы о месте и роли дежурных частей органов внутренних дел, их система, задачи и организация деятельности.
РАЗДЕЛ II
Служба обеспечения общественного порядка
Глава 3. Содержание и основы организации службы обеспечения общественного порядка
Милиция общественной безопасности (МОБ) включает в себя три ведущих службы: службу обеспечения общественного порядка, Государственную автоинспекцию безопасности дорожного движения и вневедомственную охрану при органах внутренних дел.
Главная особенность службы обеспечения общественного порядка состоит в том, что в отличие от других линейных служб милиции общественной безопасности, выполняющих специфические функции по обеспечению безопасности дорожного движения и охране объектов, служба обеспечения общественного порядка фактически участвует в решении всех задач, возложенных на милицию общественной безопасности. Таким образом, служба обеспечения общественного порядка (СООП) – это одна из основных служб МОБ, выполняющая все задачи милиции общественной безопасности и являющаяся самой многочисленной службой по своей структуре и личному составу.
Правовой основой деятельности службы обеспечения общественного порядка является Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О милиции», другие, в том числе конституционные, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, законы и другие правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные акты органов местного самоуправления. Большое значение в нормативно-правовом регулировании службы обеспечения общественного порядка придается нормативным правовым актам МВД России.
Основными задачами службы обеспечения общественного порядка являются:
– обеспечение безопасности личности;
– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах и в других общественных местах;
– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
– раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания;
– розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.
Из основных задач службы обеспечения общественного порядка вытекают ее функции, в которых задачи находят свою конкретизацию и практическое воплощение. Функции данной службы представляют собой комплекс организационных, правоисполнительных и правоохранительных действий, направленных на организацию и непосредственное осуществление административно-правовой охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, предупреждению и пресечению административных правонарушений, а также на выполнение иных задач, стоящих перед этой службой.
К основным функциям службы обеспечения общественного порядка можно отнести следующие:
– предупреждение правонарушений несовершеннолетних;
– осуществление контроля за лицами, освобожденных из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;
– обеспечение административно-правовыми средствами предупреждение пьянства, наркомании, и правонарушениями в сфере предпринимательской деятельности;
– охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
– участие в контроле за соблюдением правил регистрации граждан и снятия их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
– участие в контроле за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
– участие в осуществлении лицензионно-разрешительной работы и контролю за частной детективной и охранной деятельностью;
– оказание содействия природоохранным органам в охране окружающей среды и др.
Так, выполняя задачу обеспечения личной безопасности граждан, сотрудники службы обеспечения общественного порядка предупреждают их о недопустимости нахождения в местах, опасных для их жизни (при обрыве линии электропередачи, на железнодорожных путях и т. д.), принимают меры к оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии, а также в состоянии опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе.
Отметим, что подробный перечень функций закреплен в положениях о соответствующих аппаратах управления службы обеспечения общественного порядка.
Для выполнения основных задач и многочисленных функций служба обеспечения общественного порядка имеет свое организационного построение, которое включает в себя: систему аппаратов, силы, средства и специализированные учреждения.
Система аппаратов службы обеспечения общественного порядка состоит из трех уровней, соответствующих системе построения органов внутренних дел.
Первый (федеральный)уровень этой системы – Департамент охраны общественного порядка МВД России – осуществляет общее руководство службой обеспечения общественного порядка, реализуя свои функции через нижестоящие аппараты. Он действует на основании Положения о Департаменте охраны общественного порядка МВД России, утвержденном приказом Министра от 20 ноября 2004 г. № 766.
Основными задачами Департамента охраны общественного порядка являются следующие:
1) выработка предложений и совершенствование нормативно-правового регулирования по основным направлениям государственной политики в установленной области деятельности;
2) принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики в установленной области деятельности;
3) организационно-методическое руководство подразделениями милиции общественной безопасности МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, кроме подразделений ГИБДД МВД России и вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
4) координация мер по обеспечению охраны общественного порядка, в том числе при чрезвычайных ситуациях и в особый период;
5) в пределах своих полномочий организация предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, предварительное следствие по которым не обязательно, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений, исполнения административного законодательства;
6) организация работы по лицензированию отдельных видов деятельности и осуществлению государственного контроля за оборотом оружия, негосударственной (частной) детективной и охранной деятельностью, а также участие в организации контроля за оборотом взрывчатых веществ, порохов, пиротехнических изделий промышленного и невоенного назначения;
7) осуществление взаимодействия с Федеральной миграционной службой.
К основным функциям Департамента относятся:
– осуществление анализа и прогнозирования, реализация государственной политики в установленной области деятельности;
– прогнозирование оперативной обстановки и тенденций в обеспечении общественного порядка, разработка предложений руководству Министерства по формированию стратегии государственной политики в этой сфере;
– анализ эффективности мер, принимаемых МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, и выработка проектов управленческих решений по реализации органами внутренних дел государственной политики в сфере охраны общественного порядка, предупреждения преступлений и административных правонарушений, лицензионно-разрешительной деятельности;
– разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование механизма правового регулирования в сфере охраны общественного порядка, предупреждения преступлений и административных правонарушений, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ промышленного назначения;
– участие в формировании федеральных целевых программ, перспективном и текущем планировании в установленной сфере деятельности;
– формирование и ведение информационно-поисковых систем в сфере оборота оружия, предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и по иным направлениям деятельности;
– обеспечение координации деятельности МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по вопросам участия общественных объединений, населения в предупреждении правонарушений, охране общественного порядка, противодействии террористическим и экстремистским акциям;
– выполнение иных функций.
Второй (региональный)уровень рассматриваемой системы составляют управления и отделы обеспечения общественного порядка (УООП, ОООП) МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ. Эти аппараты действуют на основе положений о них и руководят подчиненными им строевыми подразделениями и специальными учреждениями.
Например, Управление обеспечения общественного порядка действует на основе положения о нем, утвержденным приказом ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 января 2002 г. № 38. В его структуру входят:
– 1-й отдел – организационно-методический;
– 2-й отдел – по обеспечению массовых мероприятий;
– 3-й отдел – по организационно-методическому обеспечению патрульно-постовой службы милиции (ППСМ) Санкт-Петербурга и строевых подразделений ГУВД (ОМОН, два самостоятельных батальона ППСМ);
– 4-й отдел – по организационно-методическому обеспечению ППСМ Ленинградской области;
– канцелярия.
Как видим в структуру УООП не включены подразделения по осуществлению паспортно-визовой и лицензионно-разрешительной работы, поскольку для выполнения этих видов административной деятельности образованы Управление паспортно-визовой службы и Управление по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной охранной деятельностью ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Кроме того, для осуществления охраны, содержания и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области создан конвойный полк милиции, действующий на правах самостоятельного подразделения ГУВД.
Управление обеспечения общественного порядка ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Управление или УООП ГУВД) непосредственно подчиняется начальнику милиции общественной безопасности ГУВД (МОБ ГУВД).
Управление возглавляет начальник, который подчиняется начальнику ГУВД и начальнику МОБ ГУВД.
Начальник Управления и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности начальником ГУВД.
Структура и штатное расписание Управления также утверждаются начальником ГУВД.
Управление имеет печать со своим полным наименованием и штампы с сокращенным наименованием.
К основным задачам Управления отнесены:
1) разработка в пределах своей компетенции мер по обеспечению безопасности личности, общественной безопасности, общественного порядка, предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
2) обеспечение координации, анализа и контроля деятельности курируемых подразделений милиции общественной безопасности районных управлений внутренних дел (РУВД в Санкт-Петербурге), управлений и отделов внутренних дел (УВД, ГРОВД в Ленинградской области), отдельных батальонов ППСМ и отряда милиции особого назначения (ОМОН) при ГУВД;
3) организационно-методическое и профессиональное обеспечение служебной деятельности ППСМ ГУВД, УВД по охране метрополитена, отдельных батальонов ППСМ и ОМОН при ГУВД;
4) оказание практической помощи горрайорганам внутренних дел, работающим в наиболее сложных условиях, в организации обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, в том числе при проведении массовых мероприятий;
5) осуществление контроля за исполнением горрайорганами внутренних дел законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, МВД России и ГУВД в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
В целях реализации указанных задач УООП осуществляет следующие функции:
а) обеспечивает изучение, анализ и оценку оперативной обстановки по охране общественного порядка и общественной безопасности, разработку на их основе управленческих решений по совершенствованию оперативно-служебной деятельности в курируемых подразделениях;
б) подготавливает предложения руководству ГУВД по оперативному реагированию на осложнение оперативной обстановки на улицах и других общественных местах;
в) организует и контролирует ход проведения оперативно-профилактических, контрольных и иных мероприятий по обеспечению безопасности личности, общественной безопасности, охране общественного порядка, в том числе при проведении массовых мероприятий;
г) участвует в организации взаимодействия курируемых подразделений горрайорганов внутренних дел с криминальной милицией в исполнении возложенных на нее обязанностей;
д) разрабатывает и осуществляет меры по совершенствованию работы строевых подразделений ППСМ по обеспечению общественного порядка на улицах и в других общественных местах, повышению плотности патрульно-постовых нарядов, улучшению их подготовки и технической оснащенности, комплексному использованию сил и средств органов внутренних дел;
е) участвует в обеспечении контроля за планированием и осуществлением комплексного использования сил и средств ППСМ, нарядов вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения, медицинских вытрезвителей, участковых уполномоченных в обеспечении общественного порядка;
ж) совместно с другими управлениями и отделами ГУВД разрабатывает и реализует меры реагирования на возникновение угрозы социальных, межнациональных и иных конфликтов;
з) участвует в организации обеспечения курируемыми подразделениями горрайорганов внутренних дел правового режима чрезвычайного и военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или региона, в осуществлении мероприятий по линии гражданской обороны, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
и) обеспечивает правовое информирование, правовую пропаганду среди сотрудников курируемых подразделений;
к) участвует в направлении отряда милиции особого назначения и сотрудников курируемых подразделений в другие регионы для проведения неотложных мероприятий по спасанию людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению общественного порядка при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, массовых беспорядков и иных чрезвычайных обстоятельств, а также при проведении межрегиональных и иных специальных операций и мероприятий.
Кроме того, УООП по поручениям руководства ГУВД принимает участие в работе межведомственных комиссий, советов и рабочих групп по вопросам, относящимся к компетенции Управления, а также участвует в международных встречах, работах семинаров по проблемам обеспечения общественного порядка и выполняет другие функции.
Третий уровеньслужбы обеспечения общественного порядка представлен в виде отделов и отделений обеспечения общественного порядка городских, районных органов внутренних дел и линейных отделов внутренних дел на транспорте. Распределение функций между инспекторским составом аппаратов данного уровня происходит по линейному принципу (патрульно-постовая служба, организация обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий и т. д.).
Большой объем задач и функций, возложенных на службу обеспечения общественного порядка, предопределяет специфику ее организационного построения. Данная служба располагает не только определенными силами и средствами, как и другие крупные службы милиции общественной безопасности, но также и специализированными подразделениями.
К силам службы обеспечения общественного порядка, кроме сотрудников перечисленных аппаратов, относятся:
1) строевые части и подразделения в виде полков, батальонов, рот, взводов и отделений патрульно-постовой службы милиции;
2) строевые части и подразделения по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых также в виде полков, батальонов, рот, взводов и отделений охранно-конвойной службы;
3) строевые подразделения по подбору и вытрезвлению граждан, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке;
4) сотрудники по исполнению постановлений суда об административном аресте.
Этим силам присущ ряд характерных особенностей, заключающихся в том, что они:
а) являются наиболее многочисленными силами органов внутренних дел, в процессе реализации своих функций, непосредственно вступающие в различные отношения с гражданами;
б) представляют собой вооруженный отряд, осуществляющий свою деятельность на основе действующего законодательства, специальных уставов и положений[27];
в) ежедневно используют в своей деятельности различные виды убеждения и принуждения (доставление нарушителей, проведение досмотров, проверка документов и т. д.).
Для выполнения возложенных на нее задач и функций СООП располагает различными средствами: транспортными, связи, вооружения, специальными средствами.
Кроме того, данная служба имеет в своем распоряжении служебных животных: лошадей и собак.
Служба обеспечения общественного порядка отвечает за организацию и деятельность специализированных учреждений органов внутренних дел:
– изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
– медицинских вытрезвителей при органах внутренних дел;
– специальных приемников для лиц, подвергнутых административному аресту;
– центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Таким образом, нами рассмотрены задачи, функции, правовое положение и система аппаратов службы обеспечения общественного порядка как важнейшей службы милиции общественной безопасности Российской Федерации.