Тема 7. Установленный порядок отбывания наказания (режим) – одно из основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы.

1. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и ведомственные нормативные акты, регламентирующие приобщение осужденных в местах лишения свободы к ведению правопослушного образа жизни.

2. Понятие режима в исправительных учреждениях. Правила поведения осужденных в местах лишения свободы.

3. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний.

Место и роль наказания в виде лишения свободы на определенный срок в системе наказаний характеризуется прежде всего тем, что это один из самых строгих и одновременно наиболее распространенный в законодательстве и в судебной практике вид наказания. Строгость лишения свободы обусловлена содержанием этого наказания, такими егосвойствами, как:

§ принудительная изоляция осужденного путем помещения в учреждение со специальным режимом;

§ значительные сроки наказании;

§ возложение на осужденного дополнительных, помимо изоляции от общества, правоограничений в сфере трудовых, жилищных, семейных и других отношений;

§ использование в целях исправления осужденного специфических мер исправительного воздействия (режим, общественно полезный труд, обучение, проведение воспитательной работы).

Значимость лишения свободы связана с тем, что наиболее опасные преступники изолируются от общества и помещаются в специальные исправительные учреждения, чем существенно ограничиваются возможности совершения ими новых преступлений в течение срока отбывания наказания и создаются возможности для организации мер, направленных на их ресоциализацию.

Лишение свободы устанавливается в санкциях и, соответственно, может быть назначено судом на срок от двух месяцев до 20 лет (ч. 2 ст. 56 УК). Столь широкие пределы лишения свободы позволяют использовать это наказание в борьбе с разными категориями преступлений, однако прежде всего этот вид наказания рассчитан на применение в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.

Сроки лишения свободы согласно ч. 1 ст. 72 УК исчисляются в месяцах и годах. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства и до вступления приговора в законную силу засчитывается в срок лишения свободы из расчета день за день. Таким образом, фактически срок лишения свободы во многих случаях начинает исчисляться с момента заключения виновного под стражу в качестве меры пресечения.

Лишение свободы может быть назначено условно (ч. 1 ст. 73 УК). Закон предусматривает возможность условно-досрочного освобождения лица от отбывания лишения свободы (ст. 79 УК) и возможность замены неотбытой части этого наказания другим, более мягким видом наказания (ст. 80 УК). Предусматриваются и другие виды освобождения от лишения свободы (ст. 81-85, 92 УК).

В силу строгости данного вида наказания законодатель (ч. 1 ст. 60 УК) иПВС РФ ориентируют суды на то, что наказание в виде лишения свободы должно назначаться лишь тогда, когда реализация целей наказания посредством применения иных, менее строгих видов наказания невозможна. В случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре.

Режим отбывания наказания

Лишение свободы заключается в принудительной изоляции осужденного от общества в течение установленного судом в приговоре срока, осуществляемой путем помещения его в предназначенные для этого исправительные учреждения.

Лишение свободы занимает довольно значительный удельный вес в статьях Особенной части УК РФ среди другихвидов наказания. Практически же оно применяется судом в тех случаях, когда совершено преступление, представляющее значительную общественную опасность, и суд исходя из характера совершенного преступления и личности виновного приходит к выводу, что для осуществления целей наказания осужденный не может быть оставлен на свободе, а его исправление возможно лишь в условиях изоляции от общества с применением комплекса особых мер исправительного воздействия.

В настоящее время существует тенденция уменьшения относительного количества приговоров, осуждающих к лишению свободы, среди всей массы приговоров. Однако лишение свободы широко применяется за умышленное убийство, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, кражу, мошенничество и др.

Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до 20 лет, а в некоторых случаях (при совершении нескольких преступлений) обший срок лишения свободы может достигать 25 и даже 30 лет. При замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно может быть определено пожизненно. В настоящее время 20-летний срок лишения свободы может быть назначен, например, за государственную измену (шпионаж), вооруженный мятеж, диверсию, убийство при отягчающих обстоятельствах. При назначении наказания в виде лишения свободы суд в резолютивной части приговора определяет вид места лишения свободы, в котором осужденный должен отбывать назначенное ему наказание. Наличие исправительно- трудовых колоний разных видов вызвано необходимостью раздельного содержания различных категорий заключенных, чтобы не допустить вредного влияния закоренелых преступников на лиц, которые впервые осуждены к лишению свободы и совершили менее тяжкие преступления.

Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда может осуществляться в следующих местах лишения свободы:

§ в колониях-поселениях, где отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие наказания в виде лишения свободы;

§ в исправительных колониях общего режима, где содержатся мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, а также осужденные женщины;

§ в исправительных колониях строгого режима, где находятся мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал наказание в виде лишения свободы;

§ в исправительно-трудовых колониях особого режима для лиц, признанных особо опасными рецидивистами, а также для лиц, отбывающих пожизненное заключение;

§ в тюрьме, где могут отбывать наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений;

§ в воспитательных колониях, где отбывают наказание лица, не достигшие к моменту вынесения приговора возраста 18 лет;

§ в лечебно-исправительных учреждениях, где находятся осужденные, по характеру заболевания нуждающиеся в постоянной медицинской поддержке.

Отбывание наказания в отечественных исправительных (пенитенциарных) учреждениях построено по прогрессивной системе. Это означает прямую зависимость между режимом отбывания лишения свободы и поведением заключенных. Так, в случае злостного нарушения требований режима отбывания наказания в виде лишения свободы осужденный может быть переведен из колонии-поселения в исправительную колонию общего режима, из исправительной колонии общего режима — в исправительную колонию строгого режима и т. д., вплоть до тюрьмы. Осужденные же, твердо вставшие на путь исправления, могут переводиться в облегченные условия, могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию с более льготным режимом, в конце концов, к осужденным может быть применено условно-досрочное освобождение или лишение свободы может быть заменено более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы.

Режим отбывания наказания — это установленный законом, другими нормативными актами порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Обязательнымитребованиями режима в местах лишения свободы являются следующие.

1.Обязательная изоляция осужденных инадзор за ними, с тем чтобы исключалась возможность совершения ими новых преступлений. Изоляция или охрана заключенных осуществляется внутренними войсками МВД России, а в воспитательных колониях — контролерами. Целью надзора является получение полной круглосуточной информации о состоянии дел, соблюдении установленного порядка в местах лишения свободы. Впрочем, надзором занимаются все лица, работающие в местах лишения свободы, однако специально этим занимаются оперативно-режимные службы. Уголовно-исполнительное право допускает отклонения от строгого соблюдения требований изоляции и надзора.

В колониях-поселениях осужденные содержатся без охраны, но под надзором. Практически это означает, что зачастую даже отсутствует ограждение вокруг колонии, заключенные с разрешения администрации могут проживать в колонии со своими семьями, приобретать жилой дом и обзаводиться личным хозяйством, имеют право свободного передвижения по территории колонии, т. е. в радиусе 10 км, с разрешения администрации колонии могут передвигаться вне территории колонии в пределах соответствующего административно-территориального образования. Таким образом, колония-поселение — это фактически место ограничения, а не лишения свободы.

Существует возможность краткосрочных выездов (отпусков) из мест лишения свободы на срок не более семи суток, не считая времени, необходимого для проезда в оба конца (не свыше пяти суток), а также в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника и т. п.).

2. Одежда единого образца; исключение делается для лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях и вне территории колонии.

3. Осужденные могут передвигаться в пределах колонии в соответствии сПравилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, подвергаться обыску.

4. Осужденным разрешается получать и отправлятьписьма и телеграммы без ограничения их количества, однако корреспонденция осужденных подлежит цензуре.

5. Числопосылок (передач, бандеролей), получаемых осужденными, содержащимися в исправительных, воспитательных колониях и тюрьмах, строго ограничено и зависит от вида колонии и условий содержания заключенного (дело в том, что по отбытии определенной части срока при отсутствии нарушений режима и добросовестном отношении к груду осужденный может быть переведен в облегченные условия, что выражается в большем числе посылок, свиданий, наличии дополнительных прав). Так, в исправительных колониях общего режима осужденный имеет право получить в течение года шесть посылок, а если он переведен в облегченные условия — 12.

6. Числосвиданий также строго лимитировано. Свидания могут быть как краткосрочными (длительностью до четырех часов), так и длительными (продолжительностью до трех суток). Они проводятся в специальных помещениях гостиничного типа на территории исправительного учреждения, куда допускаются только близкие родственники осужденного. Допускается там и приготовление пищи. У заключенного в связи с длительным свиданием изымается его обычная одежда и выдается парадная. В предусмотренных УПК РФ случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В исправительных колониях общего режима осужденные имеют право на четыре краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года, а переведенные в облегченные условия — на шесть краткосрочных и шесть длительных свиданий.

7. Каждый заключенныйобязан трудиться. Лица пенсионного возраста, инвалиды I и II групп могут трудиться по желанию. При этом их труд (за исключением работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий) должен оплачиваться.

Если осужденный примерным поведением и честным отношением к труду доказал тенденцию к исправлению и судом будет признано, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного наказания, то по отбытии определенной части срока возможно его условно-до- срочное освобождение. Длительность отбытой части срока установлена в зависимости от тяжести преступления и категории осужденного и может составлять половину, две трети и три четверти срока наказания.

Рассматриваемый вид освобождения является условным потому, что от лиц, к которым оно было применено, в течение неотбытой части срока наказания требуется, чтобы они не совершали нового преступления, а также не допускали нарушений общественного порядка и выполняли обязанности, возложенные на них судом при применении условно-досрочного освобождения. В случае совершения в течение данного срока нового преступления суд частично или полностью присоединяет неотбытую часть срока к новому наказанию.

Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и на протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных и представителей администрации исправительных учреждений.
Вопрос о режиме исполнения и отбывания наказания — один из важных вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов, педагогов, обществоведов.
Впервые правовая категория «режим» появилась во Временной инструкции НКЮ РСФСР «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» (1918), в которой употребляются слова «режим подследственных» (ст. 7)1,затем в другом нормативном акте — Положении об общих местах заключения РСФСР 1920 года, в котором режиму был посвящен целый раздел. Широко используется этот термин в ИТК РСФСР 1924 года.
Термин «режим» часто встречается в нормах действующего уголовно-исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двойном смысле: 1) как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания администрацией исправительных учреждений; 2) как совокупность правил, определяющих порядок отбывания наказания осужденными.
Первым пытался дать определение режима в юридической литературе в начале 1920-х годов профессор С. В. Познышев: «Пенитенциарный режим, в широком смысле этого слова, охватывает всю систему мер, посредством которых пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей».
Профессор Б. С. Утевский дал определение режима в узком смысле. Он писал, что режим «складывается из распорядка дня, из регулирования порядка передвижения в местах лишения свободы, из правил, устанавливающих формы общения лишенных свободы с внешним миром, из мер поощрения и дисциплинарного взыскания и т. п.»4.
В основах исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик, в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР (1970г.) и в других законодательных актах термин «режим» употребляется в разных значениях. Так, в ст. 7 Основ он рассматривается как одно из основных средств исправления и перевоспитания осужденных. В ст. 19 Основ излагались основные требования режима в местах лишения свободы,
в ст. 34 ИТК РСФСР речь шла о требованиях режима на предприятиях ИТУ и на производственных объектах других министерств и ведомств. Целый ряд норм посвящался режиму в различных видах ИТУ и иных органах, исполняющих наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием.
В общеупотребительном значении слово «режим» (от лат. «управление») в русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы, питания, отдыха, сна) или как совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели5. Когда же речь идет о режиме осужденного, то этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении — как распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием, присущим ему комплексом правоограничений.
Как известно, комплекс правоограниче-ний предусматривается законодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством для отбывания наказания в виде лишения свободы. Комплекс правоограниче-ний, выраженный в режиме, составляет содержание наказания (кару).
Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством, и обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений, выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима отбывания наказания.
Порядок и условия отбывания и применения мер исправительного воздействия (ст. 7, 8 УИК РФ) в науке получили название карательно-воспитательного процесса.
В свою очередь, профессор Н. А. Беляев определяет режим как порядок деятельности исправительных учреждений6. Отсюда вытекает, что режим в широком смысле слова следует понимать как управляемый, регулируемый в определенной организационно-правовой форме карательно-воспитательный процесс.
В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение режима в исправительных учреждениях как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы (ст. 82 УИК РФ).
Согласно ст. 82 УИК РФ основными требованиями режима в местах лишения свободы являются: обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или других антиобщественных поступков; точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей; реализация их прав и законных интересов; обеспечение личной безопасности осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных; различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного.
Профессор И. В. Шмаров отмечает, что режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоог-раничений7. Режим отбывания наказания составляет одно из основных средств исправительного воздействия. Его главное назначение как средства исправления состоит в воспитании у осужденных дисциплины, т. е. подчинения определенному порядку, обязательному для всех. Режим устанавливает такой порядок и предусматривает средства его обеспечения.
В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в обществе правопорядка, и каждый преступник в процессе исправительного воздействия должен научиться не нарушать его. Режим принуждает к соблюдению установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается привычка придерживаться определенных правил поведения. Этим достигается конечная цель дисциплинирующего режима — воспитание сознательной дисциплины поведения человека в обществе.
Значение режима, установленного в местах лишения свободы, заключается также в том, что он создает необходимые условия для использования других средств исправления — это общественно полезный труд, воспитательная работа, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (ст. 9 УИК РФ), ни одно из которых не может быть эффективным, если в исправительном учреждении нет необходимого порядка.
Режим отбывания наказания в исправительных учреждениях России организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно-исполнительного права.
Профессор И. В. Шмаров отмечает, что содержание режима лишения свободы определяется его основными признаками и функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания8. Следовательно, режим является структурным управляемым элементом целостной системы средств исправления осужденных или, как принято говорить в теории управления, ее подсистемой. Структурный элемент системы создается для исполнения определенной функции-задачи. В функциях режима проявляется его сущность. Среди функций режима в местах лишения свободы важно уметь различать основные — те, ради которых он создан и урегулирован в законе, и обеспечивающие их выполнение. Функции могут выступать в качестве задач, сформулированных в соответствующих положениях закона. К основным функциям режима следует отнести: карательную; обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия; воспитательную; регулирования уголовно-правовой кары; частного предупреждения; общего предупреждения.
Карательная функция закреплена в ст. 1 УИК РФ, где указывается, что уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания. При этом если исходить из концепции, что наказание — это кара, выраженная в правоограничениях и запретах, установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-правовой кары. Этот вывод опирается также на существующий в теории уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры исправительного воздействия в содержание наказания не включается, а поэтому не могут осуществлять карательную функцию.
Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы и вытекающих из этого ограничений, которые устанавливаются для осужденных. Характер ограничения зависит от вида исправительного учреждения и от конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения. Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения новых преступлений не только устрашением, но и стимулировнием их стремления к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы лицам, вставшим на путь исправления.
Сложные и многообразные задачи исправления осужденных не могут быть решены посредством одной лишь кары, поэтому в уголовно-исполнительном законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия (ст. 7, 8 УИК РФ), лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения соединяются с наказанием, активно взаимодействуют с режимом. Режим создает условия для их эффективного применения.
Режим, по мнению В.А. Уткина, дает для мер исправительного воздействия своего рода «точку опоры», благодаря которой организация и восприятие мер исправительного воздействия проходит более предметно и облегчает целенаправленность са-мовоспитания9. Кроме того, правоограничения в некоторых благах, содержащихся в режиме, побуждают осужденных к стремлению восполнить эти блага в сфере исправительного воздействия.
Взаимодействуя с режимом, меры исправительного воздействия способствуют правильному восприятию наказания осужденными, убеждают в его справедливости и необходимости отбыть, не нарушив установленных правил поведения.
В процессе исполнения уголовного наказания, реализации уголовно-правовой кары достигается цель исправления осужденных (ст. 1 УИК РФ), что является главной задачей исправительных учреждений. В ст. 9 УИК РФ прямо указывается, что режим — одно из основных средств исправления осужденных. Именно в этом состоит его гуманная сущность. Воспитательная функция режима проявляется в том, что он:
• во-первых, способен послужить толчком к нравственному совершенствованию личности в результате причинения осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы;
• во-вторых, способствует формированию у осужденного необходимых не только в ИУ, но и на свободе полезных навыков, привычек и качеств, поскольку приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению предписанных правил поведения;
• в-третьих, содействует в совокупности с другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных правосознания;
• в-четвертых, помогает преодолеть негативные черты личности, которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных благ, т. е. свободы;
• в-пятых, способствует воспитанию у осужденных стойкого противодействия совершению преступлений в будущем; это должно основываться не столько на страхе вновь быть наказанным, сколько на сознании вредности и бессмысленности ведения преступного образа жизни.
В науке уголовно-исполнительного права режим принято считать главным выражением содержащейся в лишении свободы уголовно-правовой кары, выразителем сущности и содержания наказания. Так, в ст. 58 УК РФ говорится не вообще о лишении свободы, а о том, что отбывание этого вида наказания назначается в исправительных учреждениях с различным видом режима либо может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме, т.е. сам законодатель проводит различия, классифицируя данную меру наказания. Вместе с тем уголовный закон определил и критерии, по которым различаются виды лишения свободы — режим лишения свободы. Существенно отличаются условия отбывания наказания, например, в колониях особого режима и колониях-поселениях, тюрьмах и колониях общего режима. Режим каждого из этих учреждений обладает самостоятельными свойствами, существенно усиливающими или ослабляющими кару.
Таким образом, если режим не рассматривать в качестве содержания наказания в виде лишения свободы, то невозможно раскрыть его социальную сущность. Режим лишения свободы не только конкретизирует это наказание, но и является регулятором его карательной силы, выступает основным критерием при определении вида лишения свободы. Функция регулирования уголовно-правовой кары реализуется путем создания различных условий содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного. Эти условия отбывания наказания нашли свое закрепление в соответствующих нормах уголовно-исполнительного законодательства.
Режим также выполняет функции частного и общего предупреждения преступлений. Уголовно-правовая кара, выраженная в режиме лишения свободы, согласно ст. 1 УИК РФ применяется для предупреждения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Карая осужденного, режим одновременно с этим выполняет функции воспитания, частной и общей превенции.
Частно-предупредительная функция режима состоит в том что, во-первых, благодаря организационно-правовым воздействиям на осужденного, в процессе отбывания наказания создаются такие условия, при которых совершение преступления очень затруднено или невозможно; во-вторых, кара, заключенная в режиме, оказывает на сознание и волю осужденного исключительное по силе влияние, вызывает у него нравственные переживания и страдания, такие психические состояния, которые способны удержать осужденного от совершения новых преступлений.
Эта функция реализуется путем изоляции осужденных и постоянного надзора за ними, точным и неуклонным выполнением ими своих обязанностей, цензурой корреспонденции, досмотром посылок, передач, бандеролей, установлением покамерного содержания наиболее опасных преступников, применением мер взыскания и безопасности, проведением оперативно-розыскных и других мероприятий, направленных на профилактику преступлений со стороны осужденных, и т.д.
Общепредупредительная функция режима состоит в том, что степень тяжести условий содержания осужденных в исправительном учреждении предопределяет интенсивность воздействия на неустойчивых лиц, которые должны знать, что они не только будут наказаны за совершенное ими преступление, но и должны реально отбыть уголовное наказание за совершенное ими преступление. При этом большое значение имеют как срок лишения свободы, так и характер, и содержание правоограничений в зависимости от вида режима и условий отбывания наказания в ИУ.
Непосредственное общепревентивное воздействие режима лишения свободы осуществляется к лицам, уже отбывшим данный вид наказания, и находится в прямой зависимости от уровня организации и обеспечения процесса исполнения уголовного наказания.
В этом смысле важное общепредупредительное значение имеет реализация таких требований режима, как обязательная изоляция осужденных, точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей. Наряду с ними средством решения задачи общего предупреждения выступают различные запреты и правоограничения осужденных, т. е. прослеживается тесная связь общепредупредительной функции режима с частнопредупредительной и их взаимодействие.
Естественно, что в отношении бывших осужденных применяется, хотя и недостаточно, система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение совершения данными лицами новых преступлений. Что же касается предупреждения совершения преступлений со стороны лиц, то механизм, инструментарий выявления и определения степени эффективности практически отсутствует, научные рекомендации в этом отношении весьма ограничены. Общественное мнение часто исходит из того, что чем жестче, суровее превентивные меры, тем они эффективнее. Хотя зачастую подобная установка опровергается мировой практикой, тем не менее она и сегодня активно проявляется в сознании большинства людей. Таким образом, все функции режима направлены на достижение одних и тех же целей: воспитание у осужденных дисциплинированности, добровольное выполнение ими правил поведения, исключение возможности совершения правонарушений и в конечном счете — на их исправление.
Совершенно новым в Уголовно-исполнительном кодексе РФ является разделение режима отбывания наказания в исправительных учреждениях на определенные ступени, которые названы условиями отбывания наказания. На этих ступенях увеличиваются или уменьшаются льготы осужденных. Они зависят от вида режима ИУ, определенного приговором суда, личности осужденного и его поведения.
Следовательно, условия отбывания наказания — это определенные ступени исправления осужденного, на которых в зависимости от режима исправительного учреждения, личности осужденного и его поведения увеличиваются или уменьшаются правоограничения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством.
Согласно ст. 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы находятся в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным статьями 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК, производится по решению комиссии ИУ. Комиссия ИУ решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий режим и со строгого на общий ре-
жим. Осужденный имеет право обжаловать решение комиссии, если он не согласен о его переводе на строгие условия отбывания наказания или на строгий вид режима в тюрьме.
В УИК РФ снято ограничение на использование денег, заработанных во время отбывания наказания. Так, согласно ст. 88 осужденные к лишению свободы могу без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а так же за счет получаемых пенсий и социальных пособий. Размер средств, разрешенных для расходования осужденными, устанавливается ст. 121, 123, 125, 131 и 133 УИК. Если же денежные средства не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на израсходованную сумму в последующие месяцы. Перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещенных к продаже осужденным, и их количество устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений10.
УИК РФ регулирует свидания осужденных и телефонные переговоры, которые направлены на сохранение полезных связей, смягчение степени их физической изоляции и успешно используются администрацией ИУ для воспитательного воздействия. Так, согласно ст. 89 осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью 4 часа и длительные — 3 суток на территории учреждения. Для осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, может быть разрешено длительное свидание до 5 суток с проживанием вне расположения учреждения (ст. 133 УИК). Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации ИУ. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а в исключительных случаях с разрешения начальника ИУ — с иными лицами. Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы ВК. На период длительных свиданий осужденные, как правило, освобождаются от работы с последующей или предшествующей отработкой. Для получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.
Согласно ст. 92 УИК РФ, осужденным к лишению свободы предоставляется право на 4 телефонных разговора в год продолжительностью до 15 минут каждый. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств. При отсутствии технических возможностей телефонный разговор может быть заменен краткосрочным свиданием. Телефонные разговоры между осужденными, содержащимися в ИУ, запрещаются. Все разговоры осужденных контролируются администрацией.
В УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач, бандеролей в количестве, установленном ст. 121, 123, 125, 131 и 133. Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки. Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установлен-
ное ст. 121, 123, 125, 131 и 133 УИК. Они направляются в медицинскую часть ИУ для лечения соответствующих осужденных. Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру.
Согласно ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Лишь переписка между лицами, содержащимися в ИУ и не являющимися родственниками, допускается с разрешения администрации. Осужденные вправе получать денежные переводы, а также отправлять их близким родственникам, а с разрешения администрации ИУ — иным лицам.
В ст. 93 УИК отмечается, что осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается ст. 118, 121, 123, 125, 127 и 131 УИК. Про

Наши рекомендации