Синтезирующее понятие позитивного права
Итак, мы рассмотрели различные школы позитивного права. Как мы отметили, в каждой теории права имеются положительные моменты.
Среди теорий, которые считают право государственной волей, выраженной в совокупности норм, обеспеченных принудительной
силой государства, самой пригодной для отражения его инструментальной роли как регулятора общественных отношений является нормативистская.
Как мы уже отмечали, в этой теории право представляется как система (пирамида) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы.
Если представить, что суверенной нормой является конституция страны, а далее соответственно идут нормы законов, подзаконных актов, то такой принцип соответствия одной нормы другой и означает утверждение строгого режима законности.
Достоинство данной теории состоит также в обозначении такого определяющего свойства права, как нормативность, органически связанная с формальной определенностью.
Безусловно, как отмечалось выше, нельзя согласиться с основателями нормативистской школы о том, что «право определяется только правом», что в его изучении следует исключить экономические, политические, идеологические, моральные и другие оценки.
Всовременное синтезирующее понятие позитивного права можно включить и элементы других концепций правопонимания.
Так, из исторической теории права следует, что право имеет национальные особенности и законодатель в процессе правотворчества (а значит, и исследователь) должен обращать внимание на национальные икультурно-историческиеособенности страны. Следует также согласиться с тезисомреалистической школы права, в котором отмечается, что право возникает и развивается под влиянием интересов, двигающих человека, заставляющих его ставить цели.
Рациональное зерно можно найти и в марксистской теорииправа. В советской теории государства и права понятие права неизменно определялось с марксистских позиций как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Применительно к социалистическому государству право определялось как система общих правил поведения, установленных или санкционированных социалистическим государством, выражающих направляемую Коммунистической партией волю трудящихся масс во главе
срабочим классом, обеспеченных сознательностью масс, мерами общественного воздействия и возможностью применения государственного принуждения к правонарушителям, имеющих назначением регулирование общественных отношений в целях построения социализма и коммунизма.
Внастоящее время российские правоведы не используют столь явно политизированные определения. Вместе с тем следует заме-
тить, что многие аспекты в понимании права советского периода не потеряли актуальности. Так, положения об установлении или санкционировании государством правил поведения, о возможности применения государственного принуждения к правонарушителям полностью подходят к современному понятию права. Можно согласиться и с идеей о том, что для определенного исторического периода времени воля господствующего класса получалагосударственно-нормативноевыражение.
Следует отметить, что данное марксистское положение можно расширить, заменив понятие «воля господствующего класса» «государственной волей».
Чем же является государственная воля? К этому вопросу следует подходить конкретно-исторически.В различные исторические периоды в различных странах государственную волю выражали:
—воля монарха;
—господствующего слоя (элиты);
—господствующего класса;
—большинства граждан государства.
Исходя из этого можно отметить, что государственная воля в любом государстве носит не абстрактный, а вполне конкретный характер, соответствующий интересам господствующих слоев, групп, классов или большинства граждан. Воля господствующего слоя, группы, класса или большинства граждан, для того чтобы воплотиться в нормах права, стать их реальным содержанием, должна в обязательном порядке пройти через государственный нормотворческий механизм и трансформироваться в государственную волю.
С учетом сказанного мы и рассмотрим синтезирующее понятие позитивного права, учитывая рациональные элементы различных
концепций правопонимания. Начнем рассмотрение понятия права с его признаков.
1. Историческая обусловленностьозначает, что:
—право появилось вследствие комплекса причин на определенном историческом этапе. В ходе развития общества изменяется и право;
—право имеет национальные икультурно-историческиеособенности;
—право возникает и развивается под влиянием интересов,
двигающих человека, заставляющих его ставить цели.
2. Системностьозначает, что право представляет собой систему норм (правил поведения). Как и в любой системе, нормы (компоненты системы) взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.
Система предполагает: иерархичность, взаимодействие, согла-
сованность, непротиворечивость.
3. Общеобязательностьозначает, что:
—правовые нормы обязательны для исполнения всеми гражданами, служащими, государственными и иными организациями;
—государство принимает меры для того, чтобы правовые нормы стали общеизвестными, без чего невозможна общеобязательность (нормы публикуются в средствах массовой
информации).
4. Формальная определенностьозначает, что:
—право содержится в определенных формах (нормативных актах, договорах и др.);
—нормы права принимаются специально уполномоченными на то государственными органами (в России — Федеральным Собранием, Правительством, министерствами, законодательными органами и администрациями субъектов Федерации и др.) в соответствии со своей компетенцией;
—правовые акты облекаются в официальный юридический документ, имеющий необходимые реквизиты, т.е. сам текст правового акта, его название, номер, дату принятия, подпись руководителя органа, печать;
—правовые нормы излагаются сжатым, лаконичным слогом,
чему способствует многовековая законотворческая практика. 5. Имеет общий характер.Как мы уже отмечали, это означает,
что применение норм права рассчитано на неограниченное количество случаев, на многократное применение. Кроме того, нормы права адресованы не отдельному лицу, а широкому кругу лиц, рассчитаны не на одного или нескольких человек, а на многих, пои-
менно не указанных (неперсонифицированность).
6. Установление или санкционирование государством, т.е. принимается либо признается им.
7.Выражение государственной воли.
8.Охрана и обеспеченность выполнения государствомозначает,
что:
—правовые нормы охраняются государством посредством установления нескольких видов юридической ответственности: дисциплинарной,гражданско-правовой,административной, уголовной;
—в случае невыполнения кем бы то ни было правовых норм их реализация обеспечивается государством принудительным образом;