Взаимодействие естественного и позитивного права.

Естественное и позитивное право их единство и взаимодействие

Общие определения: позитивное – право исходящее от государства, естественное – принадлежащее от природы.

Естественное право (ЕП) вкл. 3 подхода: 1) космологическое ЕП – божественный миропорядок - все люди =, созданы по образу и подобию Бога; 2) антропологическое ЕП – право выражает особенности человеческой сущности; 3) рациональное ЕП – право = разум. Суть этой идеи заключен в том, что наряду с правом, созданным людьми и выраженным в законах, существует право независимое от внешних факторов и установленное (в различных трактовках по-разному) либо богом, либо природой, либо объективными условиями человеческого существования и естественным ходом вещей. ЕП определяется свободой совести, свободой убеждений, своб. Собственности, личной неприкосновенностью, свободой труда, правом на отдых, на образование, на жилье, мед. Помощь. Критерий соот. с позитивным правом (ПП) ч/з элемент свободы (как основного достояния человека) – сводная реализация всех компонентов.

ПП = право – система общеобязательных, форм.-опред.-х, установленных и гарантир-х гос-м норм, рег как общест. Отн-я, так и отношения Sb к природе, животным, технике, окр. миру. Признаками ПП явл.: пр. нормы, созданные гос-м, где уст. границы должного и возможного поведения; 2) имеет принудительный хар-р, кот. Находит закрепление в санкциях норм; 3) контроль гос-ва за соблюдением всех правил; 4) формальное определение всех норм. Право раскрывается как мера свободы в следующих положениях: 1) право – объективная форма свободы, независимая от природы конкретного человека; 2) право как объективная форма свободы несет в себе равенство, а, значит, внешняя свобода должна пройти этап самоограничения прежде чем стать правом (чел. должен признать за другими такую же свободу действий, тогда может требовать самоограничения от других = правовое равенство); 3) не только свобода служит критерием развития правовых отношений, но и право служит мерой свободы, т.к. нет права – нет возможности защитить свободу = право гарант реализации свободы.

Курчеев утверждает, что естественное право не может существовать без позитивного, т.к. нет гаранта - нет прав. По нему: юридический позитивизм понимает право как совокупность правил поведения, принятых гос-вом и обеспеченных силой принуждения.

Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.

30. Сущность права. Принципы и функции права.

Сущность права

Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

  • любое право — это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);
  • интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:

1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Принципы права

Принципы права — руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Рассмотрим некоторыеобщеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.

Содержаниепринципа законности заключается в том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15 Конституции РФ).

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименованиеправовых аксиом.В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.

Регулятивно-cтатическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Этапозитивнаяответственность исключаетнегативную юридическую ответственность.

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).

31. Соотношение объективного и субъективного права.

Различают право объективное и субъективное

Объективное право - это система общеобязательных, формально определœенныхюридическихнорм, устанавливаемыхиобеспечиваемыхгосударством, инаправленныхнаурегулированиеобщественныхотношений. Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. В случае если объективное право - это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на базе и в пределах объективного права. Сущность права - это главное, основное содержание, выраженное во внешнем ᴇᴦο проявлении.

Объективное и субъективное право - юридические понятия, которые обозначают масштаб свободы и тех, кто ею обладает.

Объективное право (это и есть право в собственном смысле как система норм) является совокупностью устанавливаемых и обеспечиваемых государством норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические прецеденты, правовые обычаи и другие конкретные формы права определœенногопериода. Объективнымданноеправоявляетсявсилутого, чтонезависитнепосредственноотволии сознания отдельных лиц.

В субъективном смысле правом называют обеспеченную законом меру возможного поведения граждан или организаций, которая нацелœенанадостижениецелœей, связанныхсудовлетворениемихинтересов.

Субъективное право всœегдаобеспечивается соответствующими поступками других субъектов, что связано с субъективной обязанностью, определяющей меру должного поведения субъектов права. Это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами являются конкретные права и свободы личности˸ на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на жилище, на осуществление правосудия, на образование и т.д.

Субъективное право - форма законодательного выражения прав человека во внутригосударственных отношениях.

Объективное право зависит от изданной государством нормы, а субъективное право может существовать вне зависимости от нее. Объективное право неразрывно связано с субъективным. Объективное право - это юридические нормы, выраженные в определенныхюридических формах, субъективное право означает те юридические возможности, которые возникают и реализуются на базе объективного права (законодательства).

32. Соотношение права и закона.

Юридическое соотношение права и закона в юридической теории рассматривается уже очень давно. Многие концепции создавались именно на основе данной проблематики. На сегодняшний день ученые выделяют «широкий» и «узкий» подходы к рассмотрению соотношения права и закона. Что касается первой точки зрения, то её приверженцы убеждены, что право - это отдельная категория, которая, в свою очередь, не может существовать без закона. Они убеждены в том, что право в «классической» форме не способно урегулировать абсолютно все существующие в пределах общества отношения. Поэтому многие дополнительные «регулятивные» правила вырабатываются в ходе юридической практики. Помимо того, большое значение имеет психология людей. Ведь именно они являются непосредственными создателями тех или иных структур. Таким образом, если человек психологически не признает «авторитет» какого-либо регулятора, то право изначально не имеет никакой силы. Поэтому ему на помощь приходит официальный закон, который подкреплен государственным диктатом. «Узкая» точка зрения в данном случае более проста. Её приверженцы рассматривают соотношение права и закона кратко. Они считают, что представленные категории полностью тождественны. То есть право, по сути, «живет» в законе, который, в свою очередь, является лишь его официальным проявлением. В данном случае любой нормативный акт приобретает роль «носителя» санкционированных государством норм.

33. Основные подходы к соотношению права и экономики, права и политики, права и государства.

Экономика - это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества.

Политика - это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями, между гос-вом, с одной стороны, и народом - с другой.

Существует 2 основных подхода к соотношению данных понятий.

Согласно первому подходу, среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования обществ.отношений (в т.ч. производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой (напр., в эпоху буржуазных революций в Зап. Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономич. отношения).

Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.

Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право. Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений.

Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.

Соотношение же между политикой и правом проявляется двояко:

- когда определяющим фактором выступает политика и

- когда определяющим фактором выступает право.

34. Основные тенденции развития российского права в монархический период.

Монархический период отечественной государственности относится к историческим эпохам Средневековья и Нового времени, причем ее развитие протекало в целом в соответ­ствии с закономерностями, характерными для западных ев­ропейских государств, хотя период даннической зависимости от Орды определил известное временное ее отставание. Вме­сте с тем российское (русское) государство принимало изве­стные характерные для тех эпох формы и в той же последо­вательности их меняло.

Сложившись как раннефеодальное государство с арис­тократическим режимом (разновидность средневекового, не­демократического), оно просуществовало как единое до се­редины — конца XII в. Причем юридическим основанием его распада можно считать решение Любечского съезда князей (1097 г.), установившее новый порядок наследственного прав­ления уделами; этот порядок заменил прежний — назначе­ния князей в уделы Великим киевским князем. Были и дру­гие внутриполитические, экономические, социальные при­чины политической раздробленности, а также внешнеполи­тические — вторжение татаро-монголов и исчезновение ста­рого торгового пути "из варяг в греки"

Раннефеодальная монархия на Руси характеризуется сле­дующими чертами. Главой государства являлся князь, носив­ший титул Великого киевского князя, находившийся в дого­ворных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Усиление власти последних в XI—XII вв. привело к появлению нового высшего органа власти наряду с Вели­ким князем — княжеского, феодального съезда, на котором могли решаться вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета и др.

Важнейшие функции древнерусского государства — во­енная, правотворческая, правоохранительная, налогово-фи-нансовая. Что касается последней, то ее оформление связа­но с реформой княгини Ольги (945 г.), которой взамен т. н.

"полюдья" установлены места сбора дани ("погосты"), его сроки и размеры ("уроки"). А с начала XI в., после принятия христианства как государственной религии, введена еще и "десятина" — налог в пользу церкви; взимались и иные ка­зенные сборы.

В период зарождения древнерусской государственности источником (формой) права являлся правовой обычай, санк­ционированный киевскими князьями уже во время оформле­ния раннефеодальной монархии, в XI в., в виде сборника правовых норм, получивший название Русская Правда. Ис­точники последней — договоры русских князей с византий­цами, княжеские церковные уставы, судебная практика.

В период политической раздробленности на Руси (XII — XV вв.) государство теряет не только территориальное, но и политическое единство, существенно ограничивается суверенитет русских князей в пользу золотоордынских ханов, отношения между Русью и Золотой Ордой устанавливаются в форме протектората; русские князья обязываются данью хану.

В вопросах внутреннего управления отдельными удела­ми и "землями" князья были достаточно автономны. После разгрома Киева в XIII в. татаро-монголами Киев перестал быть политическим центром Руси; образовался конгломерат фео­дальных государственных образований, первоначально их было 12. Этот период можно определить как период сеньори­альной монархии.

Монархическая форма государственного правления, ха­рактеризующаяся прежде всего ее наследственностью, ос­тавалась преимущественной в русских княжествах, однако в Новгородской земле с ХШ, а в Псковской — с XIV в. сложил­ся республиканский строй.

Были в республиках и свои источники права — своеоб­разные основные законы: Новгородская (XV в.) и Псковская (1467 г.) судные грамоты, основанные отчасти на Русской Правде, а более на местной судебной практике.

В остальных русских землях в качестве действующих источников (форм) права применялись Русская Правда (в но­вой редакции, т. н. Пространной), княжеские уставы, указы, грамоты — нормативно-правовые акты, принимавшиеся, как правило, князем совместно с его советом (прообраз Боярской думы).

В середине XVI в. Русское государство принимает но­вую форму правления — сословно-представительную монар­хию, по сути также дуалистическую, государственную власть в которой делят монарх и орган сословного представитель­ства — Земский собор, впервые созванный царем (с 1547 г. введен новый титул главы государства) Иоанном IV Грозным в 1549 г. С этого времени Земские соборы стали созываться периодически на разные сроки в течение около полутораста лет (по мнению одних историков, последний Собор был со­зван в 1653 г., по мнению других, и это вернее, — в 1682 г.).

В период сословно-представительной монархии издан новый Судебник (1550 г.), т. н. Царский, взамен прежнего т. н. Княжеского. Следовательно, закон остался высшим по юридической силе, основным источником права. В условиях правового партикуляризма особая сфера правоотношений регламентировалась каноническим правом.

С момента создания Русской православной церкви ей был передан в юрисдикцию ряд гражданско-правовых и уголовно- правовых дел, а также дел специальной подсудности. Особая подсудность их церковной юстиции сохранялась и в рассматриваемый период, несмотря на первые нападки государства на церковь, отраженные в деятельности Стоглавого Церковного Собора (1551 г.).
С оформлением абсолютизма утвердилась и новая форма государственного устройства. В 1721 г. Россия стала империей, а ее глава — императором. Впоследствии эта форма структурно оформилась предоставлением ряду территорий определенной автономии.

Высшим органом государственной власти и управления в период абсолютизма стал единолично монарх — глава государства; ему всецело и неограниченно принадлежала законодательная, исполнительная и судебная власть. Он являлся и главнокомандующим армии. С упразднением патриаршества (оно установлено в России в 1589 г.) в начале XVIII в. и подчинением церкви монарх стал осуществлять руководство и о государственной религиозной системой. Был изменен также порядок престолонаследия. Указом 1722 г. было закреплено право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Этот указ завершил оформление абсолютной власти монарха, определение которой дано в ряде законов Петра Великого. Например, толкование к арт. 20 Артикула воинского законодательно устанавливало следующую дефиницию: "Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять".

Юридическим источником закона признана воля монар­ха, в бытность Петра выражаемая не только в нормативно- правовых актах с различными наименованиями (указ, устав, табель, артикулы и др.), но и устно. Законодательные акты издавались самим царем либо от имени монарха Правитель­ствующим Сенатом, учрежденным в 1711 г. в качестве бю­рократического коллегиального органа, заменившего арис­тократическую Боярскую думу. Царь стал главой всех госу­дарственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие администрации и передавало власть ему. Все государственные органы обязаны исполнять реше­ния монарха.

Результаты кодификационной работы первой четверти XVIII в.:

1) первый действующий уголовный кодекс — Артикул воинский 1715 г.;

2) прообраз процессуального кодекса — Краткое изобра­жение процессов и судебных тяжб 1715 г.;

3) прообраз административного кодекса — Генеральный регламент 1720 г. и др.

Наметилась систематизация источников гражданского права. Деятельность по систематизации и кодификации про­должалась в течение всего XVIII в., однако более эффек­тивной она стала в первой трети XIX в., когда были созданы специальные государственные органы с соответствующей компетенцией, в частности. Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии. В результате в 1830 г. создано первое Полное собрание законов Российской империи, объединившее законодательство 1649—1825 гг. в форме инкорпорации, а в 1832 г. — Свод законов Российской империи, 15 томов которого включали лишь действующее законодательство того же хронологического периода, но расположенного в соответствии с предметом правового регу­лирования.

Деятельность по систематизации продолжалась до 1916 г. В рассматриваемый период впервые сложились и основные отрасли права: государственное (теперь это конституцион­ное), гражданское, административное, уголовное, процессу­альное и др.; продолжалась, как более успешная, кодифика­ция уголовного законодательства (1845 г., 1885 г.).

35. Общая характеристика советского права. Преемственность и различие имперского и советского права.

Советское право возникло в России в результате Октябрьской революции 1917 г. как социалистическое по своему характеру. Его идеологическим и теоретическим обоснованием были основные идеи марксизма-ленинизма о праве и государстве.
В соответствии с этим учением, социалистическое право закономерно приходит на смену праву буржуазному и является полным его отрицанием, а потому подлежит уничтожению вся госусарственная надстройка. Его социальное назначение — выражать классовые интересы и быть средством построения бесклассового коммунистического общества. Эти постулаты определили и практику правового строительства в нашей стране.

В нем отрицалась преемственность с предшествующими типами права и прежде всего — с дореволюционным русским правом. Первые декреты Советской власти показали, что партия и пролетариат намерены создать свое принципиально иное право. Ставилась также задача «совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат»

По этой причине, наряду со старыми, действительно реакционными правовыми положениями были отброшены те институты, процедуры, структуры, которые, несомненно, принесли бы пользу народу .
Речь идет об институтах присяжных заседателей, судебных следователей, хорошо продуманной и эффективной структуре уголовного сыска и др. В то же время имевшее место восприятие старых юридических положений (а без этого вообще невозможно было построить правовое здание) считалось вынужденной и временной мерой.

Такой «юридический пролеткульт» нанес непоправимый урон отечественному правоведению, вырвав его из цепочки мировой цивилизации.

Право носило ярко выраженный классовый характер. Это довольно последовательно выражалось в законодательстве. Представители свергнутого класса буржуазии не могли быть назначены на руководящие должности в государственном аппарате, где раз-решалось лишь использовать их опыт и знания; они лишались избирательных прав; принадлежность к бывшему состоятельному сословию усугубляла юридическую ответственность, а нередко являлась единственным основанием для ее применения.

Развитие советского права определялось не столько объективными потребностями общества, сколько решениями (зачастую волюнтаристскими) правящей коммунистической партии.

36. Трансформация советского права в российскую правовую систему в начале 90 – х гг. Соотношение законодательства СССР и РСФСР по Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978. Коллизии законов СССР и РСФСР в последние годы Советского государства.

Политическая демократизация в СССР. Формирование новых субъектов политической жизни. Внесение изменений в Конституцию СССР. Новая структура высших органов законодательной власти. Изменения в избирательном праве. Отмена 6 статьи Конституции и переход к политическому плюрализму. Образование Комитета конституционного надзора. Учреждение поста Президента СССР. Процедура его избрания и полномочия. Образование консультативных органов при Президенте СССР

Ослабление Союза ССР и власти его союзных органов. Попытки преодолеть центробежные тенденции конституционным путем. Процесс суверенизации союзных и автономных республик. «Война законов». Учреждение Съезда Советов Российской Федерации и поста Президента России. Распад СССР.

Расширение прав граждан в сфере их отношений с государством. Введение демократических начал в управление предприятиями и организациями. Закон «О государственном предприятии». Изменение круга хозяйствующих субъектов и их прав.

Основные тенденции и результаты эволюции государственно-правовой системы СССР и РСФСР в 1985-1991 гг.

Превращение России в суверенное независимое государство. Дальнейшее изменение конституции и его основные направления. Трансформация статуса Верховного Совета и его борьба за изменение круга полномочий. Расширение состава высших государственных учреждений. Учреждение Конституционного суда. Провозглашение судебной реформы. Федеративный договор.

Политический кризис осени 1993 г. и его разрешение. Подготовка и принятие Конституции РФ 1993 г. Ее основные положения. Избирательное право.

Создание органов управления государственным имуществом и приватизацией. Преобразование государственного банка в Центральный банк и изменение его полномочий.

Возникновение внеконституционных органов власти в центре и на местах. Реформа правительства как часть административной реформы.

Достижения и проблемы эволюции государственной системы РФ.

Коренной пересмотр гражданского права. Изменение состава его субъектов и объектов. Правовые основы процесса приватизации и их изменения. Законодательство о несостоятельности. Закон о земле: его достоинства и недостатки.

Гражданский и арбитражный процессы.

Совершенствование уголовно-процессуального права. Восстановление суда присяжных. Основные тенденции в преобразовании уголовного права. Уголовно-исполнительный кодекс и его принципы. Кодекс об административных правонарушениях.

37. Взаимосвязь и отличительные черты норм права и других социальных норм.

Единствозаключается в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы -все они относятся к социальным нормам. Признаки социальных норм, о которых мы говорили выше, в полной мере относятся к нормам права. Все эти явления относятся к социальным регуляторам, выполняя сходные социальные функции; они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни данного общества. Кроме этого, у социальных норм есть общие черты и с точки зрения средств обеспечения. Все они выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности. Меры общественного воздействия, прежде всего сила общественного мнения, поддерживают все виды социальных норм, в том числе и правовые. Другое дело, что для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения.

Различиясоциальных норм многоплановы. Они определяются, прежде всего, свойствами правовых норм, указанных выше. Основными критериями: разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения, о чем уже говорилось. Помимо этого, нормы права отличаются от других социальных норм:

• по форме выражения. Правовые нормы фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства. Иные нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера;

• по сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому урегулированию и нуждающиеся в нем. Как правило, это наиболее значимые общественные отношения. Иные социальные нормы могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права. С другой стороны, правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, отношений, не затронутых этими регуляторами.

38. Соотношение категорий система права и система законодательства, законотворчество и правотворчество.

Правотворчество Законотворчество
1) по определению
это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных актов (законов, подзаконных актов), совершаемая компетентными органами деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию законодательных актов (законов)
2) по цели
Регулирование общественных отношений создание закона (законодательного акта)
3) по соотношению как «часть» и «целое»
Правотворчество «целое»: включает в себя законотворчество Законотворчество «часть» - стержень правотворчества, его важнейшая составляющая
3) по роли государства
Наряду с государственной властью могут заниматься негосударственные субъекты, обладающие соответствующими полномочиями (в качестве наиболее образного примера может рассматриваться правотворческая деятельность муниципальных образований, которые в соответствии с Конституцией не являются государственными органами, однако наделяются рядом государственных функций, к числу которых вполне можно отнести и правотворческую) Представляет собой монополию государства (высшие законодательные органы (парламенты))

39. Соотношение категорий общественное отношение и правоотношение, субъект права и субъект правоотношений, правоспособность и дееспособность.

1вариант:
Правоотношение- это общественное отношение, урегулированное нормами права. в отличие от других разновидностей социальных отношений, првоотношения отличает тесная связь с юридическим нормативом. Сходства, что все эти отношения между людьми
2вариант:
соц нормы : не явл. писаными. не использование норм не наказуемо юридически. не связано с государством.
провоотношения: явл. написаными. отличаеться нормативностью. связано с госудраством.
общее: носят многократный характер.

Субъекты права – лица, которые в силу действия особых юридических норм обретают юридическую возможность становиться участниками правовых отношений, быть носителями юридических прав и обязанностей.

Понимание механизма действия права предполагает различение понятий "субъект права" и "субъект правоотношения". Субъекты права – это потенциальные участники правоотношений, лица, которые лишь могут быть носителями юридических прав и обязанностей.

Субъект правоотношения – субъект права, который реализовал своюправосубъектность и стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношения – это всегда субъект права (без этого он просто не смог бы стать таковым), но не всякий субъект права – участник того или иного конкретного правоотношения.

Для того чтобы субъект права превратился всубъекта правоотношения, должны появиться определенные юридические факты, которые "запускают" в действие соответствующую предоставительно-обязывающую норму (нормы), и она, в свою очередь, возлагает на конкретных субъектов права юридические обязанности и предоставляет им юридические права, делая их тем самым участниками возникшего правоотношения.

Субъекты права, таким образом, наряду с нормами права и юридическими фактами представляют собой одну из предпосылок (необходимых условий) возникновения и существования правоотношений.

Гражданская правоспособность — это способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из граждан может иметь те же самые права, что и любой другой (общая правоспособность). Примерный перечень гражданских прав, которые могут принадлежать отдельным гражданам, содержится в ст. 18 ч. 1 ГК РФ.

Дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ч. 1 ГК РФ).

Возможность совершения действий, в результате которых у гражданина возникают или прекращаются определенные права или обязанности, зависит как от возр

Наши рекомендации