Виды и организация ведомственного контроля

Универсальным внутрисистемным средством обеспечения дисциплины и законности выступает внутриведомственный контроль. Он представляет собой важнейший элемент руководства, составную часть организационной работы органов внутренних дел, каждого отдельного аппарата и подразделения полиции. Его содержание охватывает как контроль вышестоящих органов внутренних дел за деятельностью нижестоящих, так и контроль начальника органа (аппарата, подразделения) за работой подчиненных сотрудников. Функции внутриведомственного контроля осуществляются руководителями органов внутренних дел, коллегиями, отраслевыми службами, а также инспекторскими аппаратами.

Основанием ведомственного контроля является то, что проверка исполнения и контроль есть, прежде всего, функция руководителей органов управления, учреждений и предприятий, есть элемент осуществляемого ими руководства. В процессе реализации контрольных функций орган внутренних дел должен осуществлять внутриведомственный контроль, выявляя недостатки в собственном функционировании.

Контроль за соблюдением законности и дисциплины сотрудниками органов внутренних дел предполагает:

1. Непосредственную проверку на рабочих местах – дает возможность своевременно заметить недостатки в работе, принять меры к быстрому их устранению.

2. Изучение документов и материалов, проверку жалоб граждан на неправомерные действия сотрудников.

3. Плановую проверку работы служб и подразделений.

4. Проверку отдельных направлений служебной деятельности, например, регистрационно-учетной дисциплины, организации процессуальной деятельности и т.д., в том числе в отношении взаимосвязанных служб и подразделений с учетом их степени участия в том или ином направлении работы.

5. Заслушивание на оперативных совещаниях руководителей служб, подразделений и отдельных исполнителей.

6. Отчет (доклад) сотрудника о проделанной работе.

7. Контроль исполнительской дисциплины.

8. Проведение социологических исследований и опросов[58].

Основными формами внутриведомственного контроля также выступают: личный повседневный контроль руководителей за работой подчиненных органов, подразделений и сотрудников; изучение отчетов и иной поступающей документации.

В основе ведомственного контроля в системе МВД России лежит функциональное и организационное единство органов внутренних дел, их структурная специализация.

Основным нормативным актом, регламентирующим организацию внутриведомственного контроля, является Приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 "Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации". Систему ведомственного контроля образуют его такие основные виды как зональный контроль, особый контроль, инспектирование, контрольная проверка, целевая проверка.

Целью зонального контроля МВД России является обеспечение соответствия организации деятельности подконтрольного органа (подразделения) требованиям законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, исполнения управленческих решений руководства МВД России.

Зональный контроль МВД России осуществляется в документальной и фактической форме с учетом требований комплексности, всесторонности, достоверности, объективности, гласности, системности на основе сочетания формализованной и экспертной оценок. Зональный контроль МВД России реализуется посредством закрепления должностных лиц МВД России, наделенных соответствующими полномочиями по организации и осуществлению контроля за деятельностью объекта (объектов), расположенных в закрепленной зоне ответственности.

Фактический зональный контроль МВД России включает в себя: организацию и осуществление выезда главного инспектора МВД России, организатора (исполнителя) зонального контроля в подконтрольный орган (подразделение) с целью изучения и оценки состояния его деятельности, а также оказания практической помощи в решении возникающих проблемных вопросов; разработку на основе итогов проверки и внесение руководству МВД России (подразделения МВД России) предложений о мерах по совершенствованию работы подконтрольного органа (подразделения).

Основными формами фактического зонального контроля МВД России за деятельностью подконтрольных органов (подразделений) являются инспектирование, контрольная и целевая проверки.

Особый контроль МВД России – усиленный вариант зонального, устанавливаемый на определенный период времени и предусматривающий разработку и реализацию дополнительных мероприятий организационно-практического характера, направленных на улучшение организации и результатов деятельности территориального органа МВД России (структурного подразделения территориального органа МВД России).

Целью особого контроля МВД России являются устранение нарушений и недостатков в деятельности подконтрольного органа (подразделения), явившихся причиной установления особого контроля, приведение ее в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, с управленческими решениями руководства МВД России и складывающейся оперативной обстановкой.

Данный вид контроля, как правило, устанавливается на шесть месяцев. За месяц до истечения срока контроля организуется выезд в подконтрольный орган для оценки фактического положения дел и формирования соответствующих предложений.

Основаниями для снятия особого контроля являются устранение причин и условий, послуживших основанием для его установления, окончание срока его действия.

Целевые проверки подразделений, организаций МВД России и проверки территориальных органов МВД России проводятся на плановой и внеплановой основе. Деятельность территориального органа МВД России подлежит плановой проверке не реже одного раза в два года. Периодичность плановых целевых проверок подразделения, организации МВД России и плановых проверок структурных подразделений территориальных органов МВД России не устанавливается.

Инспектирование (инспекторская проверка) – наиболее сложная форма ведомственного контроля, включающая комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке состояния и оценке результатов деятельности территориального органа МВД России.

Задачи инспектирования:

– определение и оценка соответствия организации деятельности инспектируемого органа требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, директивных, распорядительных и планирующих документов МВД России, поставленным задачам и оперативной обстановке;

– оценка организации и эффективности деятельности инспектируемого органа по выполнению возложенных на него задач;

– определение и оценка роли руководителей инспектируемого органа в управлении имеющимися силами и средствами, адекватности принимаемых ими мер оперативной обстановке, складывающейся на обслуживаемой территории и объектах;

– выявление причин и условий, способствующих возникновению нарушений и недостатков в деятельности инспектируемого органа;

– выработка мер и рекомендаций по приведению организации деятельности инспектируемого органа в соответствие с установленными требованиями, а также повышению ее эффективности;

– оказание организационно-методической и практической помощи инспектируемому органу;

– изучение, обобщение и распространение новых положительных форм и методов работы.

Плановое инспектирование территориального органа МВД России осуществляется один раз в четыре года. Продолжительность инспектирования определяется Министром внутренних дел Российской Федерации и составляет не более пятнадцати дней.

По итогам инспектирования составляются Акт о результатах инспектирования и план реализации предложений по устранению нарушений и недостатков, выявленных при инспектировании.

Контрольная проверка – форма ведомственного контроля, направленная на изучение состояния работы по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе инспектирования территориального органа МВД России. В ее ходе оценивается эффективность принятых и реализованных руководством территориального органа МВД России организационных и практических мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных при инспектировании. Кроме того, оценивается деятельность подразделений, учреждений МВД России по оказанию методической и практической помощи территориальному органу МВД России.

Контрольная проверка проводится не ранее чем через девять месяцев после окончания инспекторской проверки.

Целевая проверка – форма ведомственного контроля, включающая комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке состояния и оценке результатов деятельности подразделения, организации МВД России, территориального органа МВД России по одному или нескольким направлениям.

Цели целевой проверки:

– изучение и оценка фактического положения дел в проверяемом органе, подразделении, организации МВД России по одному или нескольким направлениям деятельности.

– совершенствование организации и повышение эффективности деятельности проверяемого органа, подразделения, организации МВД России в целом и его структурных подразделений.

– формирование инспекционной оценки для включения в итоговую комплексную оценку деятельности территориального органа МВД России за год.

Плановая целевая проверка территориального органа МВД России осуществляется через два года с момента проведения последнего инспектирования территориального органа МВД России.

В зависимости от количества и значимости выявленных нарушений и недостатков по результатам целевой проверки руководителю, принявшему решение о ее проведении, могут быть в том числе внесены предложения: о проведении внеочередного инспектирования территориального органа МВД России; о проведении дополнительной целевой проверки подразделения МВД России; о постановке территориального органа МВД России на особый контроль МВД России в установленном порядке; о заслушивании руководителей проверенного органа, подразделения, организации МВД России соответствующим руководителем МВД России, руководителем подразделения, учреждения МВД России; о применении к руководителям проверенного органа, подразделения, организации МВД России мер дисциплинарного воздействия.

Таким образом, внутриведомственный контроль позволяет всесторонне и глубоко оценить состояние деятельности ОВД и полиции в целом, их подразделений служб, отдельных сотрудников. В процессе такого контроля выясняется, насколько организованно функционирует тот или иной орган, в какой мере формы и методы работы отвечают современным требованиям, насколько они законны.

Контроль осуществляется не только с целью выявления нарушений законности, но и содействия восстановлению нормального режима работы, устранению выявленных недостатков, а также с целью стимулирования деятельности подчиненных органов (должностных лиц). Поэтому по результатам контрольной деятельности применяются либо поощрительные меры, либо меры дисциплинарной и иной ответственности. Контролирующий орган (должностное лицо) может в соответствии со своей компетенцией применять поощрение или налагать дисциплинарное взыскание либо ходатайствовать об этом, а также отменять или ходатайствовать об отмене незаконных актов.

Наши рекомендации