Органы ведомственного контроля и их основные функции. Проблемы повышения качества ведомственного контроля.

Приемы фактического контроля.

Инвентаризация – осн.способ факт. контроля, представляет собой проверку и док. подтверждение фактич. наличия имущества, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению измен. в данные бух. уч. на опред. дату. Контрольный обмер – организуется для определения факт. выполн. объема строит. и ремонт. работ, а также для проверки соблюд. норм расхода материалов. Его результ.оформл.актом, а также ведом.перерасчета стоим.вып.работ. Лабораторный анализ – примен. при проверке соотв. качества гот. продукции действ. стандартам. Результат исслед.оформл.справкой. Осмотр и обследование – способ проверки факт.сост. и правильн.использ.проверяемых объектов. Проводится с целью выявл.недостатков складского хоз-ва и усл.хранен.ТМЦ, сост.труд.дисципл., состоян.и эффект.использ.ОС, соблюд. правил приема, оформл. и выдачи заказов. Экспертная оценка –примен. при проверке качества вып.работ,документац.Для ее провед.привлек.специалисты глубоко знающие специфику этих работ. Примен. для получения квалифицир. заключ. по какому-л. вопр. Контрольная проверка осущ.в ходе технол.процесса, которая сводится к контрольн. запуску сырья и матер.в пр- во,который примен.для проверки правильн.расхода сырья и матер.для пр-ва опред. вида продукции. Объяснения и справки. Проверяющий имеет право получать объясн. и справки от всех работн. проверяемой орг- ции. При этом он имеет право делать письмен.запрос.

Термины и осн.принципы контр-ревизион. работы.

Проверяющий – должн.лицо контролир.органа, уполном. на провед. проверок. Руководитель проверки – должн. лицо контролир. органа возглавл.группу проверяющих, представляющий 1 или несколько контролирующих органов. Совместная проверка – проверка проводимая неск. контролир. органами. Эксперты – специалисты, не заинтересован. в результ. проверки, физ.лица, имеющие спец. знания и опыт в соотв. сфере, которые привлек. контролир.органами для пр-ва экспертизы, для участия и оказания содействия в проведении контрольных мероприятий. Предстввитель проверяемого субъекта – руководит. юр.л., ИП, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченное в установл.законодат.порядке представлять интересы проверяемого субъекта. Понятой – дееспособное совершеннолетнее лицо не заинтерес. в исходе проверки в отношении проверяемого субъекта или явл-ся должн.лицом контролир.органа, участв.на каком-л. этапе проверки для удостоверения факта контрольн. мероприят. Контрольная проверка – проверка устраения проверяемыми субъектами нарушений выявленных в результате проведения предыдущ.проверки. Имущество – вещи включая деньги ЦБ, в т.ч. имуществ. права. Контр.закупка ТМЦ, контрольн. оформл.заказа по выполн.раб. и услугам – способ контроля, выражен. в искусств. создании контролир. орган.ситуации по приобрет. ТМЦ, оформл.заказов вып.раб. без цели их приобретения или последующ. реализации. Контрольный список вопросов (чек-лист) – исчерпывающий перечень вопросов подлежащих проверке соотв. контролир. органом. Материалы проверки – док. предметы явл-ся составной частью досудебного или судебно пр-ва, либо предствл. для приобщения к ним. Контрольная деят. осущ. в соотв. со след. принципами: 1. Презумция добросовестности и невиновности проверяемого субъекта. 2. Законность при назнач., провед., оформл. результатов проверки, вынесению решений и рассмотр. жалоб на решение контролир. органов на треб. устранен. нарушений на действия проверяющих. 3. Открытость и доступность нормат.-правовых актов устанавл. обязат. требования, выполн. которых проверяется при проведении гос. контроля, постоян. возм. ознакомл. с этими актами. 4. Равенство прав закон. интересов всех проверяемых субъектов. 5. Открытости информации о включении проверяемых субъектов в координац. план контр. деят. на предстоящий период. 6. Ответств. контролир. органов и их должн. лиц за нарушение законодат. при сущ. контроля.

11. Основные положения Указа Президенте РБ №510

В соотв. с указом установлено, что проверки вправе проводить только гос. органы и орг-ции уполномоч. законодат. актами на осущ. контроля. Запрещается проведение проверки в течении 2 лет со дня: - гос. регистрации; - присвоения УНП; - создания - представительств ин. оргций; - первонач. выдачи свидетельства о регистрации; - первонач. уплаты сбора за осущ. ремесленной деят. В теч. данного срока могут назначаться внеплан. проверки: - по поруч. Президента РБ; - Комитетом гос. контроля (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидет. о лжепредпринимат.; -по поруч. органов уголовн. преследования по возбужд. уголовн. делу, а также руководителей (их зам.) этих органов по наход. в их пр-ве матер., свидет. о совершении коррупц. правонаруш. и преступлений, легализ. дох., получен. преступным путем, и финансир. террористич. деят. - при осущ.гос.санитарн., пожарн. надзора; -соблюдения обязат. для соблюд. требований технич. нормат. правовых актов при строительстве – использ. (расход.) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств гос. целевых бюджетных и внебюдж. фондов, гос. имущества.- для подтвержд. обоснован. зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налог. вычетов над суммами НДС, исчисл. по реализ. товаров. - для установл. достоверн. и закон. совершения фин.-хоз. операций между проверяемым субъектом и его контрагентами. - для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявл. в ходе предыдущей проверки; - по заявлению проверяемого субъекта. Внеплановые проверки назначаются руководителем контролир. органа. Контролир.орган вправе назначить план. проверки в отнош.проверяемых субъектов, отнесенных: - к высокой группе риска, - не чаще 1 раза в теч. календ. года. - к средней группе риска, - не чаще 1 раза в 3 календ. года. -к низкой группе риска, - по мере необход., но не чаще 1 раза в 5 календ. лет. План. проверки в отношении проверяемых субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом не чаще 1 раза в 5 календ. лет. План.е проверки одного проверяемого субъекта в теч. календ. года могут быть осущ. несколькими контролир. органами только в форме совместной проверки. В рамках ведомств. контроля могут проводиться исключит.: - плановые проверки не чаще 1 раза в 2 календ. года независимо от отнесения проверяемого субъекта к группам риска - внеплан.проверки по поручениям органов уголов. преслед. по возбужд. угол. делам - внеплан. проверки республ. и коммун. унит. п/п, преобразуемых в ОАО.

12. Права и обязанности участников контрольной деятельности.

При проведении проверок работники контр-щих органов имеют право: • свободно входить в служебные, производственные помещения для проведения проверки, предъявив служ-ые удост-ения и предписания на проведение проверки; • проверять у представителей проверяемого субъекта удостоверяющие личность документы; производить личный досмотр представителей проверяемого субъекта; •требовать и получать от проверяемого субъекта, для проверки документы; •проверять первичные доку-ты, уч регистры, статист и бухг отчетность, планы, счета, нал деньги в кассе и у подотч лиц, ценные бумаги, матер ценности; • опечатывать кассы, склады, места хранения ценностей, фин докум-в и цен бумг; проводить проверки факт наличия ценностей; требовать от руководителя проверяемого юр лица или ИП проведения инвентаризаций, проверки правильности их проведения; • проводить в порядке, определяемом СовМином рб, контрольные закупки тмц и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг; • требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки; • запрашивать документы, у гос органов и иных государственных организаций; • получать справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым субъектом предпринимательской деятельности, проводить встречные проверки • требовать у проверяемого субъекта копии документов и выписки из них, заверенные подписью уполн должностного лица и печатью этого субъекта; •изымать подлинные документы, на срок, не превышающий периода проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении), либо требовать представления выписок из них или копий. При выполнении служебных функций работники контролирующих органов обязаны: •руковод-ться Конституцией РБ, законами, актами зако-ва РБ, действующим Положением о порядке организации и проведения проверок и ведомс инструкциями, регламен организацию и порядок проведения контрольной работы; • принимать меры по пресеч и предупреждению фактов нарушения закон-ства, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц, применению предусмотренных закон-твом экон санкций; •приступая к проведению проверки, предъявить документ, подтверждающий контрольные полномочия, руководителю проверяемого субъекта и ознакомить его с задачами предстоящей проверки, внести необх сведения в книгу учета проверок; • объективно освещать выя-ые факты нар-ений и зло-блений, случаи бесхоз-ости ука-вать вин лиц, размер прич матер ущерба и причины вскрытых недостатков; • при выявлении нарушения уст-ть размер причиненного мат ущерба, причины нарушений и вин лиц; • оформлять результаты проверки соотв-ми док-ми и принимать меры к их рассмотрению в установленные сроки; • проверять выполнение решений, принятых по результатам предыдущей проверки, и отражать в акте (справке) его полноту и своевременность.

13.Методика проведения проверки.

Методики аудита: предприятий торговли, с/х, строительных, банков, страховых. В них учтены особенности проверки состава затрат на производство продукции (работ,услуг), организации упра-го учета. При использ-нии переч-х подходов целе-зно принимать совр-е инстру-ные средства - тесты, таблицы, анкеты, опрос-ые листы, облег-щие работу аудиторов. Совокупность работ разделить на две группы. Первая включает учр-ные и общие документы, договоры, учетную политику, отчетность. Вторая группа по разделам и счетам бухг учета. Методику ауд проверки данных второй группы представить в виде двух частей Первая включает: 1) перечень норм-х докум-ов, регул-их порядок отраж-ия хоз операций по данному бухг счету (разделу); 2) основную цель проведения проверки; 3) состав первичных документов по разделу; 4) перечень осн реестров по разделу, вкл анал и синт реестры; 5) бухг отчетность, в которой находит отражение раздел; 6) перечень типовых нарушений по разделу (участку, синтетическому счету); 7) применение информ техн-ий и персонал компов при проведении ауд проверок; 8) формирование аудиторского заключения; 9) применение методов экономического анализа при проведении аудита. Во 2 части мето-ки приводятся осн пол-ия по план-ю и проведению ауд проверки 1) вопросник для проведения опросов на этапе планирования; 2) план и программу проведения проверки; 3) перечень аудиторских процедур, применяемых при проверке оборотов и остатков по счету и последовательность их выполнения.

14. Оформление результатов проверки.

Результатам проверки орган-ции, в ходе кот выявлены нарушения актов законод-ва, регулирующих экон отношения, составляется акт. Результаты ревизии, в ходе которой не выявлено нарушений актов закон-тва, оформляются справкой. В акте проверки д б соблюдены ясность и точность изложения выяв-х фактов. Не допускается включение в акт проверки не подтвержденных докум фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта. Достаточно привести в акте 3 - 4 примера и общий резул-т по нарушению, а подробную справку о допущенных нарушениях приложить к акту. В акте проведенной план проверки с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок д б указаны: основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку; даты начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), место составления акта проверки; проверенный период; должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта, лиц, привлекаемых к проверке; наименование проверяемого суб-а местонахождение и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика, реквизиты текущ счетов (при их наличии); наличие книги учета проверок, а также инф-я о произведенной в ней записи о данной проверке; кем и когда были проведены предыд проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка; какие операц, каким методом и за какой период проверены; описание факта нарушения, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, ответственность за нарушение; размер причиненного вреда; должности, фамилии и инициалы лиц, действия кот повлекли нарушения проверяемым субъектом; принятия решения по акту проверки или вынесения требования об устранении нарушений. Могут излагаться и предложения об устранении выявленных нарушений. Сост акт плановой проверки в трех экземплярах, из кот первый направляется руководителю, назначившему ревизию, второй остается в обревизованной организации, а третий для информации направляется в вышестоящий орган. В акте внеплановой проверки помимо сведений, кот должны содержаться в акте плановой проверки, обяз указывается, проводились ли контр закупка тмц либо контр оформление заказов на выполнение работ и их результаты. Также в отличие от акта плановой проверки (ревизии), акт внеплановой проверки (ревизии) составляется не в трех, а в двух экземплярах: первый экземпляр остается у проверяющих, второй – проверяемому субъект. Акты и справки подписываются лицами, проводившими ревизию, руководителем ревизуемой организации (заместителем), начальником финансово-экономической службы (гл бух-м) ревизуемой организации. В случае отказа представителей организации от подписания акта проверки в нем делается соотв-щая запись. Руководитель организации вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта По окончании проверки необходимо проинформировать вышест-ий орган обревизованной организации о выявленных фактах нарушений, направить акт ревизии руководителю контр органа, назначившему ревизию. После рассмотрения данного акта руководитель имеет право проинформировать вышестоящий контр орган, собственника имущества проверяемого субъекта или его представителя о выявленных фактах нарушений.

15.Понятие мат.ущерба и опред-е его размеров в ходе проверки.

Мат. ущерб-уменьш-е кол—ва или ухудш-е кач-ва имущ-ва или ден.ср-в,возникшее в результате противоправ.действий.При хищении, недостаче,умышл.уничтожении или намерен.порче мат. ценностей ущерб измер-ся по свобод.рознич.ценам на момент обнаружения.Если цены на данный вид отсут-ют,то по рыноч. ценам данной местности.При уменьш-и обьема пр-ва или реализ. прод(неполуч.прибыль-как разница между ценой и полной план. с/с ед.прод.,умнож.на кол-во не произвед.и не реализ.по вине контрагента прод.;недополуч.в результате уменьш-обьема пр-ва или реализ.соотв.вида прод.прибыль подлежит взысканию; расходы по уплате санкций-как сумма всех санкций;увелич-е суммы условно-пост.расходов-как произвед-е размера этих расходов в полной план.с/с ед.прод.на кол-во не произвед.прод.) При простоях и форсировании пр-ва(доп.расходы по з/п-как сумма выплат и доплат по осн.з/п за время простоев,за работу в вых.и празд.дни и сверх,доплат при переводе работнкиов на нижеоплач .работу до их средн.з/п,расходов по доп.з/п в в иде отчислений на оплату отпусков от суммы доп.начисл.осн.з/п; доп.расходы по отчислениям в ФСЗН-как произвед-е суммы расходов по осн.и доп.з/п на установл.тариф взносов на соц.страх-е;Расходы по санкциям-как сумма санкций)При замене сырья,матер.комплект. изд(доп.расходы по зп вкл.осн. и доп.з/п за выполн-е дом.работ; доп.расходы по соц.страх-ю-как произв-е суммы расходов по осн.и доп.з/п на установл.тариф взносов;доп.расходы по сырью и матер.- как разность между ст-тью факт.использ-ых и замен-ых матер.)При устранении недостатков в получ.прод.(доп.расходы по з/п-как сумма выплат и доплат по осн.з/п;доп.расходы в ФСЗН-как умнож-е суммы расходов по осн.и доп.з/п на установл.тариф взносов;доп. расходы по сырью-как сумма ст-ти этих рес.по поукп. ценам с учетом ТЗР)При возврате и реализ.прод.ненадлеж. кач-ва или некомплектной(расходы,связ.с возвратом поставщику прод.ненадлеж.кач-ва-как сумма расходов потерпевш.стороны по ее доставке,разгрузке,хранению, а также возврату ответчику; расходыпо реализ.прод поставщику прод.ненадлеж.кач-ва-как сумма расходов потерпевш.стороны по ее доставке,разгрузке,хранению,а также по реализ.новому потребителю;при браке прод.,изгот.с использ-ем получ.от поставщика изделий со скрытым неустран.дефектом,в процессе ее экспл.у потребителя-исходя из прозв.с/с этой забрак.прод., затарт,понесенных покупателем;расходы по санкциям-как сумма санкций).При доставке прод.ускоренным способом(доп расходы при ускорен.форме-как разница между факт.расходамии по перевозке груза и расходами по его доставке)При приобрет-и прод.др.поставщика или пр-во ее своими силами(доп.расходы-как разница между.факт ст-тью получ.прод. и ст-тью этой прод.по договору с учетом запланир.ТЗР; доп расходы-как разница между факт.ст-тью прод.и ст-тью прод.по договору с учет затр.по доставке)При утрате или повреждении имущ-ва(ст-ть утрач.имущ- ва-как баланс.ст-ть имущ-ва за вычетом износа или как его ст-ть по цене приобр-я с учетом ТЗР;ущерб от поврежд-я имущ-ва как сумма уценки имущ-ва или сумма расходов по устран-ю поврежд- я).При изменении ассортимента изгот.прод (неполуч.прибыль-как разница между величиной предоплаг.прибыли от реализ. запланир,но не произвед.прод.,и величиной прибыли,получ.от реализ.прод.,произвед.взамен запланир.;расходы санкций-как сумма санкций)При снижении кач-ва произвед.прод(неполуч. прибыль в результате сниж-я по вине ответчика кач-ва произв. прод-как сумма сниж-я ст-ти прод.в результате сниж-я цены, прекращ-я выплаты надбавки к цене или примен-я скидок за ненадлеж.кач-во прод;расходы на возмещ-е уценки прод.-как сумма ее уценки,произв.в результате сниж-я кач-ва)При нарушении договор.обяз-в-как сумма ущерба+%по кредиту.

16.Ответств-ть за мат.ущерб.

Условия мат.ответ-ти:-ущерб,причин-й нанимателю при исполнении труд.обяз-в;-противоправ.поведение работника;-прямая причинная связь между противоправ. поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;-вина работника в причинении ущерба. Несут ответ-ть:-руководители организ,их заместители,руководители структур.подразд-й и их заместители-в размере причин.ущерба,но не свыше 3-хкратного среднемес.заработка;-работникив размерер причин.ущерба,но не свыше своего среднемес.заработка. В полном размере:-если между работником и нанимателем заключен письм.договор о принятии на себя работником полной мат.ответ-ти;-если имущ-ва и др.мат.ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по др.разовым док-ам;-если ущерб причинен работником,наход-ся в состоянии алко.опьянения,наркотичили токсич.опьянения;-если ущерб причинен недостачей, умышл. уничтожением или умышл.порчей материалов,выданных нанимателю в пользование для осущ-я труд.процесса;-если ущерб причинен не при исполнении труд.обяз-в.

17.Реализ.мат.проверки.

Осн.формы реализ.:-устран-е недостатков по мере их выявления в ходе проверки;-обсуждение результатов проверки в контрол.организ;-рассмотрение результатов проверки в контролир.органе;-передача матер.проверки органам уголов. преследования и судеб.органам.После оконч-я проверки ее результаты обсужд-ся на собрании раьботников контроли руемой организ.На основани актв проверки разраб-ся мероприятия по утсранению причин и условий и офрмл-ся приказ руководства. Одноврем.результаты проверки рассматр-ся в контролирующем органе,где в теч.30 дней выносится решению по акту проверки и требование по устран-ю нарушений.если в ходе проверки были установлены факты причин.вреда,необоснов.списаний ден.ср-в и ТМЦ в размере более 1000баз.величин,установл.на момент причинения рведа,а при длящемся правонурашении-на момент его окончания,а также при установлении иных фактов, то матер. проверки передаются в органы уголов.преследования и судебные органы в 10-дневный сроков со дня вынесения решения по акту.

18.Организ.контроля за выполнением решений,принятых по материалам проверки.

Для контроля результатов ведется журнал учета проводимых проверок и контроля выполнения принятых по ним решений.Сам контроль может осущ-ся в различ.организац. формах:-через предост-е долж.лицами проверенной организ. письм.отчетов о продел.работе по устранению выявл.нарушений;- получ-е инфо о реализ.решений, принятых по матер.проверки,в операт.порядке с помощью технич.ср-в связи;-вызов руководиетля и специалистов проверенной организ.с отчетом о принятых мерах по устранению нарушений;-закрепление должнюлиц,специалистов контролирующего органа для наблюдения за ходом реализ. принятых по матер.проверки нарушений в проверяемой организ.;- проверку своеврем-ти и полноты устранения выявл.недостатков и выполнения намеч.мероприятий у становл.сроки в период проведения последующей план.проверки.

19. Особенности организации внеплановой тематической проверки.

При внеплановой тематической оперативной проверке пров-ся вопросы соблюдения проверяемыми субъектами:

- законодательства о предпринимательстве в целях установления фактов осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований и условий осуществления лицензируемого вида деят-ти;

- условий осуществления предпринимательской деятельности, при нарушении которых такая деятельность является незаконной и (или) запрещается;

- порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, в том числе использования и учета на них средств контроля;

- законодательства в области порядка расчетов наличными денежными средствами;

- законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;

- порядкапроведения вал. оп-ий, валютно-обменных оп-й с участием физ. лиц;

- порядкаосуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;

- правил осуществления розничной торговли и общественного питания, бытового и иных видов обслуживания потребителей; - и др.

Проверяющие вправе требовать у проверяемого субъекта представления необходимых документов (их копий) по контролируемым вопросам. Если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства не должны находиться в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий).

По результатам внеплановой тематической оперативной проверки, в ходе которой установлены нарушения законодательства, проверяющие обязаны составить акт проверки (в двух экземплярах), а в случае неустановления таких нарушений - справку проверки.

Акт (справка) внеплановой тематической оперативной проверки подписывается проверяющими и проверяемым субъектом (его представителем), после чего первый экземпляр остается у проверяющих, второй экземпляр передается проверяемому субъекту (его представителю).

Акт внеплановой тематической оперативной проверки может не составляться, если в ходе проверки выявлено административное правонарушение и составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении не составляется, о чем в книге учета проверок делается соответствующая запись.

В случае выявления в ходе внеплановой тематической оперативной проверки бесхозяйного имущества проверяющие с привлечением не менее двух понятых составляют акт обнаружения бесхозяйного имущества.

История развития аудита.

Слово "аудит" происходит от латинского "audio", что означает "он слышит", "слушатель".

Родина современного аудита - Англия, где еще в 1Х в. был дан толчок к "счету и мере". В те времена из общего понятия "бухгалтер" выделяется смежное понятие "аудитор". На него были возложены функции контролера, проверяющего счета.

Письменные памятники, указывающие на существование аудиторства в Англии, восходят к ХШ - Х1V вв. Приемы аудита в то время состояли преимущественно в детальной проверке каждой операции. Тестирование или выборочная проверка, как аудиторские процедуры, были неизвестны.

В 1844 г. в Англии выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных обществ обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. Во Франции закон об обязательном аудите был принят в 1867 г., в США - после Великой депрессии, в 1937 г.

На дальнейшее развитие аудита оказывало влияние множество факторов политического, социального, религиозного, экономического, юридического и профессионального характера.

Стандарты аудита.

Ауд. станд.подразд. на 3 гр.: общие станд. аудита; станд. практической работы; станд.составления отчета. Общие – предусм-ют: 1. Проверка должна провод. лицом или лицами, имеющими надлежащую подготовку, квалификацию и лицензию на ведение ауд. деят-сти. Так, в соответствии с междун.станд. ауд-у следует воздержаться от работы, если он сомневается в достаточном ур. своей компетенции. Ауд. должен использ. новейшие достижения в теории и практ-ой деят-сти п/п. Ауд. должен иметь выс.профес. подготовку и опыт практ. работы.2. По всем вопр., касающимся выполняемой работы, точка зр.ауд-ра должна постоянно оставаться независимой. Для достоверности рез-ов ау. проверки необх.соотв-щий ур. независимости от законод-ой и исполн-ной власти.Никакие полит. мотивы не должны оказывать воздействия на итоги работы ауд. 3. Ауд. должен тщательно изучить организацию внутр. к. на п/п. Если внутр. к. недостаточен, на п/п имеют место факты неправ. ведения документации. Станд.пр.раб:1) раб. ауд. должна быть хорошо спланирована, должен быть сост.план провед. проверки. При разработке плана дел-тся внимание на величину ауд. риска. С этой целью провод. предв. анализ рез-ов производств. деят- сти п/п. Он способствует выработке верного направл. ауд.2).Чтобы опред. V работы аудита, необх. изучить и проанализировать внутр.к., установить, насколько можно доверять его выводам. Удовлетв. стр- ра внутр. к. уменьшает вероятность ошибок и нарушений. Внутр. к. —система предотвращения, выявления и своевременной корректировки существенных ошибок в процессе обработки инфо. 3) Чтобы получить убедительные основания для сост.заключ., необх. получить достаточно доказательные материалы. Для этого используют обследования, проверки, наблюдения, инспекции, опросы и др.способы и приемы док.и факт.к. Проверяемые сведения, на кот. основ-ся заключение ауд., должны быть надежными и достоверными. Станд. сост.отчета (заключения). В заключ.необх. указать, какие именно фин. отчеты проверялись и составлены ли они в соотв.с общепринятыми правилами бухг. уч. Ауд.должен тщательно проанализ. Фин. отчеты и выяснить: подготовлены ли они в соотв. с бух.треб.; в полной ли мере эти док. отраж. деят-сть провер-го п/п; достаточно ли полно раскрыты разл.стороны фин.отчетов; надлежащим ли образом оценены, проверены и представлены разл элементы фин отчетов. В отчете необх указать, соблюдались ли устан-ые полож.и правила ведения бух уч постоянно в теч тек-го аудируемого периода по отношению к предш-му периоду. Сведения, содержащиеся в фин.отчетах, признаются достаточными и прав., если в ауд-ом отчете не сказано иное. В соотв с межд станд выводы аудитора должны быть доказательными и строиться на применении соотв сп-ов и приемов проверки док- ов и записей в уч регистрах. Отчет должен содержать заключение по поводу фин отчетов в целом или указание причины, по кот заключ не может быть составлено.

24. Задачи аудиторской службы.

Важной зад ауд. службы явл.привлечение на работу в свою фирму высококвалиф.аудиторов разл.специализации аудита и квалификации по образованию. Еще 1 важная задача ауд. служб - обеспечение безубыточности своей работы. Чтобы ауд.фирма успешно функционировала, поддерживала на рынке высокий имидж, необх., чтобы каждый аудитор этой орг-ии выполнял следу. задачи: • при проверке достоверности финансовых отчетов -подтверждение реальности приведенных в них данных;• при проверке или экспертизе различных явлений и ситуаций -объективная оценка реального состояния дел в аудиторском заключении;• серьезное внимание при проведении аудиторских проверок должно уделяться соблюдению положений учредительных документов и учетной политики организации, правильности документирования и отражения в бухгалтерском учете движения имущества, обязательств, внешнеэкономических и других операций, а также правильности формирования и учета издержек производства;• калькулирования себестоимости продукции, отражения процесса реализации, формирование и распределения прибыли. Только четкое выполнение задач организации аудиторской службы и аудиторского контроля может обеспечивать высокоэффективную аудиторскую деятельность.

25. Орг. аудита в РБи функции ауд.служб.

орган. ауд. и ф-и ауд-их фирм Гос.регул-ие ауд-ой деят-сти осуществляет управление аудита Мин. фин.РБ. Осн.задачами управления аудита явл.: лицензирование ау. деят-сти; разработка методологии; контроль за соблюдением аудиторами и аудит. орган-ями требований действующего законод-ва РБ осуществлении ими ауд.деят-сти.Управление ауд.в соотв. с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: • организует работу по лицензированию ауд. деят-сти; • ведет гос. реестр аудиторов и ауд.орг-ий; • разрабатывает методологию аудита субъектов хозяйствования; • контролирует соблюд.аудиторами и аудиторскими орг-ми порядка осуществления аудиторской деят-сти; • разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам осуществления ауд. деят-сти; • участвует в работе по подготовке нормативной базы по вопросам, касающимся ауд. деят-сти; • участвует в работе по сотрудничеству с междун.аудит.орган-ми, организует сбор инфо по вопросам ауд деят-сти др. стран; • рассматривает в пределах своей компетенции письма, заявления граждан и юр. лиц. Управление аудита имеет право: • требовать от структурных подразд. министерства необ. разъяснения по представленным на рассмотрение и визирование материалам; •получать от должностных лиц и работников мин. инфо и материалы, необх. для выполнения возложенных на управление задач. Управл.аудита состоит из отдела методологии ауд. и отд лицензирования и контроля. Осн.ф-ми отд методологии явл: • разработка нормат. правовой базы по методологии ауд. и участие в подготовке проектов нормат. правовых актов по иным вопросам ауд. деят- сти; •изучение практики ауд. деят-сти, обобщение поступающих запросов, замечаний по применению закон-ва по вопр., входящим в компетенцию управления, разработка предложений по соверш-ию этого законод-тва и внесение их на рассмотрение руководства; • консультирование ауд-ов, ауд-их орг-ий по вопр. методологии осуществл. ауди-ой деят-сти;• обеспеч.своевр. рассмотрения обращений граждан, юр. лиц по вопросам, входящим в компетенцию отдела.Осн. ф-ми отдела лицензирования и контроля явл: • участие в разработке нормат правовой базы по вопр, входящим в компетенцию управления; • консультирование граждан, орг-ий по оформл док-ов, работе курсов, проведению экзаменов и др вопр, касающимся порядка лиценз-ия ауд деят-сти; • разработка программ проф. подготовки ауд-ов и вопр экзаменов на получение права осуществления ауд. деят-сти; •прием док-ов, предоставленных на получение лицензий, направление их в квалификационную комиссию; • выдача лицензий на осуществ ауд деят-сти, ведение гос реестра аудиторов и ауд-их орган-ий; • контроль за соблюдением ауд-ми и ауд. орг-ми порядка осуществл ауд.деят-сти, установленного закон-ом РБ; • обобщение, анализ материалов проверок, подготовка предложений по устранению выявленных нарушений, повышению эф-сти ауд. деят-сти;• обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан, юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию отдела. Осн. Фун-ми ауд. орг-ий явл.: • экспертиза фин-хоз-ой деят- сти и состояния имущества п/п. Она явл наиболее распростр. в случаях передачи п/п в аренду, приватизации имущества, его продажи физ лицам, убыточной работы п/п и наступления признаков его банкротства; • контрольно-ревизионная деятельность; • контроль достоверности бухгалтерского учета и отчетности.Ауд. орг-ии также оказывают содействие хоз-ым орг-ям при создании ими совместных п/п с зарубежными фирмами. •научное, методическое, инфо-ое обеспечение деят-сти орга-ий. Эта функция исполняется ауд.фирмами на договорной основе с заказчиками и направлена на выполнение научно- исследовательских работ, разработку методических указаний по орг-ии учета, анализа внутр.аудита, планир. и прогнозирования хоз деят-сти ; •постановка бух учета осуществляется в случаях, когда сама орг-ия-клиент не организовало на должном ур учет из-за отсутствия квалифиц.кадров или по др.причинам. • консультационная ф-я реализуется ауд. фирмами в устной или письменной форме за соответств. плату и проводится по вопр. орг-ии учета, налогообложения, внешнеэконом.операциям и расчетам.

26.Квалификационные требования, предъявляемые к аудитору

Ауд. должен обладать глуб. Теорет.знаниями и практ. опытом учетно-анал-ой или контрольно-ревиз. работы. Необх. наличие у него законченного высшего эк или юр образи стажа практ. работы, а также сдачу спец. экзаменов для получения квалификационного аттестата аудитора. Лица, успешно сдавшие квалиф-ные экз., получают квалиф-ный аттестат аудитора. Он выдается без ограничения срока его действия. Обяз.требованиями к физ. лицам, претендующим на получение квалиф. ат-та явл: •наличие док-та о высшем эк. или юр.обра-ии,полученных в учреждениях высшего образования, имеющих гос. аккредитацию; •наличие стажа работы по спец-сти, соотв.эк-му или юр-му образованию, не менее 3лет. Аудитор обязан в теч каждого календ г., начиная с года, следующего за г. получения квалиф-ого аттестата аудитора, повышать свою квалиф. в орган-ях, осущ-их повышение квалиф.и и переподготовку кадров и имеющих гос аккредитацию, по их программам повышения квалиф. аудиторов, согласованных с Мин. фин. РБ. Квалиф. ат. аудитора аннулируется в случаях: • аттестат получен с использ подложных док-ов; • аудитор при проведении аудита систематически нарушает требования, устан.закон-ом, или допустил одноразовое грубое нарушение порядка осуществления ауд. деят-сти; • установлен факт подписания ауд-ом заведомо ложного ауд-ого заключения; • в иных случаях, определяемых СовМин.РБ; Лицо, квалиф. ат. аудитора кот. аннулирован, вправе обжаловать решение Минфин РБ об аннулировании квал-ого ат-та аудитора в суде в теч- 3 мес со дня получения решения об аннулировании. Документом, подтверждающим право на занятие аудиторской деят-стью, явл- лицензия уст-ого образца, выдаваемая аудиторским орг-ям или аудиторам-предпринимателям. Выдача специальных разрешений (лицензий) на ауд- деят-сть, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, контроль за соблюд.лицензиатами законод об осуществлении ауд деят-сти осуществляется Мини. финансов. Лицензия действует на всей тер. РБ, выдается сроком на 5 лет. Срок по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на 5 лет. Лицензионными требованиями и усл, предъявляемыми к соискателю лицензии при ее выдаче, явл: к ИП: • стаж работы не менее 2 лет в ауд-ой орг-ии в должности аудитора, в системе внутр- аудита на должностях по специальностям, соотв эк-му или юр. образованию, аудитором — инд-ым предпр-ем в теч- последних

Наши рекомендации