Тема 8. Субъективная сторона преступления
Тема 8. Субъективная сторона преступления
Понятие субъективной стороны преступления и ее значение
По отношению к объективной стороне преступления субъективная сторона выражает внутреннюю сущность преступления. Это психическое отношение лица к совершаемому им преступлению.
К признакам, характеризующим субъективную сторону преступления, относятся вина (как основной признак), мотив, цель преступления, а также аффект, т.е. эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления. Перечисленные признаки свидетельствуют о внутреннем процессе, происходящим в психике лица, совершающего преступление. Они отражают связь сознания и воли человека с совершаемым общественно опасным действием (бездействием).
В объективную сторону преступления входят процессы, проходящие в объективном мире вне сознания человека. В субъективную же сторону преступления включены процессы, протекающие в его сознании.
Однако не все перечисленные признаки субъективной стороны состава преступления имеют одинаковое значение. Вина в форме умысла и неосторожности является обязательным признаком субъективной стороны любого состава преступления. При отсутствии вины, разумеется, нет и состава преступления, и уголовная ответственность за совершение общественно опасного деяния исключается. Мотив же и цель преступления в зависимости от законодательной конструкции некоторых составов преступлений могут быть как обязательными, так и факультативными (дополнительными) признаками состава. Например, согласно ст. 281 УК РФ, для состава диверсии необходимо наличие цели подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, а в ст. 316 УК РФ, по которой предусмотрена уголовная ответственность за укрывательство преступлений, цель этого укрывательства отсутствует, следовательно, она может быть любой; подмена ребенка (ст. 153 УК РФ) может быть признана преступлением только тогда, когда она совершается с особым мотивом, т.е. из корыстных или низменных побуждений.
Субъективная сторона преступлений, в отличие от других элементов состава преступлений (объекта, объективной стороны преступления, субъекта), при квалификации конкретного преступления представляет определенную сложность, так как трудно, а порой невозможно определить процессы, происходящие в психике лица, совершающего общественно опасное деяние.
Особое значение субъективной стороны преступления заключается в том, что с ее помощью правильно квалифицируется преступления, предопределяется характер ответственности и наказуемости субъекта преступления, индивидуализация наказания, а также отграничиваются друг от друга сходные составы преступлений.
Ошибочный анализ в оценке субъективной стороны преступления, т.е. недостаточное исследование содержания и направленности умысла, цели, мотива совершения преступления, а также непроводимое различие между преступлениями, совершенными умышленно и по неосторожности, приводит к нарушению закона.
Понятие и формы вины
Переходя к вопросу рассмотрения понятия вины, следует отметить, что теория уголовного права, уголовное законодательство, а также судебная практика исходит из принципа виновной ответственности лица за совершенное им общественно опасное деяние. В ч. 1 ст. 5 УК РФ сформулирован важнейший принцип уголовного права: «Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействия) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина». А в ч. 2 этой же статьи сказано, что «объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается». Это говорит о том, что какими бы тяжкими ни были последствия, причиненные действием (бездействием) человека, совершенного им невиновно, он ни при каких обстоятельствах не может быть привлечен к уголовной ответственности. Формулируя это положение, законодатель раскрывает само содержание вины по российскому уголовному праву. В ч. 1 ст. 24 УК РФ указывается, что виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Как умысел, так и неосторожность, являются формами вины, т.е. виновного психического отношения к совершенному деянию и его последствиям. Следовательно, всякие объективные обстоятельства преступления могут быть поставлены лицу в вину лишь при условии, если они охватывались умыслом или неосторожностью совершившего преступление.
Как известно, психическое отношение - это процесс мышления, который проходит в сознании человека. В связи с этим одним из условий вины является достижение лицом определенного законом возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ст. 20 УК РФ) и его вменяемость (ст. 21 УК РФ). Следует отметить, что вину в преступлении необходимо понимать не как простое психическое отношение к преступлению вообще, а как психическое отношение человека к общественно опасным действиям, а также к их последствиям, которое отразилось в выполнении конкретного состава преступления (например, кражи, грабежа и т.п.). Такое понимание вины обеспечивает условия соблюдения закона при решении вопроса о виновности или невиновности лица в совершении общественно опасного деяния. Объективно существующий факт виновности лица в совершении конкретного преступления должен быть доказан органами дознания, следствия и судом. Обвинение должно базироваться на фактах, подтверждающих умышленное или неосторожное совершение человеком конкретного преступления.
Необходимо учесть, что в каждом совершенном преступлении выражается воля лица, его совершившего, и ее невозможно рассматривать как психическую способность в отрыве от мышления. В силу этого в содержание вины входит не только волевой момент, но и интеллектуальный.
Интеллектуальный момент означает понимание лицом характера совершаемого им деяния и предвидение возможности наступления последствий.
Волевой момент заключается в желании или сознательном допущении наступления общественно опасных последствий либо в неосмотрительности в расчете на предотвращение (ненаступление) последствий.
Соотношения интеллектуального и волевого моментов образуют формы вины: вина в форме умысла и вина в форме неосторожности (ч. 1 ст. 24 УК РФ). Умысел подразделяется на прямой и косвенный (ст. 25 УК РФ), а неосторожность - на легкомыслие и небрежность (ст. 26 УК РФ).
Здесь следует заметить, что, согласно ч. 2 ст. 24 УК РФ, деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Например, ст. 109 УК РФ - причинение смерти по неосторожности; ст. 118 УК РФ - причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности; ст. 347 УК РФ - уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности и др.
В отношении других преступлений прямо указывается, что они могут совершаться только умышленно. Например, ст. 112 УК РФ предусматривается ответственность за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, а ст. 115 УК РФ - за умышленное причинение легкого вреда здоровью.
В тех составах преступлений, где законодателем не указана форма вины (например, ст. 116 УК РФ - побои: ст. 117 УК РФ - истязание и ряд других преступлений) такие преступления, исходя из ч. 2 ст. 24 УК РФ, могут быть совершены только умышленно.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что вина - это психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его общественно опасным последствиям, выраженное в ее двух формах - умысла или неосторожности и осуждаемое и государством.
Мотив и цель преступления.
Как известно, признаками субъективной стороны отдельных преступлений, кроме вины в форме умысла или неосторожности, является мотив, в силу которого лицо совершает конкретное преступление или специальная цель, к которой стремится преступник, совершающий общественно опасное деяние.
Мотив преступления - это осознанное побуждение человека к конкретному преступлению, источник действия, его движущая сила, и, чтобы стать таковым, мотив должен в зависимости от определенных обстоятельств сформироваться.
Мотивы, порождающие у некоторых людей решимость совершить общественно опасные деяния, бывают различными. К ним можно отнести корысть, месть, зависть, ревность, карьеризм, хулиганские побуждения и т.п.
Следует отметить, что мотивы присущи любому преступлению, как совершенному умышленно, так и по неосторожности. Следовательно, безмотивных преступлений нет. Мотив должен устанавливаться при расследовании каждого уголовного дела, так как он всегда входит в предмет доказывания независимо от того, входит ли этот признак в состав конкретного преступления или нет.
В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно наличия мотивов в неосторожных преступлениях, полагая, что они там отсутствуют. С таким мнением нельзя согласиться, так как общественно опасные деяния, совершенные по неосторожности, также являются волевыми и имеют свою мотивацию. Другое дело, что мотивы умышленных преступлений имеют отличия от мотивов неосторожных преступлений и каждой форме вины свойственна лишь определенная группа мотивов. При умышленной форме вины мотив, как правило, заранее ориентирован на совершение конкретного преступления (например, при убийстве - месть, ревность; при краже - корысть и т.п.). При неосторожной форме вины мотив необходимо рассматривать как общественно опасное поведение, приведшее к преступным последствиям (например, неосторожному обращению с огнем, повлекшим смерть человека; неосторожному обращению с оружием, приведшему к смерти человека, свойственны такие мотивы, как хвастовство, эгоизм и т.п.). Однако необходимо подчеркнуть, что мотивы деяний, совершаемых с неосторожной формой вины, это мотивы, направленные на определенное общественно опасное поведение, но не на преступление, так как преступные последствия сознанием виновного лица не допускались.
Следовательно, мотив преступления в умышленных преступлениях свидетельствует о том, что способствовало достижению виновным преступного результата (например, месть при убийстве), а мотив общественно опасного поведения - о том, почему виновный поступил так, что содеянное им вызвало тот преступный результат, который он не хотел причинить (например, хвастовство отличным владением оружия).
Цель преступления - это то, чего желает достичь преступник при совершении общественно опасного деяния.
В отличие от мотива цель определяет тот конкретный результат, которого стремиться достичь субъект, совершая преступление. Например, целью диверсии (ст. 281 УК РФ) является подрыв экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации; цель вооруженного мятежа (ст. 279 УК РФ) - свержение или насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации либо нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Мотив и цель, являясь самостоятельными понятиями, внутренне связаны между собой, хотя и имеют определенное различие, которое основывается на том, что они неодинаково характеризуют волевой процесс. Мотив преступления отвечает на вопрос, чем
руководствовался субъект, совершая преступление. Цель же преступления определяет направленность действий, способ, средства его совершения и, в конечном счете, желаемый результат, к которому стремиться виновный. Например, мотивом изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ) является корысть, а целью же их изготовления - сбыт.
Уголовно-правовое значение мотива и цели преступления может быть различным. Например, если законодатель при конструировании составов преступлений вводит их в состав конкретного преступления в качестве обязательных признаков, то они являются основой для квалификации этого преступления. Так, подмена ребенка (ст. 153 УК РФ) является преступлением при наличии только корыстных или иных низменных мотивов; квалифицирующие убийства (ч. 2 ст. 105 УК РФ) - при наличии корыстных хулиганских и других мотивов, а также цели; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) квалифицируется по этой статье только тогда, когда виновный преследует специальную цель прекращения потерпевшим государственной или иной политической деятельности. Мотивом в данном преступлении может быть и месть за такую деятельность. Когда речь идет о таких преступлениях, где обязательным признаком их субъективной стороны является тот или иной мотив или цель, отсутствие в действиях виновного лица требуемого мотива или цели означает либо отсутствие состава преступления вообще (например, в приведенном выше примере, связанном с подменой ребенка (ст. 153 УК РФ), либо наличие другого преступления (например, если нет цели или мотива в рассмотренном выше преступлении (ст. 277 УК РФ), то содеянное должно квалифицироваться не по ст. 277 УК РФ, а по ст. 105 УК РФ), либо влиять на квалифицированный состав преступления (например, если убийство совершено не из хулиганских побуждений, то оно квалифицируется при отсутствии других квалифицирующих обстоятельств по ч. 1 ст. 105 УК РФ как простое убийство. Если же убийство совершается из корыстных побуждений, оно квалифицируется по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ. При преследовании виновным в убийстве цели использования органов или тканей потерпевшего содеянное квалифицируется по п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Следует отметить, что в большинстве составов преступления мотив и цель не включается законодателем в качестве признака субъективной стороны преступлений, а значит, они в данном случае не влияют на квалификацию преступлений. Однако они не безразличны при определении наказания, так как в ряде случаев являются показателем степени общественной опасности как самого деяния, так и лица, виновного в нем. Мотив и цель преступления могут быть либо отягчающим обстоятельством (например, совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение - п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ), либо смягчающим обстоятельством (например, совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания - п. «д» ч. 1 ст. 61 УК РФ) при определении виновному лицу наказания. Мотив преступления должен выясняться по каждому конкретному уголовному делу с целью установления объективной истины по нему. Неустановление мотива преступления не дает возможность следствию и суду сделать категорический вывод о содеянном. Так, злоупотребление должностными полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ) будет являться преступлением только в том случае, если использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы совершено из корыстной или иной личной заинтересованности. Неустановление в этом деянии корыстного мотива свидетельствует об отсутствии состава данного преступления.
Учитывая важное значение мотива преступления, в УПК РФ установлено, чтобы в обвинительном заключении (ст. 220), а также в судебном приговоре (ст. 305) обязательно указывались мотивы совершения преступления.
Тема 8. Субъективная сторона преступления