Статья 1. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
Статья 1. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
Гражданским законодательством регулируются товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, государство, а также административно-территориальные единицы.
Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не предусмотрено законодательными актами либо не вытекает из существа личного неимущественного отношения.
К семейным, трудовым отношениям и отношениям по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающим признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не регулируются соответственно семейным, трудовым законодательством, законодательством об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим бюджетным отношениям, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами..
2.Принципы гражданского права.
1-юридическая равенство участников
2-недопустимость произвольного вмешательство кого-либо в частные дела
3-неприкосновенность собственности
4-свобода гражданско-правового договора
5-безприпятственное осуществление гражданских прав
6-судебная защита и восстановление нарушенных гражданских прав
7-обеспечения восстановление нарушенных прав
3.Система гражданского права.
Под системой отрасли гражданского права следует понимать находящуюся во внутренней логической связи и зависимости совокупность ее звеньев: разделов, институтов и норм.
4.Содержание и система гражданского законодательства.
В Республике Казахстан первым звеном системы служат общие положения, правила которых определяют круг отношений, охватываемых гражданско - правовыми нормами, соотношение этих норм по юридической силе, их действие во времени, пространстве и по лицам, условия их действительности, толкование и осуществление. В этот же раздел включаются нормы о всех видах гражданских прав, об их защите, о значении сроков в гражданском праве.
Общие положения четко выделены в разделах «Субъекты гражданских прав», «Право собственности», «Обязательственное право» и в других разделах.
В единой же системе гражданского права после общих положений идет раздел о субъектах гражданских прав и обязанностей, их правоспособности и дееспособности, изменения и прекращения правосубъектности.
Следующий раздел «Вещные права». Он охватывает понятие вещных прав, правомочия субъектов вещных прав, основания их возникновения и прекращения, особые способы защиты вещных прав от нарушений.
Самым большим разделом гражданского права является обязательственное право, регулирующее правоотношения между конкретными лицами, одно из которых может требовать от другого совершения определенных действий, а другое лицо обязано исполнять такие требования.
Раздел «Право интеллектуальной собственности» регулируют отношения, связанные с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности.
Заключительным разделом служит наследственное право, регулирующее наследственные отношения, которые возникают в связи со смертью гражданина и переходом имущества умершего к его наследникам.
Всю отрасль гражданского права по структуре законодательного материала принято делить на две части: общую часть и особенную.
5.Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени
1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Юридическая сила акта гражданского законодательства на отношения, возникшие до введения его в действие, распространяется в случаях, когда это прямо им предусмотрено.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 383 настоящего Кодекса.
6.Гражданское правоотношение: понятие, содержание и виды.
Гражданское правоотношение-это урегулирования нормами гражданского права имущественные и лично неимущественные отношения, участников которых связаны между собой субъективными правами и обязанностями. Возникают на основании договора (сделки).
Виды :
В силу того, что в таких правоотношениях стороны - как управомоченная, так и правообязанная - строго определены, их права и обязанности так же строго соотносимы, в силу чего и именуются относительными. Для относительных отношений характерна сложная, системная структура содержания. Ядро их содержания составляют основные права и обязанности сторон. Помимо них элементами содержания являются права и обязанности сторон, определяющие порядок осуществления основных субъективных прав и исполнения основных обязанностей сторон.
Практическое разграничение абсолютных и относительных правоотношений состоит в том, что при нарушении абсолютного права меры защиты и ответственности могут быть применены к любому нарушителю, а при нарушении относительного права может отвечать только строго определенное лицо, обязанное своими действиями удовлетворять интересы управомоченного. При этом в законодательстве формируется два самостоятельных блока гражданско-правовых мер защиты: один - предназначенный для защиты абсолютных прав, другой - для защиты относительных прав.
Правоотношения имущественного характера имеют своим объектом материальные блага (имущество) и отражают либо принадлежность имущества определенному лицу (правоотношения собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и т. п.), либо переход имущества (по договору, в порядке наследования, возмещения вреда и т. п.). Правоотношения, имеющие в качестве объектов результаты интеллектуальной деятельности, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, именуются личными неимущественными.
Практическое разграничение данных правоотношений состоит, в частности, в том, что при нарушении прав и обязанностей, вытекающих из имущественных правоотношений, к нарушителю применяются санкции имущественного характера, тогда как при нарушении неимущественных прав и обязанностей помимо имущественных обычно применяются иные меры правоохранительного характера. Их своеобразие определяется следующим. В отличие от имущества, обладание которым одним субъектом делает невозможным его использование кем-либо другим, многие объекты личных неимущественных благ (например, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования и т. д.) могут одновременно использоваться неограниченным кругом лиц. Поэтому гражданское право содержит в себе специфические правовые средства, препятствующие незаконному использованию этих объектов (признание авторского права субъекта, признание произведений контрафактными, арест имущества, произведенного с нарушением исключительных прав патентообладателя, и т. п.).
Вещные правоотношения - правоотношения, фиксирующие статику имущественного положения субъектов. В них за управомоченным субъектом закрепляется возможность непосредственного воздействия на вещь с правом отражения любых посягательств на нее третьих лиц. Вещные права носят абсолютный характер. Для вещных прав присуще их следование за соответствующим имуществом, которое они как бы обременяют, сопровождают. К вещным правам наряду с правом собственности относятся право пожизненного наследуемого владения земельного участком, сервитуты, право хозяйственного ведения имуществом, право оперативного управления имуществом, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Обязательственные правоотношения - правоотношения, опосредующие динамику имущественных отношений по передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг, созданию и использованию продуктов интеллектуальной деятельности.
Практическое значение разграничения вещных и обязательственных правоотношений состоит в следующем. Вещные правоотношения реализуются непосредственными действиями самого управомоченного лица, а обязательственные - через исполнение обязанностей должником. Иначе говоря, носитель вещного права имеет возможность непосредственно без содействия обязанных лиц удовлетворить свои интересы, в то время как лицо, обладающее обязательственным правом, может удовлетворить свои интересы только через действия обязанного лица. Такое положение объясняется тем, что вещные правоотношения абсолютны, а обязательственные - относительны.
7.Основания возникновения гражданских правоотношений.
Гражданские права и обязанности возникают, изменяются и прекращаются из оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены им, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, изменяются и прекращаются:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также из сделок, хотя и не предусмотренных им, но не противоречащих законодательству Республики Казахстан;
2) из административных актов, влекущих в силу законодательства Республики Казахстан гражданско-правовые последствия;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4) в результате создания, уничтожения, приобретения или отчуждения имущества по основаниям, не запрещенным законодательными актами Республики Казахстан, а также отказа от прав на имущество;
5) вследствие создания изобретений, промышленных образцов, произведений науки, литературы и искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности;
6) вследствие причинения вреда другому лицу, а равно вследствие неосновательного приобретения или сбережения имущества за счет другого лица (неосновательного обогащения);
7) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
В современных условиях развития общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим особенно актуальна, поскольку ежегодно определенное количество граждан пропадают без вести и установить их местонахождение практически невозможно.
Основной целью института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим является защита интересов заявителей и заинтересованных лиц, путем вынесения законного и обоснованного судебного решения, направленного на устранение неопределенности в семейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях, которыми безвестно отсутствующий гражданин связан с физическими лицами и организациями.
Как правило, заявления по данной категории дел подаются с целью расторжения брака, получения пенсии по случаю потери кормильца, оформления наследственных прав и др.
При этом рассмотрение заявлений о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим осуществляется судом по правилам гл.гл. 31, 34 ГПК в порядке особого производства.
Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства заявителя либо по последнему известному месту жительства безвестно отсутствующего гражданина.
В заявлении должно быть четко обозначено: для какой цели необходимо заявителю признать лицо безвестно отсутствующим или объявить его умершим; кем, когда были получены последние сведения о месте пребывания отсутствующего лица; промежуток времени, в течение которого неизвестно о месте пребывания такого лица (дата, с которой связывается получение последней информации о нем); факты, которые подтверждают невозможность установить место его пребывания; сведения об отсутствующем, в том числе, о его последнем месте работы, месте жительства. Также необходимо изложить обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.
Если заявителем не соблюдены указанные выше требования, то суд не принимает заявление к своему производству и возвращает его.
Дела данной категории могут быть начаты по заявлению членов семьи, прокурора, общественных объединений, органа опеки и попечительства и других заинтересованных лиц.
Заинтересованными признаются физические и юридические лица, государственные органы, которые в соответствии со ст. 8 ГПК имеют право обратиться в суд с заявлением о защите прав и охраняемых законом интересов других лиц или неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных законом, и для которых признание безвестно отсутствующим или объявление умершим влечет возникновение, прекращение или изменение личных и имущественных прав. Например, право на пособие, установление опеки над имуществом и т.д. В связи с чем недопустимо принимать заявления от граждан и организаций, не являющихся заинтересованными лицами, которым законом не предоставлено право обращения в суд с такими заявлениями в интересах других лиц.
Безвестное отсутствие слагается из установления нескольких фактов: установление места жительства гражданина; отсутствие гражданина в этом месте жительства; отсутствие каких-либо сведений о гражданине в месте жительства в течение одного года. При этом срок, установленный для признания гражданина безвестно отсутствующим, начинается со дня получения последних сведений о нем.
При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - 1 января следующего года (п. 2 ст. 28 ГК).
Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о нем в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, - в течение шести месяцев.
Военнослужащий или иное лицо, пропавшее без вести в связи с военными действиями, могут быть объявлены умершими не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Днем смерти лица, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случаях объявления умершим лица, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, суд может признать днем смерти этого лица день его предполагаемой гибели (ст. 31 ГК).
При подготовке дела к судебному разбирательству судья выясняет, какие лица могут дать сведения об отсутствующем лице, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному местожительству и месту работы отсутствующего лица, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 319 ГПК РК судья в определении о подготовке дела к судебному разбирательству обязывает заявителя за свой счет произвести публикацию в средствах массовой информации (районного, областного, республиканского уровня, в сети Интернет, на телевидении) о возбуждении дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим.
Заявитель обязан представить суду подтверждение о публикации в СМИ не позднее трех рабочих дней со дня ее размещения. Непредставление подтверждения о публикации влечет оставление заявления без рассмотрения.
При подготовке дела судья выясняет, не связано ли отсутствие гражданина с его желанием уклониться от выполнения юридических обязанностей. Нередко это позволяют сделать данные органов внутренних дел, которые осуществляют розыск пропавших граждан. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим суд рассматривает с обязательным участием прокурора.
Поскольку судебное решение о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим основано на соответствующих презумпциях, явка или обнаружение места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, опровергает судебную презумпцию и возникает основание для отмены соответствующего судебного решения этим же судом.
Таким образом, законодатель не исключает возможности последующей явки лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, либо последующего обнаружения места пребывания таких лиц. В подобной ситуации суд первой инстанции на основании ст. 322 ГПК РК отменяет свое ранее вынесенное решение новым решением. Это решение является основанием для прекращения опеки над имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, и аннулирования в книге регистрации актов гражданского состояния записи о смерти лица, объявленного умершим.
Отмена решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим является основанием для восстановления имущественных прав указанных лиц.
10.Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений.
Помимо граждан (физических лиц) субъектами гражданских правоотношений могут быть организации - юридические лица. Согласно статье 33 ГК Республики Казахстан юридическим лицом признается организация, имеющая свое обособленное имущество, которым она отвечает по своим обязательствам, приобретающая и осуществляющая от своего имени имущественные и личные неимущественные права и обязанности, могущая быть истцом и ответчиком в суде.
Основополагающий признак юридического лица - его имущественная обособленность и вытекающая из этого самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам.
Юридические лица образуются во всех сферах общественной и хозяйственной деятельности, но необходимость и важность этого института прежде всего определяется тем, что он позволяет отделить образуемого субъекта имущественных отношений от тех, кто образовал юридическое лицо. И, поскольку юридическое лицо - это самостоятельный и имущественно обособленный субъект прав и обязанностей, его учредители, как правило, не отвечают по его долгам (равно как и юридические лица не отвечают по долгам создателей).
11.Возникновение юридического лица. Условия и порядок регистрации.
Способ возникновения юридического лица
1) разрешительный
2)нормативно-явочный.
Условия и порядок регистрации: юридическое лицо регистрируется в Министерстве юстиции и получает документ «Свидетельство о государственной регистрации».
Перерегистрация производится в следующих случаях
1) Изменения уставного капитала
2) Изменения наименования
3) Изменение состава участника (учредителя).
Получает документ «Свидетельство о государственной перерегистрации»
Статья 6. Порядок государственной регистрации юридических лиц (Закон о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств)
Для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган подается заявление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, и прилагаются учредительные документы, указанные в статье 7 настоящего Закона, составленные на казахском и русском языках и представляемые в трех экземплярах.
Уставы (положения) юридических лиц, относящихся к субъектам среднего и крупного предпринимательства, их филиалов и представительств, за исключением уставов (положений) акционерных обществ, их филиалов и представительств, при государственной регистрации не представляются.
Государственная регистрация юридического лица, относящегося к субъекту малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 6-1 настоящего Закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, для государственной регистрации юридического лица, предметом деятельности которого является оказание финансовых услуг, дополнительно требуется разрешение Национального Банка Республики Казахстан (далее - Национальный Банк).
Государственная регистрация субъектов рынка, занимающих монопольное положение на соответствующем товарном рынке, а также государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, за исключением случаев, когда такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан или постановлениями Правительства Республики Казахстан, осуществляется регистрирующим органом с согласия антимонопольного органа. Антимонопольный орган представляет в регистрирующий орган перечень государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, созданных с согласия антимонопольного органа.
При государственной регистрации юридического лица, относящегося к субъекту среднего и крупного предпринимательства, заявление подписывается и подается в регистрирующий орган учредителем или одним из учредителей либо уполномоченным учредителем лицом в случаях, когда единственным учредителем либо одним из учредителей являются иностранец или иностранное юридическое лицо, Правительство Республики Казахстан или государственные органы либо Национальный Банк, с приложением учредительных документов, удостоверенных в нотариальном порядке в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
При государственной регистрации юридического лица, не относящегося к субъекту частного предпринимательства, заявление подписывается и подается в регистрирующий орган учредителем (учредителями) либо уполномоченным на то лицом с приложением учредительных документов, удостоверенных в нотариальном порядке в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Государственная регистрация юридических лиц, относящихся к субъектам среднего и крупного предпринимательства с иностранным участием, производится в порядке, установленном для государственной регистрации юридических лиц Республики Казахстан, относящихся к субъектам среднего и крупного предпринимательства. Если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, дополнительно должны быть представлены:
легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель - иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки;
копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя-иностранца, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.
Государственная регистрация общественных и религиозных объединений осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей, с учетом особенностей, предусмотренных законами Республики Казахстан «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
Одновременно в регистрирующий орган представляются квитанция или иной документ, подтверждающие уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию юридического лица, за исключением юридических лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Требование каких-либо документов и сведений, кроме предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан, запрещается.
Государственная регистрация юридического лица может быть произведена на основании электронного заявления, поданного посредством сети Интернет, в порядке, определяемом Министерством юстиции Республики Казахстан.
При государственной регистрации юридического лица, относящегося к субъекту частного предпринимательства, субъект самостоятельно определяет категорию в соответствии с критериями субъекта частного предпринимательства, установленными Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, и указывает ее в заявлении.
12.Основания прекращения деятельности юридического лица.
Ликвидация-прекращение существования юридического лица путём внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности.
Реорганизация-прекращение юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Виды: (слияния, присоединения, преобразования, разделения, выделение)
13.Юридические лица и их классификация.
ГК различает следующие виды юридических лиц в зависимости от целей деятельности:
а) коммерческие;
б) некоммерческие.
Коммерческое юридическое лицо - организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческое юридическое лицо - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Приведенная классификация имеет большое практическое значение, поскольку каждый из видов юридических лиц подчинен особому правовому режиму.
Важные новеллы содержатся в нормах статьи 34 ГК РК, посвященных формам юридических лиц. Так, согласно пункту 2 указанной статьи юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, производственного кооператива.
Предусмотренный Гражданским кодексом перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц, таким образом, является исчерпывающим и не может быть дополнен иным законодательным актом.
В соответствии с действующим законодательством выделяют следующие методы классификации юридических лиц:
- по форме собственности;
- по цели деятельности;
- по составу учредителей;
- по характеру прав участников;
- по порядку образования.
По форме собственности. В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организаций на юридические лица публичного и частного права.
По цели деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством. По общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками.
По составу учредителей. В зависимости от состава учредителей можно выделять: юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица, только государство, или же любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица).
По характеру прав участников. Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать:
- организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право;
- организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества, акционерные общества и кооперативы;
- организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц.
По объему вещных прав организации. В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество можно различать:
- юридические лица, обладающие правом оперативного у правления на имущество;
- юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество;
- юридические лица, обладающие правом собственности на имущество.
По порядку образования. Порядок создания юридического лица также может выступать в качестве критерия классификации: в таком случае юридические лица делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.
В соответствии с описанными выше методами классификации, в Республике Казахстан выделяют следующие виды юридических лиц:
1. хозяйственные товарищества;
2. акционерные общества;
3. производственные кооперативы;
4. государственные предприятия;
Некоммерческие организации.
14.Правовое положение хозяйственных товариществ. с 58 ст – по 84 ст
Хозяйственные товарищества - это родовое понятие, обозначающее несколько самостоятельных видов коммерческих юридических лиц, общим для которых является то, что их уставный капитал разделяется на доли. Именно это отличает хозяйственные товарищества от других коммерческих организаций.
Законодательством РК предусматриваются следующие виды хозяйственных товариществ: полное, коммандитное, с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью.
Как и любая коммерческая организация, хозяйственное товарищество должно обладать уставным (складочным) капиталом, образующим имущественную базу его деятельности и гарантирующим интересы кредиторов. Уставный капитал - это зафиксированная учредительными документами и оцененная в тенге сумма всех вкладов, которые учредители (учредитель) решили объединить при создании юридического лица.
В качестве вклада в уставный капитал может выступать любое оборотоспособное имущество, включая и имущественные права. Основным критерием допустимости тех или иных вкладов в уставный капитал является их способность увеличивать сумму активов общества.
Основные права и обязанности участников хозяйственных обществ и товариществ в общем виде закреплены ГК РК и могут дополняться в учредительных документах. Участники имеют право управлять делами фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деятельности, участвовать в распределении прибыли и получать часть имущества, оставшегося после ликвидации предприятия (т. н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны участвовать в образовании имущества предприятия и не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности.
Полным признается товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Оно возникает на основе договора между несколькими участниками (полными товарищами), в качестве которых могут выступать только предприниматели - индивидуальные или коллективные.
Коммандитным признается товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в имущество товарищества (вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Аналогично полному товариществу фирменное наименование товарищества на вере должно содержать имена (названия) всех или, по крайней мере, одного полного товарища (в последнем случае - с добавлением слов -". и компания").
15.Правовое положение производственных кооперативов. с 96 ст – 101 ст
Производственный кооператив - это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.
В производственном кооперативе решающее значение имеет личное участие его членов в деятельности организации. Но нормы о хозяйственных товариществах сконструированы в основном в расчете на то, чтобы обеспечить полным товарищам возможность непосредственного личного участия в предпринимательской деятельности. В отношении же производственных кооперативов акцент делается на непосредственном трудовом участии, предполагающем включение участника в состав трудового коллектива кооператива. Решение имущественных вопросов и управление в производственном кооперативе также обладают значительной спецификой.
Имущество кооператива первоначально складывается из паевых взносов его членов, которые не идентичны долям в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ. Права члена в отношении кооператива отнюдь не обусловлены величиной его пая. Так, независимо от величины пая каждый член кооператива имеет один голос на общем собрании участников. Распределение прибыли и ликвидационного остатка между членами кооператива обычно производится в соответствии с их трудовым участием.
Таким образом, современное законодательство Республики Казахстан позволяет в полной мере классифицировать юридические лица, что позволяет определить особенности правовой природы каждого из них, провести параллели, а также провести различия.
17.Государство и административно-территориальные единицы, как субъекты гражданского права.
От имени Республики Казахстан могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы Республики Казахстан в рамках их компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан, положениями или иными актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, по специальному поручению Республики Казахстан от ее имени могут выступать иные государственные органы, юридические лица и граждане.
От имени административно-территориальной единицы могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде местные пр