Понятие правового регулирования, его отличие от правового воздействия
«Регулирование» – это частный случай, один из элементов в системе воздействия; это форма целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов: норм, правил, целей, связей и др. Иными словами «регулирование» предполагает вмещение чего-либо в определенные рамки, границы – создание нормы (поведения, деятельности, отношения и пр.). Влияние права на сознание и поведение людей оказывается на основе самого факта существования правовых требований. Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций. Воздействие права и регламентация (регулирование) правом – смежные и близкие по значению понятия. В литературе, и особенно периодике, часто происходит смешение терминологии, и «правовое воздействие» приравнивается к «правовому регулированию». Бесспорно, в определенных ситуациях допустима подмена одного понятия другим – например: исходя из того, что право само по себя является регулятором общественных отношений, в своем действии, функционировании оно оказывает регулирующее воздействие на эти отношения – т.е. упорядочение. Таким образом, правовое воздействие в целом можно определить как одну из функций права - регулирующую. Однако для четкого их разграничения, обратимся к толкованию понятий «воздействие» и «регулирование». Воздействие нацелено на изменение чего-либо, на подталкивание объекта в нужную сторону. Отсюда, «воздействие» представляет собой более широкую категорию, чем «регулирование». Соответственно, «правовое воздействие» также является более широким понятием, характеризующим все направления и формы влияния права на общественные отношения.
Любое правовое регулирование является правовым воздействием, но не любое правовое воздействие есть правовое регулирование. Подобный подход к пониманию правового воздействия и его соотношению с правовым регулированием представляется вполне обоснованным, поскольку роль права в общественной жизни не сводится только к регулированию общественных отношений, хотя это является главным. Механизм правового регулирования – это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Выделяют пять основных элементов механизма правового регулирования: нормы права – устанавливают правила; юридический факт или фактический состав; правоотношение; акты реализации прав и обязанностей, т.е. действия субъектов в форме соблюдения, исполнения, использования. Акты применения права – употребляются в случае правонарушения. Стадии механизма правового регулирования: правотворчество – создание нормативной основы. Итогом этой стадии становятся нормы права. Правоотношения – возникновение субъективных прав и юридических обязанностей. Возникают на основе юридических фактов и фактического состава. Этой стадии может предшествовать факультативная стадия - применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений. Реализуется в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей и использования прав. Акты реализации есть основное средство, при помощи которого права и обязанности осуществляются в жизнь. Применение юридической ответственности к конкретному правонарушителю. Если реализация права в силу каких-либо причин не происходит и совершается правонарушение, то возникает необходимость в этой стадии.
Право, законность и правопорядок, соотношение понятий
Понятие правопорядка.
Правовой порядок устанавливается действием права, режимом законности. Он устанавливается в первую очередь юридическими гарантиями, деятельностью специальных государственных органов, которые необходимых случаях могут применять меры государственного принуждения к правонарушителях. При этом всякое .нарушение правового порядка есть одновременно нарушение общественного порядка, но не всякое нарушение общественного порядка означает одновременное нарушение правового порядка, ибо общественный порядок более широкое явление.
Основное направление правового порядка заключается в поддержании в интересах государства и общества в целом таких общественных отношений, при которых не допускается произвола, беззакония, всемерно охраняются права и свободы всех участников общественных отношений. Таким образом, правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным. То есть, правопорядок - это состояние урегулированное социальных связей. Выделяют следующие его особенности:
- правопорядок запланирован в нормах права;
- возникает в результате реализации данных норм;
- обеспечивается государством;
- создает условия для организованности общественных отношений;
- выступает итогом законности.
Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в норах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона.Законность - это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка:
• В деятельности государства осуществляется принцип разделения властей;
• В общественной жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права;
• Интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства;
• Государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов;
• Граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством за совершенные правонарушения.
Законность и правопорядок соотносятся следующим образом:
1) правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности;
2) нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;
3) укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
4) конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности.