Субъекты исполнительного производства: понятие, классификация
Субъекты исполнительного производства - это граждане, организации и должностные лица, принимающие участие в процессе исполнения предусмотренных законом юрисдикционных актов.
гл 6 закона об исполнительном производстве.
Классификация. В законе:
1. Субъекты, исполняющие требования исполнительный документов. Это судебные приставы исполнители, иные субъекты - органы не принудительного исполнения ( загс, финансовые органы, банки, работодатели)
2. Лица, участвующие в исполнительном производстве. Ст 49 закона, это взыскатель и должник и их представители. Взыскатель - лицо, в чью пользу выдан исполнительный документ, выгодоприобретатель в результате исполнительного производства либо лицо, подающее документы в фссп. Должник - это лицо, обязанное по исполнительному документу передать денежные средства, иное имущество, либо совершить иные действия или воздержаться от их совершения. Представителям посвящена ст 53 закона об исполн производстве.
3.Лица, содействующие совершения исполнительных действий. Переводчики, специалисты, понятые, хранители арестованного имущества, реализаторы арестованного имущества, органы внутренних дел.
4. Лица, осуществляющие предварительный и последующие контроль, Либо разрешающие отдельные вопросы принудительного исполнения. Суды , старшие судебные приставы, главные судебные приставы субъекта рф, главный судебный пристав рф.
II. Другие авторы предлагают разделить субъектов правоотношений в исполнительном производстве на две группы:
1) основные участники исполнительного производства;
2) лица, содействующие исполнению
II. Решетникова предлагает разделить субъекты исполнительного производства на три группы:
1)властные органы, осуществляющие исполнение;
2) лица, в отношении которых совершаются исполнительные действия;
3) лица, содействующие исполнительному производству
Взависимости от целевой направленности их деятельности и роли, предлагается подразделить на четыре группы:
1)органы принудительного исполнения;
2)суд (судья);
3)стороны;
4) другие участники исполнительного производства
7. Федеральная служба судебных приставов: организация и компетенция(по указу президента)
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
П.13 указа президента РФ от 09.03.2014 №314 О системе и структуре фед орг исп власти.
Организация деятельности
. ФССП России возглавляет директор - главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий.
Директор имеет заместителей - заместителей главного судебного пристава РФ, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом. Количество заместителей директора устанавливается Президентом.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета.
ФССП России имеет геральдический знак - эмблему и флаг, учреждаемые Президентом.
Местонахождение ФССП России - г. Москва.
Служба судебных приставов субъектов РФ, возглавляется главным судебным приставом субъекта РФ.
Районные (межрайонные) или соответствующие им согласно адм.-террит. делению подразделения судебных приставов, которые возглавляются старшими судебными приставами и состоят из:
1. судебные приставы – исполнители;
2. судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Создаются специализированные подразделения судебных приставов (например, для взыскания административных штрафов, по налоговым взысканиям).
ФССП России осуществляет следующие полномочия:
1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
установленный порядок деятельности судов;
осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;
применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;
проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;
2) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:
хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);
участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;
участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;
3) руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;
4) проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;
5) создает и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства;
6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;
15) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;
17) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России; осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.
8. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актов других органов и должностных лиц
В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями. Данные требования могут исполняться и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Эти органы и организации не являются органами принудительного исполнения.
В качестве лиц, содействующих исполнительному производству, могут выступать: Центральный банк России и его учреждения – при осуществлении операций по списанию денежных средств с корреспондентских счетов банков на основании исполнительных документов; коммерческие банки – при осуществлении операций по списанию денежных средств с расчетных и прочих счетов клиентов банков в соответствии с поступившими исполнительными документами.
Документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем или судебным приставом-исполнителем непосредственно в банк. Банк или иная кредитная организация должна в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа исполнить требования о взыскании денежных средств либо сделать отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.
Органами, исполняющим требования, содержащиеся в исполнительном документе, являются органы записи актов гражданского состояния – при исполнении решений, которые требуют регистрации в указанных органах (установление отцовства, признание актовой записи об отцовстве недействительной, при регистрации решения суда о расторжении брака и т.д.); органы опеки и попечительства, которые выполняют решения суда о признании недееспособным, ограниченно дееспособным и другим; органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – по решениям судов о признании права собственности, прекращении права собственности, об установлении факта принадлежности строения или земельного участка на праве собственности, об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным недвижимым имуществом и т.д.
Правовое положение указанных органов характеризуется тем, что они содействуют процессу исполнения в связи с возложенными на них обязанностями и обязанность такого содействия возложена на них соответствующим федеральным законом. Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» определены полномочия и обязанности государственных органов записи актов гражданского состояния, а Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определена компетенция органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Сюда же относятся все иные органы и организации, которые предоставляют информацию об имущественном положении должника, а также специализированные организации, осуществляющие, например, оценку, хранение или реализацию арестованного (конфискованного) имущества должника.
9. Постановление судебного пристава – исполнителя: требования к содержанию, порядок вынесения
Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:
1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
2) дата вынесения постановления;
3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
5) вопрос, по которому выносится постановление;
6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
8) порядок обжалования постановления.
Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица ФССП может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
Вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов