Следы автотранспортных средств
В трасологии следы автотранспорта делятся, прежде всего, в зависимости от того, какой частью автомобиля они оставлены: на отпечатки ходовой части, кузова, отделившиеся от машины части горючесмазочных материалов, краски, узлов и агрегатов.
По виду происшествий, в которых участвует автотранспорт, различаются следы столкновения, наезда, переезда и опрокидывания.
Названные следы могут быть оставлены на дорожном покрытии, на неподвижном препятствии (другом автотранспорте, столбе освещения), на движущемся участке движения, на самой автомашине.
Наиболее распространенными следами ходовой части являются отпечатки колес автотранспорта, которые образуются при нахождении автомобиля в покое (стоянке), свободном качении и торможении.
След одного колеса называется беговой дорожкой. В ней отражаются общие и частные признаки шины. К общим относятся ширина беговой дорожки, рисунок отразившегося в ней протектора и размеры его элементов. Частными признаками являются индивидуальные свойства, приобретенные при изготовлении (наличие перемычек различной формы между грунтозацепами, нетипичная форма отдельных грунтозацепов, царапины, трещины на них и т.п.), а также приобретенные (потертости грунтозацепов, отсутствие некоторых элементов протектора, трещины, отверстия в нем и т.п.).
В объемных следах ширина беговой дорожки измеряется по дну следа.
Две беговые дорожки, образованные следами разноименных колес автомобиля образуют колею. В ней также измеряется ширина, которая равна длине оси автомобиля. Чаще всего в научно-методологической литературе названные измерения рекомендуется проводить от центров беговых дорожек. Мы полагаем, что определение этого параметра возможно от внутренней границы отпечатка одного колеса (допустим левого по ходу движения) до внешней границы отображения другого (правого).
По следам колес определяется также база автомобиля, представляющая собой расстояние между осями. При стоянке автомобиля от его крыльев отделяются части грунта, на мягкой поверхности довольно четко отпечатываются передние и задние колеса, иногда из переднего и заднего моста одновременно выделяется жидкость. Расстояние между этими следами и характеризует базу.
В большинстве ситуаций автопроисшествию предшествует торможение, по следам которого можно определить базу, измеряя ее по конечным точкам следов юза передних и задних колес. Окончания следов торможения (юза) более яркие, сплошные и ровные.
База может быть определена и по следам разворота (рисунок № 6.).
Следы колес рекомендуется осматривать на всем протяжении зоны их видимости. Выявление отпечатков протектора не представляет сложности. В некоторых ситуациях проблемы возникают в связи с тем, что отсутствуют статические следы, а имеются лишь динамические. Но и в этих следах в ходе дальнейшего экспертного исследования могут быть обнаружены частные признаки, позволяющие идентифицировать транспорт, оставивший эти отпечатки. Для этого важно произвести все необходимые измерения, правильно описать выявленные следы в протоколе осмотра.
Фотографирование следов, особенно отразившихся в них частных признаков, следует производить под прямым углом, с использованием методов увеличения изображения: удлинительных колец, широкоугольных объективов, специальных фотокамер, а также масштабной линейки. В большинстве случаев фотосъемка требует применения специальных светофильтров, для придания большей контрастности изображению следов.
Важное значение имеет фиксация следов автотранспорта относительно других элементов обстановки места происшествия и обнаруженных следов. Для этого рекомендуется фотосъемка с высокой точки. При этом могут использоваться методы круговой или линейной панорамы.
Для дополнительной фиксации объемных следов могут изготавливаться слепки из гипса и силиконовых материалов. Технология их изготовления не отличается от аналогичных операций по дополнительной фиксации следов ног.
Поверхностные следы шин могут быть перекопированы на липкую бумагу, увлажненную листовую резину или фотобумагу, полимерные материалы.
Кроме этого, выявленные следы могут быть зарисованы с указанием в схемах индивидуальных особенностей.
Следы на неподвижных преградах образуются в виде вмятин, пробоин, пятен и трасс, в виде отслоения краски, а также следов наслоения от автомобиля, представляющего собой следообразующий объект.
Похожие следы образуются и на движущихся автотранспортных средствах. Кроме пробоин, представляющих собой сквозные повреждения, выделяют задиры – трассы от контакта движущихся транспортных средств, образованные приподнятыми частями краски, сдвинутой при скольжении следообразующего объекта по следовоспринимающей поверхности.
От этих следов в ряде пособий отличают царапины, рассматриваемые как неглубокие повреждения с длиной, превышающей ширину, и повреждения, причиненные при плотном контакте автомобилей.
Столкновение транспортных средств сопровождаются возникновением на них следов отслоения и наслоения.
Они также должны тщательно описываться и фотографироваться. Для фиксации общего вида повреждений, их локализации, соотношения рекомендуется производство крестообразной и встречной съемок. Маловидимые и невидимые следы наслоения рекомендуется искать в местах видимых изменений следовоспринимающей поверхности. Такого рода поиски осуществляются с помощью лупы, переносных ультрафиолетовых осветителей, клейкой ленты или увлажненных резины мелкоячеистой губки. В ряде работ отмечаются, что иногда мелкие частицы, перенесенные на липкий слой копировального материала бывает сложно отделить от клейкой основы для дальнейшего исследования. В то же время площадь и общая форма наслоений дают более полное представление о следообразующей поверхности.
На дорожном полотне образуются следы в виде отделившихся стекол, лакокрасочных и горюче смазочных веществ, а также отделившихся узлов и агрегатов транспортных средств. Они фотографируются при осуществлении узловой и детальной съемок так, чтобы понятно было их расположение относительно частей дорожного полотна, его ограждения, других элементов обстановки, а также иных следов происшествия. Следы рассматриваемого вида позволяют установить место первоначального контакта движущихся транспортных средств. Это способствует установлению причин происшествия, например, когда одно из транспортных средств, движущихся навстречу другому, выходит на встречную полосу дороги.
На одежде и теле пешеходов остаются следы от контакта с выступающими частями кузова чаще всего бампера, облицовки решетки радиатора, крышки капота, подножек, боковых стекол. В результате наезда на одежде и открытых частях тела потерпевшего нередко остаются наслоения грунта, пыли от автомобиля, отделившейся от него краски, мелких частей хромировки, полимерных материалов, являющихся элементами взаимодействующих узлов автомашины. Иногда, такие отпечатки воспроизводят форму следообразующего объекта, например бампера. Следы наслоения сопровождаются разрывами одежды от сильного удара, зацепа и последующего рывка выступающей частью, имеющей небольшую площадь.
При волочении пешехода на его одежде и обуви образуются наложения от контакта с дорожной поверхностью в виде контакта загрязнений линейной формы. От трения о дорожное полотно на одежде возникают механические повреждения.
На теле потерпевших образуются кровоподтеки, ссадины, раны и переломы, расположение, форма которых позволяют устанавливать тип и вид автотранспорта, положение пострадавшего в момент причинения ему повреждений.
При переезде на теле и одежде жертвы остаются отпечатки рисунка протектора, следы наслоения грунта, горючесмазочных материалов, а также волочения.
Для розыска автомобиля, скрывшегося с места происшествия, важно установить направление его движения. Его можно определить по плотности следов торможения, которые в начальной точке имеют вид нескольких параллельно идущих трасс, постепенно сливающихся в одну к окончанию тормозного пути.
При переезде автомашины через водную преграду (лужу) брызги перемещаются в сторону направления движения, а влажная колея остается после продвижения транспорта через жидкость.
Брызги, отделившихся от транспорта горючесмазочных материалов, тормозной жидкости, направлены в сторону направления движения.
При переезде через твердые предметы, находящиеся на мягком грунте они вдавливаются в поверхность и вращающимися колесами отодвигаются в сторону противоположную направлению движения автомобиля. В итоге, образуется объемный след (выемка), свободный конец которого направлен в сторону движения автотранспорта.
Передвижение по плоскому объекту, длина которого превышает ширину, сопровождается его изгибом в виде угла, лучи которого направлены в сторону движения автотранспорта.
Предположение о типе и марке скрывшейся транспортной единице можно выдвинуть уже в ходе осмотра места происшествия на основании данных о ширине беговой дорожки и колеи, размере базы, рисунке протектора автомобиля. В ряде случаев в беговой дорожке отражаются равномерно повторяющиеся частные признаки протектора. Расстояние между двумя отпечатками одного и того же признака представляет собой длину окружности колеса, что позволяет определить и его диаметр. О типе и марке автомобиля могут свидетельствовать и высота расположения, форма и размер бампер-повреждений на объектах, обнаруженных в ходе осмотра места происшествия.
В дальнейшем автомобиль может быть идентифицирован по следам колес, отделившимся от него частицам лакокрасочных, горючесмазочных материалов, стекол, а также узлов и агрегатов. Идентификация может проводиться посредством физико-химических и криминалистической экспертиз.
При подготовке экспертизы по следам колес в распоряжение экспертов должны направляться протоколы: осмотра места происшествия автотранспорта, отбора сравнительных образцов, зарисовки и фотографии обнаруженных следов, экспериментальные образцы отпечатков колес проверяемого транспорта, слепки и оттиски следов, обнаруженных на месте происшествия. На экспертизу направляются также сами транспортные средства, одежда потерпевших, заключения судебно-медицинской экспертизы о найденных на пострадавшем повреждениях, одежда жертвы, протоколы ее осмотра, а также показания свидетелей об обстоятельствах автопроисшествия и его следах.
На разрешение экспертов могут быть поставлены следующие вопросы: колесами автомобиля какого типа и марки оставлены следы, найденные на месте происшествия? Не оставлены ли найденные следы колесами конкретного транспортного средства? Являются ли следы, обнаруженные на месте происшествия следами автотранспорта? Автомобилем какого типа и марки оставлены следы, обнаруженные на неподвижных преградах, теле и одежде потерпевшего, средствах автотранспорта? Какими частями автотранспорта могли быть оставлены перечисленные следы? В каком положении находился автотранспорт в момент столкновения, наезда? Какова последовательность образования повреждений? Образованы ли обнаруженные следы в результате столкновения, наезда? Образованы ли следы одним или несколькими транспортными средствами? Каково направление движения транспорта?
По следам транспортных средств проводятся экспертизы с целью установления целого по частям. На разрешение этой экспертизы ставятся вопросы: не составляли ли осколки фары (части лакокрасочного покрытия) обнаруженные на месте происшествия (преграде, другом автотранспортном средстве, одежде потерпевшего) единого целого с осколками фары (лакокрасочным покрытием) конкретного автомобиля? Не составляли ли части ткани обнаруженные на автотранспорте единого целого с одеждой (элементом одежды) потерпевшего?
По следам микрочастиц проводятся физико-химическая экспертиза, на разрешение которой могут быть поставлены такие вопросы: не происходят ли волокна, найденные на автомашине от одежды потерпевшего? Не происходят ли частицы лакокрасочного материала, горючесмазочного вещества, стекла от конкретного транспортного средства?
Глава 7.
Судебная баллистика