Следы транспортных средств. Под следами транспортных средств понимают следы, отображающие внешнее строение

Под следами транспортных средств понимают следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспорта (протектора, борта кузова и т.п.), а также детали, отделившиеся от транспортного средства, вещества, используемые при эксплуатации автомобиля (тормозная жидкость, тосол, смазочные масла), которые были обнаружены на месте происшествия.

По этим следам удается установить:

- групповую принадлежность транспортного средства (вид, марку, модель);

- тождество транспортного средства по его следам или отделившимся от него частям;

- механизм и характер повреждений, возникших на транспортном средстве в результате происшествия;

- неисправность определенных механизмов;

- отдельные обстоятельства происшествия, имеющие значение для дела (скорость движения транспорта, взаиморасположение транспортных средств в момент столкновения, определенные характеристики перевозимого груза, веществ, которые могли попасть на автомобиль в результате происшествия и т.п.).

Чаще всего в процессе проведения следственных осмотров приходится иметь дело со следами-отображениями транспортных средств, прежде всего следов колес. Они могут быть в виде следов качения или скольжения. Следы скольжения возникают при блокировке колес. При качении поверхность протектора отображается в виде полосы. При этом нужно учитывать, что некоторые особенности колеса могут отобразиться с искажением.

Ведущее колесо может буксовать, а тормозящее – проскальзывать. Поэтому расстояние, которое пройдет колесо за один оборот, может быть меньше либо больше длины его окружности, что может сказаться на форме и размерах отобразившихся особенностей протектора.

Другие следы транспортных средств возникают чаще всего при столкновениях и наездах. По механизму образования они близки к следам орудий взлома, в частности, следам удара и скольжения.

По следам транспортных средств могут быть установлены: колея, база автомобиля, количество осей и колес, ширина беговой дорожки и длина окружности колес (а отсюда и их диаметр). Эти данные позволяют судить о типе, марке, модели транспортного средства.

Ширина колеи – расстояние между средними линиями следов колес, установленных на одной оси.

Если на оси спаренные колеса, то шириной колеи является расстояние между серединами промежутков следов каждой пары колес, находящихся на одной оси.

Ширину колеи передних колес можно замерять лишь на повороте, так как на прямолинейном участке пути следы передних колес перекрываются следами задних колес.

База транспортного средства – расстояние между передней и задней осями. У трехосных автомобилей базой является расстояние между передней и задней геометрическими осями (геометрическая ось – ось, проходящая через середину базы транспортного средства).

О том, является ли автомобиль двухосным или трехосным, можно судить лишь по следам на месте его стоянки (проталины в снегу, углубления в грунте).

Длину окружности колеса определяют, измерив расстояние между двумя последовательными отображениями одной и той же особенности беговой дорожки шины. Разделив полученную величину на число π (3,14), получают диаметр колеса.

Диаметр передних и задних колес обычно одинаков. Исключением являются только некоторые виды колесных тракторов и повозок.

Беговая дорожка шины может иметь различный рисунок. В процессе эксплуатации элементы рисунка претерпевают определенные изменения.

Осмотр следов транспортных средств позволяет установить ряд обстоятельств, имеющих значение для дела. Эти следы изъять в натуральном виде практически невозможно, поэтому особую роль приобретает тщательный их осмотр и фиксация.

Необходимо осматривать следы на максимально возможном участке, что позволяет выявить места стоянки, поворотов. На стоянке, в частности, могут быть обнаружены и другие следы, например, следы ног водителя, выходившего из кабины, и иные объекты.

Для определения направления движения автомобиля могут быть использованы различные признаки, в большинстве своем обнаруживаемые уже в ходе осмотра. Одни из них очевидны. Например, следы увлаженных шин или разбрызгивание воды при переезде через лужу будут располагаться с той стороны, в которую двигалась автомашина. Другие следы специфичны и требуют как предварительного знания их, так и внимательного осмотра. К числу таких следов можно отнести следующие.

а) Неровности на дне объемных следов. Они имеют зубцеобразную форму и возникают как за счет прилипания грунта (снега) к шине и последующего его отслоения, так и в результате смещения грунта ведущими колесами в сторону, обратную движению автомашины. Поэтому пологие края таких своеобразных неровностей всегда обращены в сторону, обратную движению автомобиля, а обрывистые – в противоположную.

б) неровности на боковых краях глубоких объемных следов, образующиеся боковиной шины в результате ее вращения, имеют дугообразную форму. Вогнутая сторона этих дуг (и, соответственно, их мысленно восстановленные радиусы) направлена в сторону движения автомашины.

в) положение некоторых предметов, попавших под колеса. Оказавшиеся под колесами ветки деревьев, солома и другие подобные объекты при их переезде обычно переламываются или надламываются. При этом их концы оказываются направленными в сторону движения автомашины, а вершина угла в месте надлома – в противоположную.

Камень или другой прочный предмет, будучи вдавленным движущимся колесом в грунт, смещается по направлению движения машины, в результате чего с одного его края, противоположного движению, образуется зазор.

Стебли травы и других растений отклоняются, сламываются или вдавливаются в грунт по направлению движения машины, а в местах пробуксовывания колес – в противоположную сторону.

г) пыль, снег и другие сыпучие вещества, смещенные потоком воздуха при быстром движении автомашины, располагаются у краев следа шины в форме веера, раскрытого в сторону, противоположную движению.

д) положение отпечатков грунтозацепов в следах шин высокой проходимости. Правилами эксплуатации автомашин регламентируется, что данные шины должны устанавливаться на колесах так, чтобы углы, образованные элементами рисунка протектора (грунтозацепами), были обращены в сторону вращения колеса. В соответствии с этим открытые части указанных углов будут обращены в следах в сторону движения автомашины.

е)особенности расположения следов шин при повороте. Поворот автомашины (например на 90о) в ходе ее движения обычно оказывается более крутым в начале и более пологим в конце, при переходе на новую прямую. В следах шин это выражается в разной величине углов, образованных передним и соответствующим ему задним колесом: в начале поворота данный угол больше, чем в конце. Таким образом, более острый угол указывает на направление движения.

ж) форма пятен жидких веществ, падавших с автомашины. Когда с движущегося транспорта падают капли какого-либо жидкого вещества (воды, масла и т.п.), их следы на дороге, как правило, имеют вытянутую форму, округлую с одного края и в виде зубцов и мелких брызг – с другого. Направление разбрызгивания совпадает с направлением движения автомашины.

Обнаруженные следы фотографируются. Как правило, следы колес фотографируют масштабным способом по правилам линейной панорамы таким образом, чтобы зафиксировать по меньшей мере след полного оборота колеса. При этом фотографируются следы передних и задних колес, делается также снимок общего вида следов колес. Отдельные особенности фотографируются крупным планом масштабным способом.

С объемных следов делают слепки. Лучше всего, чтобы был изготовлен слепок полного оборота колес. Но такой слепок будет тяжелый. Поэтому след разбивается на участки длиной 30 – 35 см каждый, перегораживается тонкой фанеркой, жестью, после чего заливается гипсом по частям по тем же правилам, что и следы ног. Нельзя допускать, чтобы перегородка пересекла отразившиеся в следе особенности протектора. Полученные следы транспортных средств, образованные пылевидными частицами, можно перекопировать на крупноформатную фотобумагу по правилам, рассмотренным в разделе «следы ног». Перекопировать следы можно также на прошкуренную резину и следокопировальную пленку большого размера.

Особенно осторожно следует обращаться со следами протектора на одежде потерпевшего. Их следует вначале сфотографировать, а потом закрепить бесцветным лаком.

На трасологическое исследование часто поступают осколки стекол рассеивателей фар, подфарников, габаритных фонарей. Обычно перед экспертом ставится вопрос, не составляли ли ранее одно целое осколки, изъятые с места происшествия, с осколками, обнаруженными на автомашине. Однако ответить на этот вопрос не всегда удается, так как не все осколки, оставшиеся от разбитой детали, удается обнаружить и направить на исследование.

Если нельзя установить совпадение осколков по линии раскола, то эксперт изучает эти осколки на предмет обнаружения на них каких-либо индивидуальных признаков пресформ, по которым можно было бы определить, что рельефные изображения на осколках оставлены одной и той же матрицей, пуансоном или кольцом пресформы.

Одновременно с осмотром и фиксацией следов транспортных средств следует установить, какие следы-повреждения могли образоваться на транспортном средстве и какие вещества могли попасть на него. Эти данные облегчают поиск транспортного средства, участвовавшего в происшествии.

Наши рекомендации