Страхование автотранспортных средств. Страхование рисков, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств

Страхование рисков, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств, объединяет многообразие видов страхования, связанных с имущественными интересами владельца или пользователя автотранспортным средством при его эксплуатации. Юридической основой возникновения страхового интереса являются права владения или пользования транспортным средством и(или) возникновение обязательств перед третьими лицами при причинении вреда их имущественным интересам, связанным с жизнью, здоровьем или имуществом.

Основными видами автотранспортного страхования являются: страхование средства транспорта, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование от несчастных случаев водителя и пассажиров автотранспортного средства. Наиболее распространенными видами автотранспортного страхования являются страхование транспортного средства, защищающее интересы владельца, связанные с самим транспортным средством, и страхование гражданской ответственности автовладельца, защищающее интересы пользователя, связанные с возможным предъявлением претензий со стороны потерпевших. Страхование гражданской ответственности автовладельцев (или пользователей транспортного средства) проводится в обязательной форме в большинстве стран мира, создавая источники выплат потерпевшим, которые не зависят от финансового положения причинителей вреда и осуществляются страховыми компаниями, устанавливая обязательность такого страхования.

В соответствии с Законом РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязан возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тыс. рублей, в том числе в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью нескольких потерпевших, — 240 тыс. рублей и не более 160 тыс. рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего; в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тыс. рублей и не более 120 тыс. рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего. Установлено, что страховые тарифы (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок применения утверждаются Правительством РФ.

Перечень страховых рисков по договорам обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев включает обязательства владельца транспортного средства, возникающие вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, причинения морального вреда, причинения вреда потерпевшему перевозимым грузом, повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий, сооружений, причинения вреда жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей и ряде других случаев, прямо установленных законом. Одновременно потерпевшие будут иметь право на компенсационные выплаты (в отличие от страхового возмещения) в случаях, если владелец транспортного средства, причинившего вред, не установлен или не имеет договора обязательного страхования гражданской ответственности.

В страховании автотранспортных средств используется широкий перечень видов страхования, предусматривающих условия страхования возможных рисков, — от страхования отдельных рисков, таких, как причинение ущерба автотранспортному средству или угон автотранспортного средства, до принятия на страхование всех рисков, которое часто называют в практике страхования «автокаско».

Страхователями средств транспорта могут являться граждане Российской Федерации, а также постоянно проживающие иностранцы и лица без гражданства. При этом страхователем мототранспортного средства может выступать лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, а других видов транспорта — восемнадцатилетнего возраста. Транспортное средство может быть принято на страхование, если оно принадлежит страхователю на основе права собственности, либо взято им в аренду, либо страхователь пользуется транспортным средством на иных законных основаниях, в том числе на основе правомерно оформленной доверенности на право пользования (распоряжения) данным транспортным средством (доверенное лицо).

Транспортные средства могут быть застрахованы на следующих условиях, включающих различные виды страховых рисков.

1. Страхование от всех видов риска, или «автокомби» - страхование, при котором возмещению страховщиком подлежат убытки страхователя, вызванные утратой или повреждением застрахованного транспортного средства, причинением вреда жизни и здоровью потерпевших или их имуществу при эксплуатации этого транспортного средства, вред, причиненный жизни и здоровью водителя и пассажиров, покрытие ущерба, причиненного багажу и другим предметам, находящимся в салоне автомобиля. Страхование багажа не распространяется на антикварные и уникальные предметы, изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных и поделочных камней, предметы религиозного характера, коллекции, картины, рукописи, денежные знаки, ценные бумаги, документы и фотоснимки, а также на предметы, не принадлежащие страхователю и членам его семьи либо предназначенные для продажи в связи с занятием индивидуальной предпринимательской деятельностью.

2. Страхование гражданской ответственности автовладельца – страхование, которое распространяется на случаи возникновения гражданской ответственности страхователя за повреждение имущества, смерть или физические травмы, нанесенные третьим лицам при использовании транспортного средства.

3. По условиямстрахования «автокаско» страхователю предоставляется страховая защита от любых убытков, которые могут быть причинены в результате повреждения, полной гибели или утраты транспортного средства в целом или отдельных его частей при наступлении определенных в договоре страхования случаев.

Договор страхования обычно заключается на срок от двух месяцев до одного года. Размер страховой суммы не может превышать стоимости принимаемого на страхование транспортного средства с учетом износа.

На российском страховом рынке используются три самостоятельных вида автомобильного страхования, которые могут дополнять друг друга в условиях конкретного договора страхования:

- страхование «автокаско»;

- страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства;

- страхование от несчастных случаев водителей и пассажиров в средстве транспорта или страхование мест в автомобиле.

В автостраховании страховая сумма принятого на страхование транспортного средства может быть определена как действительная (рыночная) цена транспортного средства на дату заключения договора страхования, определяемая как стоимость нового транспортного средства с учетом износа, или устанавливается по соглашению между страховщиком и страховой компанией, но не может быть выше реальной рыночной цены автомобиля. При страховании от несчастного случая и страховании ответственности стороны договора могут установить любую согласованную между ними страховую сумму.

Подходы к оценке страховой суммы при заключении договоров страхования с различными условиями страхового покрытия неодинаковы. В случае, если договор страхования заключается только на случай угона страховая сумма равна рыночной стоимости или стоимости, рассчитанной как разница между стоимостью приобретения и суммой износа за полные годы использования транспортного средства. Ежегодный процент износа для различных видов и типов автотранспортных средств страховщики устанавливают в правилах страхования, как правило, 30% от страховой суммы на первом году использования автомобиля.

Принципы андеррайтингав автостраховании учитывают технические данные и характеристики принимаемого на страхование транспортного средства (стоимость, класс, тип, мощность, объем двигателя, пробег), индивидуальные характеристики пользователя транспортного средства (возраст, пол, водительский стаж, состояние здоровья), цели использования транспортного средства (личное транспортное средство или служебное), применяемые меры охраны (наличие сигнализации, гаража, охраняемой стоянки и др.) и другие факторы риска.

В некоторых странах факторы риска, которые могут применяться страховщиком при определении страхового тарифа, устанавливаются законами или в законодательном порядке при определении условий обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев. Так, например, во Франции факторами риска, которые должны быть приняты страховщиком во внимание, являются: рейтинговая группа транспортного средства (всего 15 групп); геогра-фический регион использования транспортного средства (всего 5 регионов, выделенных с учетом интенсивности дорожного движения); род занятий страхователя (наивысшим риском обладают автовладельцы, использующие транспорт для производственных и коммерческих целей, наименьшим - фермеры на семейных фермах и их работники и учителя), водительский стаж пользователя автотранспортным средством, который коррелируется с показателем возраста и пола страхователя; возраст автотранспортного средства; число пользователей застрахованным автотранспортным средством. Эти принципы андеррайтинга используются не только при страховании гражданской ответственности автовладельца, но и других видов страхования, таких, как страхование от угона, пожара, повреждения и др.

В страховой премии применяется система бонус-малус, влияющая на повышение или понижение рассчитанного на основании базовых показателей страхового тарифа посредством соответствующих коэффициентов. Размер таких коэффициентов учитывает результаты договора страхования, предшествующего заключаемому вновь. В частности, в случае управления автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения в предшествующий годдействия страхования применяется повышающий коэффициент в размере 150% от базового страхового тарифа, при лишения водительских прав на срок больше 6 месяцев - 100%, при аннулировании водительских прав — 200%, при регистрации 3 и более дорожно-транспортных происшествий — 50% и так далее. Такие надбавки к тарифу являются кумулятивными, но не могут составлять в совокупности более 400% от базового страхового тарифа.

Порядок взаимоотношения сторон при наступлении страхового случаяустановлен договором страхования. О наступившем страховом случае страхователь обязан в возможно короткие сроки, которые установлены договором страхования, заявить страховщику. Несвоевременность заявления может являться основанием для отказа в страховой выплате. При получении повреждения автотранспортного средства страхователь обязан до проведения ремонтных работ предоставить транспортное средство для осмотра представителю страховщика с тем, чтобы полученные повреждения были зафиксированы в документах страховой организации.

При страховании от несчастного случая страховым событием считается любая травма водителя или пассажиров в результате ДТП. Подобные происшествия подлежат регистрации в ГИБДД. Кроме того, в соответствии с Уголовным кодексом РФ (ст. 109, 142) это является основанием для возбуждения уголовного дела против виновника.

Возмещение выплачивается в размере причиненного ущерба, но не свыше страховой суммы, обусловленной договором, т.е. по системе первого риска, или в той же пропорции, какую составляет страховая сумма от реальной стоимости транспортного средства.

Перечень документов, подтверждающих наступление страхового случая, которые необходимы для страховой выплаты и должны быть предоставлены страхователем, устанавливается договором страхования и включает обычно:

а) при ДТП с застрахованным автотранспортным средством: справку ГИБДД формы 2;

б) при угоне застрахованного автотранспортного средства: справку из органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела;

в) при пожаре застрахованного автотранспортного средства: справку из отделения пожарной охраны;

г) при ущербе в результате противоправных действий третьих лиц, преступлении и хули-ганстве: справку из органов внутренних дел;

д) при причинении физического ущерба лицам на водительском и пассажирских местах: справки ГИБДД, медицинское заключение о характере травм, при необходимости - справку ВТЭК или свидетельство о смерти с медицинским заключением о причинах смерти;

е) при причинении вреда имущественным интересам третьих лиц состав документов, подтверждающих наступление страхового случая, аналогичен перечисленным выше и зависит от характера причиненных повреждений.

Страховщики предлагают несколько вариантов расчета и форм выплаты страхового возмещения при повреждении застрахованного автотранспортного средства:

- оплата счета за ремонт автомобиля на станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) по направлению страховщика;

- оплата счета за ремонт автомобиля на СТОА по выбору страхователя;

- выплата страхового возмещения на основе калькуляции, составленной с использованием средних по региону, в котором застраховано автотранспортное средство, расценок на ремонт.

При урегулировании убытков, связанных со страхованием от несчастного случая, страховое обеспечение может быть произведено в виде предоставления квалифицированной медицинской помощи пострадавшим или оплаты страховой суммы, рассчитанной в соответствии со специальными таблицами, в определенной доле от страховой суммы, которая соответствует доле утраты трудоспособности, вызванной полученной травмой. Кроме того, условиями страхования может быть предусмотрена страховая выплата за каждый день нетрудоспособности, вызванной травмой.

При расчете суммы страхового возмещения страховщик может, если это предусмотрено правилами или договором страхования, уменьшить его размер при наличии следующих оснований:

- если договором предусмотрена франшиза (условная или безусловная) — сумма, вычитаемая из подлежащего выплате страхового возмещения;

- если договором предусмотрено начисление дополнительного износа автотранспортного средства в период действия договора страхования (при расчете суммы возмещения в случае угона или гибели автомобиля).

Как наиболее массовый вид страхования на страховом рынке страхование автотранспорта является наиболее распространенным объектом для совершения мошеннических действий, направленных на получение страховой выплаты. Преступления, совершаемые в автостраховании, можно разделить на 3 группы:

1) получение страхового возмещения выше страховой суммы, которая не может превышать действительной стоимости автомобиля на момент заключения договора. Мошенники либо меняют год выпуска (указывая, например, 1996 год вместо 1990 года), либо завышают ее класс, что приводит к завышению страховой суммы;

2) незаконное получение страхового возмещения путем фальсификации страхового случая. Мошенники имитируют угон, поджог, ущерб, хищение частей автомобиля;

3) увеличение размера страхового возмещения незаконным путем. В этих целях недобросо-вестные страхователи завышают суммы расходов на ремонт.

На международном уровне в автостраховании задействована система «Зеленая карта», принятая по Рекомендации ООН 1949 г. и Резолюции ООН № 43 1952 г. Резолюция направлена на решение двух основных задач: защиту интересов потерпевших в результате дорожно-тран-спортных происшествий с участием иностранных автотранспортных средств и упрощение режима передвижения автотранспортных средств. Ранее свобода передвижения автотранспортных средств была поставлена в зависимость от приобретения множества договоров страхования гражданской ответственности автовладельцев на условиях, отвечающих требованиям национального законо-дательства страны, по территории которой передвигалось иностранное транспортное средство.

Действие системы основано на слёедующих основных принципах:

- действие системы распространяется только на те страны, в которых страхование гражданской ответственности автовладельцев является обязательным в порядке, установленном национальным законодательством;

- законность системы «Зеленая карта», несмотря на частный характер соглашения, должна быть официально признана в каждом отдельном государстве;

- в каждом государстве, желающем вступить в систему «Зеленая карта», создается Национальное бюро, членами которого становятся все страховщики, занимающиеся обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельцев;

- каждое Национальное бюро является одной из сторон двустороннего международного договора, который определяет конкурентный порядок действия системы «Зеленая карта» и заключается с национальными бюро других стран.

Национальные бюро «Зеленой карты» каждой страны выполняют две основные функции:

- в качестве Бюро по возмещению убытков оно выпускает удостоверения (свидетельства) «Зеленая карта» для выдачи через посредство национальных страховщиков — своих членов — заинтересованным страхователям;

- в качестве Бюро по урегулированию претензий оно регулирует возникающие в данной стране претензии потерпевших граждан и предъявляет иски к иностранным гражданам, виновным в причинении ущерба потерпевшим при использовании принадлежащих им автотранспортных средств и имеющим удостоверения «Зеленая карта».

С учетом норм соглашений само удостоверение «Зеленая карта» становится эквивалентом страхового договора, заключенного согласно закону об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев страны посещения иностранным автотранспортным средством, которое избавляет автовладельца от необходимости заключать дополнительные договоры страхования при каждом пересечении границы любых стран-участниц системы.

Директивы придали законодательный статус сформировавшейся системе «Зеленая карта», предусмотрев обязательность для государств-участников следующих основных положений:

1) запрет на въезд на территорию стран-участниц автотранспортных средств, водители которых не имеют договора страхования гражданской ответственности, распространяющегося на террито-рии стран ЕС и заключенного со страховщиками из стран-участниц «Зеленой карты», и обеспечение пограничного контроля за наличием такого страхования у въезжающих транспортных средств;

2) подтверждением такого страхования является удостоверение «Зеленой карты»;

3) размер ущерба, причиненного потерпевшему, рассчитывается исходя из требований законодательства страны, гражданином которой он является;

4) обязательное информирование обо всех дорожно-транспортных происшествиях и их возможных последствиях национальных бюро в странах, где зарегистрированы иностранные автотранспортные средства, причинившие вред потерпевшему;

5) Национальное бюро страны, гражданином которой является потерпевший, гарантирует выплату страхового возмещения, которое должно быть компенсировано Национальным бюро страны регистрации автотранспортного средства после его фактической выплаты;

6) наличие необходимых гарантийных фондов в каждой стране-участнице, обеспечивающих выплаты потерпевшим в том случае, если причинителем вреда является автовладелец, не заключивший договор страхования гражданской ответственности, или скрывшийся с места дорожно-транспортного происшествия, или если виновник дорожно-транспортного происшествия остался не установленным.

Морское страхование

С развитием торгового мореплавания и торговли грузы чаще стали перевозиться на судах, принадлежащих другим лицам. Это привело к разделению интересов в сохранности судов и грузов, а следовательно, и к выделению в морском страховании:

- страхования судов (КАСКО);

- страхования грузов (КАРГО),

- страхования ответственности судовладельцев.

Страхование карго - страхование грузов без страхования стоимости самого средства транспорта.

Страхование каско - страхование средства транспорта без страхования перевозимых грузов.

Основными источниками морского права в России являются:

· - Гражданский кодекс РФ;

· - Закон РФ «Об организации страхового дела»;

· - «Кодекс торгового мореплавания»;

· - «Правила страхования средств водного транспорта (КАСКО)» и «Правила страхования ответственности судовладельцев перед третьими лицами» какой-либо российской страховой компании;

· - Международные конвенции, принятые Международной морской организацией (ИМО), включающей в себя 153 страны (в том числе Российскую Федерацию) и являющейся специализированным отделением ООН. Основная задача — создание максимально возможных норм безопасности мореплавания.

Страховой интерес в морском страховании заключается в избежании материальных или финансовых потерь, т.е. убытков.

Убытки могут выражаться в следующих формах:

· - утрата имущественного права полностью или частично;

- неполучение ожидаемого имущественного права, которое могло быть приобретено при благополучном исходе морского предприятия;

· - возникновение нежелательной имущественной обязанности.

Объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, — судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование).

Страховые риски в морском страховании общим образом могут быть классифицированы следующим образом.

1. Проявление сил природы.

2. Результаты человеческих действий, которые, в свою очередь, можно разделить на:

· - действие лиц, которым принадлежит или вверено застрахованное имущество (судовладелец, его представители, капитан, экипаж судна);

· - вмешательство посторонних лиц или социальных сил (кража, пиратство, военные действия, забастовки).

Основными страховыми рисками гибели (уничтожения), повреждения или утраты судов или грузов, которые включаются в том или ином составе страховщиками в правила страхования, являются следующие:

· - пожар, взрыв;

· - выброс штормом судна с грузом на берег или его посадка на мель, с повреждением (или без повреждения) корпуса судна и угрозой гибели без освобождения (выброса) части груза;

· - затопление транспортного средства с грузом;

· - столкновение транспортного средства с грузом с другим транспортным средством по вине последнего;

· - случайный, непредвиденный наезд транспортного средства с грузом на неподвижный объект;

· - кража, грабеж груза;

· - противоправные действия третьих лиц, приведшие к повреждению или уничтожению груза;

· - падение груза с транспортного средства, смыв груза с палубы судна;

· угон или пропажа транспортного средства с грузом без вести;

· - случайное повреждение груза при погрузке, разгрузке или падение груза за борт водного судна;

· - непредвиденное, внезапное изменение температурного режима хранения груза при его перевозке или перевалке;

· - залив или подмачивание груза забортной водой;

· - падение летательных аппаратов, их обломков на груз или транспортное средство с грузом;

· - наводнение, ураган, буря, смерч;

· - землетрясение, вулканическое извержение;

· - обвалы, оползни, проседания грунта.

По назначению суда делятся на военные, торговые, пассажирские, грузопассажирские и грузовые, служебные (буксиры, ледоколы, лихтеры, паромы, плавкраны и так далее), промысловые, спортивные.

По районам плавания суда делятся на океанские, морские дальнего и малого плавания, прибрежного плавания, река — море, речные и озерные.

По материалу, из которого построен корпус, суда бывают деревянные, железные, стальные, смешанные или композитные, а также железобетонные, иногда алюминиевые или медные.

По роду движителя судно может быть парусным, колесным и винтовым.

По роду двигателя суда подразделяются на ветровые, паровые (с угольным отоплением, нефтяным и смешанным), тепловые, электрические, атомные.

По направлению совершаемых рейсов торговые суда могут подразделяться на линейные и трамповые.

Торговые суда подразделяются также на пассажирские, грузопассажирские и грузовые.

Грузовые суда в зависимости от характера перевозимых ими грузов делятся на сухогрузные и наливные (танкеры).

Все суда различаются также по объему, вместимости, способности брать на борт определенное количество груза.

Существует два общепризнанных вида измерения судов: весовое и объемное.

Объемная вместимость судна называется регистровой вместимостью. За единицу регистро-вой вместимости принимается регистровая тонна, равная 100 куб. футам, или 2,83 куб. метра. Различают регистровую вместимость полную (брутто) и чистую (нетто).

Грузовая вместимость судна не является постоянной величиной для всех грузов, а зависит от их характера, объема, конфигурации, их соотношения к рельефу грузовых помещений судна. Соответственно этому различается грузовместимость судна для насыпных и для штучных грузов. Грузовместимость для насыпных грузов обычно выше на 8-10%.

Наибольшее количество груза, которое может принять судно без ущерба для безопасного плавания, зависит от предельной осадки судна, которая устанавливается для каждого судна на основании специальных правил. Для определения предельной осадки на борту каждого судна наносится грузовая марка (отметка).

Сторонами договора морского страхования являются страховщик и страхователь.

Страхователь может заключить договор как в свою пользу, так и в пользу другого лица - выгодоприобретателя.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя, в котором должны быть сообщены подробные сведения о судне (тип судна, название, год постройки, класс, валовая вместимость судна). Кроме того, страхователь обязан сообщить и все другие известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска.

Страховщик несет ответственность за убытки, происшедшие только в том районе плавания или только по тому рейсу, которые были обусловлены в договоре страхования.

На страхование по условиям КАСКО принимаются суда с их машинами, оборудованием, такелажем, а также фрахт, расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна.

В морском страховании принято заключать договор на срок 1 год или на рейс (переход судна от места отправления до места назначения, и если необходимо, то и на обратный переход).

При любых условиях страхования судов КАСКО подлежат обязательному возмещению убытки:

а) от полной гибели судна (фактической или конструктивной) вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения, посадки на мель, столкновения с другим судном или каким-либо неподвижным или плавучим объектом, включая лед, или вследствие того, что судно опрокинется или затонет, а также вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке и выгрузке груза или приеме топлива, взрыва на борту судна, взрыва котлов, небрежности или ошибки капитана, механика или других членов команды или лоцмана;

б) от пропажи судна без вести.

Правилами страхования судов предусматривается пять разновидностей условий (оговорок) страхования судов, в основу которых положены оговорки, выработанные Институтом лондонских страховщиков.

1. «С ответственностью за гибель и повреждения». Наиболее широкий объем ответствен-ности страховщика по этим условиям проявляется, во-первых, в том, что по страховым рискам, страховщик возмещает убытки как от полной гибели, так и от повреждения судна; во-вторых, в том, что круг страховых рисков при этих условиях значительно шире, чем при других, и включает в себя, помимо перечисленных выше, также:

· - убытки от повреждения судна вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;

· - убытки, взносы и расходы по общей аварии;

· - убытки, которые страхователь обязан оплатить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;

· - все необходимые и целесообразные расходы по спасению судна, по уменьшению убытка и по устранению его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям страховщика.

2.«Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения».Убытки от повреждения подлежат возмещению, только если их причинами явилось крушение, посадка на мель, пожар или взрыв на борту судна, столкновение судов или судна со всяким неподвижным или плавучим предметом (включая лед), опрокидывание или затопление судна, меры, принятые для спасания или тушения пожара. По этим условиям страхования возмещаются также:

· - убытки от пропажи судна без вести;

· - убытки, взносы или расходы по общей аварии;

· - убытки, которые страхователь обязан оплатить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;

· - все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию судна.

3.«Без ответственности за частную аварию».По этим условиям возмещаются только убытки от повреждения судна,. причиненные тушением пожара или столкновением с другим судном во время спасательных операций, и не возмещаются убытки, вызванные посадкой судна на мель, пожаром или взрывом на борту судна, столкновением судов между собой (не во время спасательных операций) или судна с подвижным или неподвижным предметом (включая лед), опрокидыванием или затоплением судна.

4.«С ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасанию».По этим условиям страхования возмещаются убытки только от полной гибели судна и пропажи судна без вести (что приравнивается к полной гибели судна), а также разумные и необходимые расходы по спасанию судна. Никакие иные убытки не подлежат возмещению.

5.«С ответственностью только за полную гибель судна».По этим условиям возмещаются убытки от полной гибели судна и пропажи его без вести. Не возмещаются даже необходимые и целесообразные расходы по спасанию судна.

Современное морское страхование включает не только страхование судов, ответственности судовладельцев, но и страхование грузов (товаров, перевозимых морскими судами).

Особенности и условия морского страхования, регулирующие взаимоотношения сторон договора страхования, содержатся в Кодексе торгового мореплавания (КТМ), соответствующем международным правовым нормам в этой области.

Грузы страхуются в соответствии с основными типами торговых сделок, разработанных Международной торговой палатой в документе «Инкотермс».

Основными участниками транспортной перевозки являются:

· - отправитель (или грузоотправитель) - физическое или юридическое лицо, отправляющее принадлежащий ему груз из пункта А в пункт Б;

· - получатель — физическое или юридическое лицо, которое имеет право получить этот груз в пункте Б. Это право предоставляет ему отправитель, обозначив получателя в товарно-транспортных документах;

· - перевозчик - физическое или юридическое лицо (чаще всего транспортная организация), владеющее транспортным средством или арендующее его. Перевозчик должен доставить переданный ему отправителем груз из пункта А в пункт Б и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю) или доставить в пункт перевалки на другое транспортное средство;

· - экспедитор - как правило, юридическое лицо, которое обеспечивает координацию и взаимодействие всех сторон, включенных в перевозку, осуществление перевалочных операций в пунктах перевалки и иных услуг, связанных с договором перевозки.

В качестве субъектов страхования грузов выступают страхователь, страховщик, выгодоприобретатель.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 930 ГК РФ груз может быть застрахован в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого груза. При отсутствии такого интереса договор страхования является недействительным.

Предметами страхования грузов всегда являются конкретные материальные ценности (грузы) или иные ценности, предусмотренные правилами страхования того или иного страховщика.

Объектом страхования грузов являются имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с сохранением, восстановлением того или иного предмета страхования грузов при наступлении страхового случая и с потребностью в дополнительном источнике средств для этих целей.

Страхование перевозимых грузов - один из видов страхования имущества, необходимый элемент международных торговых контрактов - имеет существенные особенности, отличающие его от страхования других видов имущества, и требует специальных подходов для учета этой специфики.

Во-первых, при страховании груза страховая сумма может значительно превышать стоимость груза на месте его приобретения (производства), поскольку его цена в пункте доставки значительно выше. Именно эта разница составляет ту часть имущественного интереса покупателя, которая также должна быть защищена страхованием. В обычаях делового оборота принято увеличение страховой суммы над стоимостью товара в месте его приобретения в размере 10%.

Во-вторых, технология и состав страховой защиты должны учитывать технологию процесса доставки груза и то, что в процессе доставки груз исключается, как правило, из-под контроля его собственников (и продавца, и покупателя) и в процессе доставки оказывается под контролем перевозчика, принимающего на себя ответственность за его доставку (причем таких перевозчиков может быть несколько и виды транспорта могут взаимодействовать в процессе доставки).

К третьей особенности относится возможность и зачастую необходимость применения упрощенной технологии страхования грузов вследствие относительного постоянства торговых связей и транспортных потоков. Страховая защита таких грузоперевозок ведется по открытому генеральному полису, позволяющему максимально упростить формальности по страхованию. Применительно к внешнеторговым грузам применяются правила Инкотермс.

В договоре страхования груза стороны могут предусмотреть согласованный размер франшизы (условной или безусловной) в процентах от страховой суммы или в абсолютной денежной величине.

Срок действия договора страхования грузов устанавливается по соглашению страхователя и страховщика. Договор страхования грузов может заключаться на разовую перевозку, на несколько перевозок в течение определенного периода времени, а также генеральный договор (генеральный страховой полис), заключаемый обычно на год по любой схеме перевозки.

При соблюдении общего требования для вступления договора страхования груза в силу — уплаты страховой премии или первого ее взноса (ч. 1 ст. 957 ГК РФ) - страхование (страховая защита) груза может начинаться в зависимости от схемы перевозки, согласованного со страховщиком решения страхователя и стандартных условий поставки товаров с момента:

· - взятия груза для погрузки в транспортное средство со склада изготовителя товара, оптового торговца или с места хранения, нахождения перевозимого имущества юридического, физического лица, но не ранее даты, указанной в страховом полисе, и доставки его в пункт отправления железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом;

· - погрузки в вагон, водное или воздушное судно, на магистральный (внутренний или международный) автотранспорт;

· - прохождения таможни;

· - достижения промежуточного пункта или начала установленной договором страхования груза части транспортного маршрута.

Страхование груза может заканчиваться:

· - посл

Наши рекомендации