Тема 4. Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания

1. Какие элементы включаются в понятие правового положения осужденных?

2. Проведите сравнительный анализ общего правового статуса граждан и специального правового статуса осужденных. Какой из них имеет определяющее значение для понимания правового положения лиц, отбывающих наказания?

3. Из предлагаемых вариантов выберите те, которые относятся к законным интересам осужденных: а) вступление в законный брак; б) условно-досрочное освобождение; в) занятие индивидуальной трудовой деятельностью; г) ежегодный оплачиваемый отпуск; д) выезд за пределы исправительного учреждения.

4. Приведите примеры отраслей права, где также регулируются некоторые ограничения правового статуса осужденных.

5. Средства обеспечения правового положения осужденных.

6. Укажите конкретные нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие уголовно-исполнительные отношения и раскрывающие правовой статус осужденных.

7. Возможно ли предоставление свиданий подозреваемым и обвиняемым в период их нахождения под стражей?

Тема 5. Правовое регулирование основных средств исправления осужденных

1. Место режима в системе средств воздействия на осужденных к лишению свободы.

2. Основные элементы, требования режима в местах лишения свободы и средства его обеспечения.

3. Изучив рекомендованную литературу, выделите и раскройте основные функции режима в исправительных учреждениях, а также определите место режима в системе средств воздействия на осужденных к лишению свободы. Ответ обоснуйте ссылками на нормативные акты.

4. Особенности режима в исправительных учреждениях различных видов.

5. Труд как средство исправительного воздействия на осужденных. Формы и порядок привлечения осужденных к труду в местах лишения свободы. Правовое регулирование труда осужденных.

6. Правовое регулирование воспитательного воздействия и иных средств ресоциализации осужденных. Основные направления, задачи, организация, формы и методы воспитательной работы с осужденными.

7. Дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность лиц, отбывающих наказание. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным.

Тема 7. Исполнение наказаний, связанных с изоляцией от общества

1. Место режима в системе средств воздействия на осужденных к лишению свободы.

2. Основные элементы, требования режима в местах лишения свободы и средства его обеспечения.

3. Изучив рекомендованную литературу, выделите и раскройте основные функции режима в исправительных учреждениях, а также определите место режима в системе средств воздействия на осужденных к лишению свободы. Ответ обоснуйте ссылками на нормативные акты.

4. Особенности режима в исправительных учреждениях различных видов.

5. Труд как средство исправительного воздействия на осужденных. Формы и порядок привлечения осужденных к труду в местах лишения свободы. Правовое регулирование труда осужденных.

6. Правовое регулирование воспитательного воздействия и иных средств ресоциализации осужденных. Основные направления, задачи, организация, формы и методы воспитательной работы с осужденными.

7. Дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность лиц, отбывающих наказание. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным.

Тема 8. Основания и порядок освобождения осужденных от отбывания наказания

1. Обязанности администрации мест отбывания наказания при освобождении от наказания осужденных.

2. Порядок предоставления к досрочному и условно-досрочному освобождению от отбывания наказания.

3. Помощь лицам, освобожденным от отбывания наказания. В чем конкретно может заключаться помощь лицам, освобождаемым из мест лишения свободы?

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов

Общие положения

Самостоятельная работа – метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, умений, навыков и при подготовке к занятиям.

Эффективность изучения любой дисциплины определяется тем, как организована самостоятельная работа. В процессе самостоятельной работы студент должен активно воспринимать, осмысливать и углублять полученную информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Главным требованием к самостоятельной работе является активизация познавательной деятельности обучающихся (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение) при изучении учебных дисциплин и организация их учебной деятельности. Многолетний опыт работы показывает, что не все обучающиеся правильно организуют свои занятия, что очень часто ведет к непроизводительной трате времени, слабому усвоению учебного материала и, в конечном итоге, к снижению уровня подготовки будущего специалиста-юриста.

Приступая к подготовке выступления, доклада, реферата, контрольной или курсовой работы, выпускной квалификационной (дипломной) работы, обучающему необходимо осуществить подбор литературы по интересующей теме. Подбор литературы возможен при помощи как бумажных, так и электронных источников.

Процесс усвоения знаний начинается с их восприятия (чтение, слушание, непосредственное наблюдение фактов). Для достижения высокого уровня восприятия необходимо использовать приемы, обеспечивающие достижение активного восприятия: подготовка к восприятию и понимание, приемы чтения, записи по ходу чтения и слушания.

Рекомендуется до начала чтения или слушания, исходя из названия книги, статьи, темы лекции, попробовать определить возможное содержание текста, структуру изложения, степень его новизны. Подготовленное восприятие значительно эффективнее восприятия неподготовленного. Восприятие учебного материала неотделимо от его понимания.

В условиях учебной деятельности необходимо добиваться такого уровня, который может служить базой для правильной ориентации в реальных ситуациях, встречающихся в жизни и требующих от нас определенных оценок, выводов, решений, действий, то есть правильного использования знаний на практике.

Эффективность обучения, развитие памяти и творческого мышления, профессиональный уровень специалиста, общая культура во многом определяются умением работать с первоисточником. Особый интерес представляет изучение позиций (точек зрения) разных авторов по одному и тому же вопросу. В процессе такой работыобучающийся сопоставляет различные точки зрения, проявляет самостоятельность в выборе и оценки тех или иных положений и суждений, совершенствует свое умение находить убедительные и научно-обоснованные аргументы, логически мыслить.

Навык работы с литературой позволяет эффективно использовать время и систематически способствует накоплению знаний.

В практике работы с литературой имеют место рациональные приемы, способствующие качественному получению знаний:

-чтение: предварительное знакомство с материалом, полное (сплошное) чтение, анализ текста;

-запись прочитанного: планы, рабочие записи, выписки, тезисы, конспекты.

После получения общего представления о книге необходимо приступить к полному или сплошному чтению с анализом текста. На этом этапе внимательно читают текст, делают краткие записи и пометки с указанием страниц. В целях глубокого, осмысленного понимания текста при чтении необходимо руководствоваться следующими правилами:

-сосредоточиться на том, что читаешь;

-выделить сущность прочитанного;

-мыслить ясно и отчетливо, не спешить, если нет понимания текста;

-действовать последовательно, чтобы понять логику изложения.

Анализ текста состоит в уяснении его содержания по законченным в смысловом отношении частям, при этом важно понимать – что хотел сказать автор, какие основные положения (доказательства, выводы, рекомендации) предложены им.

Если в результате не удалось полно и глубоко разобраться в содержании прочитанного материала, то следует перечитать весь текст или отдельные его места – повторное выборочное чтение позволяет лучше осмыслить материал, найти ответы на возникшие вопросы, выяснить непонятное.

Глубина понимания прочитанного, способность устанавливать связь между сведениями, полученными из литературы, и ранее накопленными знаниями, возрастают по мере того, как обучающийся овладевает изучаемой дисциплиной: знания в результате познавательной деятельности претерпевают изменения – их становится больше и они постепенно по мере накопления принимают более высокий качественный уровень.

Подготовка к выступлению на семинарском занятии, защите курсовой работы, ответе на экзамене (зачете), докладу на научной конференции имеет общую специфику, которая определяется умением в устной форме изложить суть вопроса. Это наиболее сложная форма применения знаний в процессе обучения. Соблюдение принципов публичного выступления – научности, правдивости, реалистичности, доходчивости – лежит в основе искусства убеждать.

Как правило, выступления в рамках учебного процесса оцениваются по следующим основным признакам:

-актуальность содержания, высокий уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к обсуждаемым вопросам;

-информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

-адресная направленность, доходчивость выступления;

-структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность речи;

-убедительность, действенность аргументации, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов выступающего.

Любое выступление требует предварительной подготовки, которая включает в себя выбор темы, определение цели сообщения, подбор теоретического и фактического материала, определение стиля выступления, оформление работы в виде плана, тезисов или развернутого текста в виде доклада или реферата, составление библиографии.

Для выступающего особое значение имеют такие факторы, как владение материалом, самим собой и аудиторией. Сильное впечатление на слушателей производит свободное владение материалом: докладчик говорит «без бумажки» или цитирует отдельные моменты; оперирует фактами, уверенно разъясняет их; раскрывает перспективы решения проблем и т.д. Выразительность речи достигается подбором слов и синтаксических конструкций, активным использованием техники устной речи (изменение темпа, тона, логические ударения, паузы и интонации). Логичность и аргументированность выступления подчеркивают такие словосочетания, как «следовательно», «итак», «таким образом» и т.д. Психологическая настройка публичного выступления довольно широко освещена как в общей так и специальной литературе.

В процессе выступления присутствующие могут бросить реплику, но не на всякую реплику следует отвечать, в редких случаях можно использовать ее для раскрытия вопроса и установления контакта с аудиторией. Как правило, после выступления присутствующие задают вопросы. В таком случае необходимо следовать следующим рекомендациям: во-первых, отвечать на вопросы, если знаешь на них ответы и, во-вторых, если вопрос сложен для ответа, то необходимо отметить это обстоятельство, пообещав дать ответ в следующий раз, или порекомендовать соответствующую литературу.

В выступлениях студентов наиболее часто встречаются следующие ошибки:

-неумение правильно распределять материал по времени;

-потеря основной сути вопроса или логики рассуждения, затруднения с подведением итогов;

-повторы в изложении материала;

-использование слов «паразитов»;

-монотонное выступление.

Наши рекомендации