Охарактеризуйте организационные педагогические принципы?
Они отражают зависимость подготовки от организационного порядка в ней и предполагают обеспечение качественного функционирования ее педагогической системы.
Принцип педагогической эффективности профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка проводится не ради формального соблюдения чьих-то предписаний. Она нужна для дела, для повышения профессионализма личного состава, для повышения успешности правоохранительной деятельности. Она дорого стоит: сотрудники на время отрываются от текущих служебных дел, нередко важных, срочных, даже «горящих». Поэтому, если уж ее проводить, тратить время, средства и силы, то надо проводить так, чтобы была отдача. Для достижения эффективности необходимо соблюдать следующие правила.
Правило целеустремленности требует подчинения всей организации подготовки достижению ее целей и решению задач, того, что задумано. Надо четко определять перечень профессиональных знаний, навыков и умений, привычек и качеств (в их единстве, определяемом триединой задачей подготовки), которые намечаются как результат всей подготовки, ее отдельного вида (раздела) или занятия.
Правило деловитости обязывает организовывать подготовку не ради «галочки» и отчета, а для того, чтобы обучающиеся приобрели и именно то, что предусмотрено целью и задачами. Если система образования, особенно высшего и среднего профессионального, построена с широкими образовательными задачами, то профессиональная подготовка прагматична и ее практический результат должен быть основным и выраженным.
В 1982—1983 гг. в Учебном центре ГУВД Москвы были проведены педагогические эксперименты по тренингу профессиональной наблюдательности и памяти в трех учебных группах. В вечернее время все слушатели по традиции привлекались к несению патрульно-постовой службы. Оказалось, что слушатели экспериментальных групп (без всяких дополнительных указаний, напоминаний и помощи) по показателям обнаружения правонарушений, подделок документов, лиц и предметов, объявленных в розыск, на 80% превосходили слушателей, не прошедших тренинга, и были такими же, как у практиков, прослуживших 8—10 лет. Это послужило убедительным показателем их практичности, и тренинги стали постоянной составляющей учебного процесса Учебного центра, а затем привели к введению профессионально-психологической подготовки в качестве раздела программ во всех учебных центрах МВД.
Главные критерии эффективности всей подготовки и каждого занятия —. не внешние (сколько наглядных пособий показано, сколько примеров из практики приведено, есть конспект или нет и пр.), главное — что приобрели обучающиеся сотрудники. Если отдачи от подготовки нет, организация ее должна быть пересмотрена.
Принцип плановости и дисциплины подготовки определяет необходимость четкой продуманности, определенности, ясности и обязательности в построении подготовки с соблюдением ряда правил. Правило планирования рекомендует строить подготовку' и проведение занятий на основе планов и их выполнении. Главные планы — годовые. Текущее планирование предполагает коррекцию, использование резерва времени, а также разработку планов предстоящих занятий.
Правило высокого уровня организации занятий подчеркивает приоритетный характер отношения к подготовке как к важнейшему средству повышения результатов правоохранительной деятельности. Каждое занятие должно быть хорошо подготовлено, обеспечено, начинаться точно в назначенное время и в указанном месте, пройти организованно. Недопустимо по каким-либо поводам (а таких поводов в текущей жизни правоохранительного органа всегда можно найти множество) отменять или переносить запланированные занятия (за исключением чрезвычайных случаев). Освобождая от занятий, руководитель органа демонстрирует этим, желая того или нет, свое пренебрежение к занятиям и повышению профессионализма подчиненных. Ему следует проявлять повышенную устойчивость к сбивающим факторам, добиваясь точного выполнения планов всеми.
Правило максимальной посещаемости. Там, где профессиональная подготовка не дает ожидаемого результата и обнаруживается низкий профессиональный уровень сотрудников, часто оказывается, что посещаемость занятий не более 50% и ниже. Руководитель, постоянно освобождающий подчиненных от занятий, сводит его результаты к минимальным. Наблюдающие такую практику сотрудники сами начинают думать о том, как уклониться от занятий, а не как повысить свой профессионализм. Попавшие же на занятие при этом ощущают себя подневольными неудачниками и равнодушны к усилиям преподавателя научить их чему-то. Если по объективным причинам предвидится низкая посещаемость занятия, то лучше его провести в дополнительное время, не нарушая общего плана и не сдвигая очередное занятие. В каждом правоохранительном органе обязательно создание системы дополнительных занятий с отсутствующими на плановых в конце рабочего дня или в резервные дни, а также индивидуальных заданий для отсутствовавших на самостоятельную проработку с обязательной последующей проверкой результатов на следующем занятии.
Принцип комплексирования и дифференциации подготовки учитывает комплексный характер профессионализма в правоохранительной деятельности и необходимость организованного формирования каждого из его видов, сторон, субъектов. Для этого необходимо соблюдение следующих правил.