Перечислите и дайте характеристику основных организационных форм обучения.

Организационная форма обучения – это взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом.

К числу организационных форм, используемых в средней школе любого типа, относят урок, экскурсию, семинар, практическое занятие в классе и мастерской, производственную практику, факультативы, домашние задания, экзамены и зачеты, консультации и т.д..В рамках различных форм используется коллективная, фронтальная, групповая и индивидуальная.

Организационная форма обучения различаются между собой:

1. по месту учебы (школьные и внешкольные, в лекционной аудитории, в лаборатории и т.д.);

2. по продолжительности учебных занятий ( занятие может длиться 45 или 30 минут, быть сдвоенным)

3. по количеству учащихся (класс на уроке, языковая группа работе в классе). Состав учащихся может быть постоянным и изменчивым (при групповой работе в классе).

4. по характеру внешнего проявления функций учителя и учащихся в соответствии с определенным распорядком (фронтальная, групповая и индивидуальная ).

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всеми од­новременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения их в обсуж­дение рассматриваемых вопросов и т.д.

Перечислите и дайте характеристику основных организационных форм обучения. - student2.ru Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объ­яснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание может быть разбито на ряд относительно простых заданий, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Учителю это дает возможность соотносить сложность заданий с реальными возможностями каждого ученика.

Фронтальная форма учебной работы, как отмечают уче­ные-педагоги Чередов И.М., Зотов Ю.Б. и другие, имеет ряд недостатков. Она по своей природе нацелена на абстрактно­го ученика, в силу чего в практике работы школы весьма час­то проявляются тенденции к нивелированию учащихся, по­буждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленнос­ти, уровня знаний, умений и навыков не готовы. Слабые уче­ники работают медленно, хуже усваивают материал, им тре­буется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем сильным ученикам. Они нуждаются не в увеличении количе­ства заданий, а в усложнении их содержания; им нужны зада­ния поискового, творческого характера, работа над которыми способствует развитию способностей учащихся и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учеников необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной деятельности на уроке и другие формы учебной работы

Индивидуальная форма организации работы учащихся. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получа­ет для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебны­ми возможностями. В качестве таких заданий может быть ра­бота с учебником, другой учебной и научной литературой, раз­нообразными источниками (справочниками, словарями, энциклопедиями, хрестоматиями и т.д.); решение задач, примеров; написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Ши­роко используется индивидуальная работа в программи­рованном обучении.

В педагогической литературе выделяют два вида ин­дивидуальных форм организации выполнения заданий: инди­видуальную и индивидуализированную. Первая характе­ризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с дру­гими школьниками, но в едином для всех темпе; вторая пред­полагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специальных заданий. Именно она позволяет ре­гулировать темп продвижения в учении каждого ученика со­образно его подготовке и возможностям.

Таким образом, один из наиболее эффективных путей ре­ализации индивидуальной формы организации учебной де­ятельности — дифференцированные индивидуальные зада­ния,

Наши рекомендации