Гражданское общество как основа

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОСНОВА

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Кафедра теории права, государства и судебной власти

Студента 4 курса

очной формы обучения

Панфёрова Алексея

Научный руководитель

к.ю.н, доцент кафедры

Рубаник Светлана Александровна

Допущен к защите

____ ____________200___г.

Зав. кафедрой

Ершов В.В., д.ю.н., профессор

__________

Москва 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.. 5

§1. Понятие, признаки и принципы гражданского общества. 5

§2. Структура и институты гражданского общества. 10

Глава 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТа.. 15

§1. Понятие и признаки и правового государства. 15

§2. Основные принципы правового государства. 16

Глава 3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОСНОВА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА в Российской Федерации 21

§1. Эволюция гражданского общества в России. 21

§2. Проблемы формирования правового государства в РФ.. 29

§3. Взаимодействие личности, государства и гражданского общества. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 40

ВВЕДЕНИЕ

Проблема соотношения гражданского общества и государства, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которые волновали человечество на протяжении многих веков. Тема взаимодействия, а временами и противостояния общества и государства появилась с возникновением самого государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, так как именно «сбои» в системе «власть – общество» явились причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Эта проблема особенно актуальна сейчас, а события, происходящие в Москве с декабря 2011 года (митинги на Болотной площади, проспекте Сахарова и Поклонной горе, шествия, активное существование интернет-форумов и групп) показали, что процесс формирования гражданского общества в современной России активизирован и требует серьезного осмысления. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены возможности вести диалог с властью, а система обратной связи практически отсутствовала, люди не получали реального отклика от представителей власти, даже если имели возможность высказать свои предложения.

Автор считает, что в настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на базовых демократических принципах (свободы слова и собраний, принципе обратной связи «власть – общество»), а также происходит важнейший процесс становления новых принципов общения государства с обществом, в котором государству отводится новая роль – государства, признающего приоритет прав человека.

Гражданское общество – это спутник правового государства, то есть правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество – общество свободных людей, осознающих свою ответственность за будущее страны.

Актуальность темы становления гражданского общества для нашей страны ни у кого не вызывает сомнений, но можно заметить, что в современной юриспруденции нет единого мнения по этому вопросу. Несмотря на общеупотребимый характер самого понятия «гражданское общество», в политической науке до сих пор существует достаточно большое число разнообразных определений его конкретного содержания. В многочисленных источниках гражданское общество и правовое государство рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена.

В статье «Три облика государства – три стратегии гражданского общества» А.И. Соловьев пишет: «Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов»[1].

Целью данной работы является исследование взаимодействия гражданского общества и правового государства.

В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:

1) исследовать понятие, признаки, принципы и структуру гражданского общества;

2) проанализировать понятие, признаки и принципы правового государства;

3) рассмотреть процесс становления гражданского общества и проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.

Глава 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Гражданское общество можно также рассматривать как общество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его индивидами, и эти связи не опосредованы государством.

В настоящее время понятие «гражданское общество» содержательно обогатилось и является многозначным. В первом значении под гражданским обществом понимается совокупность межличностных отношений и социальных институтов (семья, образование, экономика, культура, религия и т.п.), развивающихся без вмешательства государства. Гражданское общество создает условия для удовлетворения индивидами и социальными группами своих потребностей и интересов.

К основным принципам жизнедеятельности гражданского общества можно отнести следующие:

- равенство прав и свобод всех людей;

- гарантированная юридическая защита прав и свобод человека;

- экономическая независимость индивидов;

- гарантированная законом возможность граждан создавать независимые общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

- свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

- обеспечение необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан;

- свобода создания и деятельности средств массовой информации;

- существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса) и обеспечивающего безопасность гражданского общества.

Гражданское общество основано на равном для всех законе, охраняющем общую свободу (возможность делать все, что не вредит другому) и право на собственность. Разумеется, правовое равенство – это не фактическое равенство, а равенство возможностей – неодинаковость людей и их социальных статусов. Более того – в начальный период существования гражданского общества формальное равенство людей нередко выглядело (и по существу было) ложью и фальшью для большинства неимущих, не способных достаточно быстро приспособиться к новым условиям экономической жизни. Вместе с тем ликвидация сословных привилегий и законодательное закрепление равных для всех правовых возможностей создавало совершенно новые условия развитию социальных отношений. Если начало реальному бытию гражданского общества положило принятие и утверждение билля о правах (Англия, США) или декларации прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество – это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации.

В процессе становления гражданского общества и современного государства основным источником права нового времени становилось законодательство, основанное на принципах индивидуализма, отражающего раскрепощение личности, ее освобождение от сословных, корпоративных и иных феодальных уз. В центре правовой системы нового времени был поставлен именно человек, личность, а не сословно-корпоративные образования. В связи с этим и права человека стали рассматриваться как естественные и неотчуждаемые. С развитием представительного государства они подкреплялись все более обширной совокупностью прав граждан.

Гражданскому обществу соответствует правовое государство. В отличие от полицейского государства (получившего название "административно-командная система") правовое государство законодательно (обычно на конституционном уровне) закрепляет права и свободы человека и гражданина, обязуясь, эти права и свободы не только не нарушать, но и обеспечить их системой гарантий. Эти права и свободы понимаются не как "дозволения" члену гражданского общества что-то делать, а как его возможность делать все, что не запрещено законом (свобода), и обеспеченные системой юридических гарантий возможности осуществлять свои интересы (права).

Отделение общества от государства и подчинение государства закону обусловливает деление права гражданского общества на частное и публичное. Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток на способы правового регулирования частных и публичных отношений. Государственные органы и должности создаются правом, существуют и должны действовать строго на основе права. Жизнь и деятельность членов гражданского общества не предопределены и не обусловлены правом. Создание и деятельность их объединений может регулироваться законом, но создаются и существуют эти объединения только по доброй воле их участников.

Граждане имеют правоспособность, дающую им самые широкие возможности совершать любые сделки, кроме запрещенных, в разных сферах общественной и частной жизни. В отличие от граждан государственные органы и должностные лица наделены компетенцией, определяющей довольно узкие параметры их деятельности, предопределенные их целью, предметом ведения.

Права граждан – это гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом, которые они реализуют или не реализуют по своему усмотрению и желанию. Использование права не является обязанностью гражданина.

Должностные лица и государственные органы наделены правомочиями (правообязанностями), которыми они обязаны пользоваться при осуществлении своих функций для достижения поставленной перед ними цели, решения задачи.

Отношения между гражданами, их объединениями, союзами строятся на началах равенства, свободы, координации. Их связи и отношения основываются на соглашениях, договорах. Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинен вышестоящему начальству (органу, учреждению). В отношениях между частными лицами или объединениями, регулируемых частным правом, закон устанавливает правила лишь на будущее время; он не имеет обратной силы. В публичном праве закон может иметь обратную силу, если государство в чем-то улучшает правовое положение лиц; он обязательно должен иметь обратную силу, если этим законом смягчается наказание (или взыскание) за какое-либо правонарушение, либо устраняется противоправность этого деяния.[2]

Как утверждает Т.Н. Радько: «Гражданское общество есть совокупность час­тных отношений между лицами, управляемых граждан­ским или частным правом. Кроме отдельных лиц, сюда входят и образуемые ими частные союзы. С этой точки зрения семейство входит в состав гражданского обще­ства, хотя оно имеет, как мы видели, свои собственные, специально ему свойственные начала».[3]

Существенными признаками гражданского общества является то, что оно может контролировать государство и противостоять ему. В истории человечества гражданское общество не однажды побеждало государство (Великобритания, США). Или помогало государству, когда оно испытывало трудности. На Востоке, напротив, гражданское общество находилось в аморфном состоянии, а государство было всем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Признаками гражданского общества являются:

- высокое самосознание людей;

- широкие связи между членами общества;

- наличие государственной власти – подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители – всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

- децентрализация власти;

- передача части власти органам самоуправления;

- согласование позиций вместо конфликтов;

- развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

- член гражданского общества – это человек, ориентированный на созидание, духовность.

В экономическом плане сказанное означает, что практически в современном обществе каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда.

В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, он вправе участвовать, или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода в демократическом государстве считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

Гражданское общество – это открытое социальное образование. В нем обеспечиваются: свобода слова (включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации), право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Гражданское общество привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

Гражданское общество – сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОСНОВА

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Кафедра теории права, государства и судебной власти

Студента 4 курса

очной формы обучения

Панфёрова Алексея

Научный руководитель

к.ю.н, доцент кафедры

Рубаник Светлана Александровна

Допущен к защите

____ ____________200___г.

Зав. кафедрой

Ершов В.В., д.ю.н., профессор

__________

Москва 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.. 5

§1. Понятие, признаки и принципы гражданского общества. 5

§2. Структура и институты гражданского общества. 10

Глава 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТа.. 15

§1. Понятие и признаки и правового государства. 15

§2. Основные принципы правового государства. 16

Глава 3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОСНОВА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА в Российской Федерации 21

§1. Эволюция гражданского общества в России. 21

§2. Проблемы формирования правового государства в РФ.. 29

§3. Взаимодействие личности, государства и гражданского общества. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 40

ВВЕДЕНИЕ

Проблема соотношения гражданского общества и государства, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которые волновали человечество на протяжении многих веков. Тема взаимодействия, а временами и противостояния общества и государства появилась с возникновением самого государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, так как именно «сбои» в системе «власть – общество» явились причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Эта проблема особенно актуальна сейчас, а события, происходящие в Москве с декабря 2011 года (митинги на Болотной площади, проспекте Сахарова и Поклонной горе, шествия, активное существование интернет-форумов и групп) показали, что процесс формирования гражданского общества в современной России активизирован и требует серьезного осмысления. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены возможности вести диалог с властью, а система обратной связи практически отсутствовала, люди не получали реального отклика от представителей власти, даже если имели возможность высказать свои предложения.

Автор считает, что в настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на базовых демократических принципах (свободы слова и собраний, принципе обратной связи «власть – общество»), а также происходит важнейший процесс становления новых принципов общения государства с обществом, в котором государству отводится новая роль – государства, признающего приоритет прав человека.

Гражданское общество – это спутник правового государства, то есть правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество – общество свободных людей, осознающих свою ответственность за будущее страны.

Актуальность темы становления гражданского общества для нашей страны ни у кого не вызывает сомнений, но можно заметить, что в современной юриспруденции нет единого мнения по этому вопросу. Несмотря на общеупотребимый характер самого понятия «гражданское общество», в политической науке до сих пор существует достаточно большое число разнообразных определений его конкретного содержания. В многочисленных источниках гражданское общество и правовое государство рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена.

В статье «Три облика государства – три стратегии гражданского общества» А.И. Соловьев пишет: «Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов»[1].

Целью данной работы является исследование взаимодействия гражданского общества и правового государства.

В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:

1) исследовать понятие, признаки, принципы и структуру гражданского общества;

2) проанализировать понятие, признаки и принципы правового государства;

3) рассмотреть процесс становления гражданского общества и проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.

Глава 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Наши рекомендации