Информационное обеспечение управления земельными ресурсами
Процесс управления земельными ресурсами неразрывно связан с процессом эффективного их использования как основного национального богатства. Повышение значимости этой проблемы вызвано тем, что состояние земель постоянно ухудшается: земля деградирует, плодородие почвы снижается, негативные процессы усиливаются, идет недопустимое загрязнение природной среды и нарастает экологический кризис, истощаются природные ресурсы.
Все это требует коренного изменения отношения к земле, принятия решительных мер, прекращающих негативные процессы. Настоятельной потребностью стали разработка законодательной, нормативной и информационной базы, научного обеспечения правового, экономического и организационного механизмов регулирования земельных отношений, учет традиций, национальных особенностей и государственных интересов в вопросах использования земли.
Для эффективного управления земельными ресурсами и принятия решений в области регулирования земельных отношений управляющие органы и все субъекты земельных отношений должны быть обеспечены достоверной и оперативной информацией о состоянии земельного фонда и динамике его развития, что позволит прогнозировать его развитие и принимать решения, обеспечивающие рациональное использование земель.
Информация в системе управления земельными ресурсами – это совокупность данных, создаваемых и хранящихся в специализированных информационных системах, предназначенная для решения задач управления земельными ресурсами конкретного административно-территориального уровня.
Главное требование системы управления земельными ресурсами к информации – точное потребительское назначение информации, своевременность ее представления, оптимальность степени генерализации. По управляющему воздействию информации – точное потребительское назначение информации, своевременность ее представления, оптимальность степени генерализации.
Управление земельными ресурсами представляет собой совокупность функций системы управления, направленной на рациональное использование земельных ресурсов. Объемом такого управления является весь земельных фонд Российской Федерации. Предметом управления данной системы является процессы организации управления земель. Основными аспектами в сфере управления земельными ресурсами являются:
1. Политический–обеспечивает выполнение социально-политических, экономических и экологических задач по рациональному использованию земли;
2. Административно-управленческий – формирует системы государственных и муниципальных органов в сфере управления земельными ресурсами;
3. Правовой – обеспечивает рациональное использование и охрану земель на основании законодательства;
4. Научный – связан с разработкой научно обоснованных рекомендаций в области управления земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического прогресса;
5. Экономический – определяет условия эффективного использования земель;
6. Внедренческий – обеспечивает разработку и осуществление экономических, социальных рычагов, стимулов по рациональному использованию земель.
Под информационным обеспечением управления земельными ресурсами понимают систему сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях. В состав информационного обеспечения входят:
1. Нормативные и справочные данные, составляющие информационный базис системы;
2. Текущие сведения, поступающие извне системы, требующие ответной реакции системы или влияющие на алгоритм выработки решений;
3. Накапливаемые оперативные учетные и архивные сведения, необходимые для планирования и развития системы.
Необходимость информационного обеспечения в области управления земельными ресурсами обуславливается следующими причинами:
1. Наличием растущих объемов информации, которую необходимо обработать в кратчайшие сроки;
2. Необходимостью тщательной проверки поступающей информации (как для принятия самого решения, так и для рассматриваемых альтернатив);
3. Разнородностью и противоречивостью поступающей информации.
Важнейшие условия организации информационного обеспечения следующие:
1. Агрегация и фильтрация информации;
2. Зависимость степени агрегации от уровня принятых решений;
3. Централизованное управление информационными ресурсами, синхронное поддерживание данных для всех видов и способов использования;
4. Отсутствие необходимости контролировать избыточность данных вследствие их интеграции;
5. Однократный ввод и многократное использование данных благодаря устранению дублирования;
6. Унификация средств организации данных и независимость от их прикладных программ;
7. Обеспечение максимальной полноты сведений для управляющих структур.
Выполнение этих условий предусматривает комплексное использование массивов информации при решении разнообразных задач в системах организационного управления.
Современное информационное обеспечение систем управления земельными ресурсами обязательно включает в себя отдельные, самостоятельно функционирующие подсистемы, что обусловлено рядом факторов:
1. Поскольку процесс формирования систем управления земельными ресурсами длителен, то при современной быстроизменяющейся экономико-информационной среде объекта управления внедряемая длительное время система не будет обладать высокой степенью информационной адекватности анализируемой территории;
2. В любой территориальной системе управления земельными ресурсами существуют массивы, использование информации которых обеспечивает значительно больший экономический эффект, чем от других массивов.
Неотъемлемой частью современных информационных технологий является создание подсистем, ориентированных на сложный анализ данных и являющихся модулями поддержки принятия управленческих решений.
Последовательность информационного обеспечения процесса формирования системы управления земельными ресурсами показана на рисунке 1.1.
В условиях в современных технологий условия сбора, обработки и хранения информации информационный ресурс – это специально организованный набор баз данных, которые адекватно отображают совокупность предметных областей всех пользователей системы.
Рисунок 1.1 – Последовательность информационного обеспечения процесса формирования системы управления земельными ресурсами
С повышением уровня управления меняется и его направленность. На низших уровнях управления решаемые задачи имеют тактический характер. Это объясняется тем, что, с одной стороны, управляющий орган расположен в непосредственной близости от управляемого объекта и может получать детальную информацию о любых отклонениях от плана и быстро принимать соответствующие решения. С другой стороны, имеющиеся ресурсы не позволяют решать долгосрочные задачи. Высшие органы управления в основном решают стратегические задачи, связанные с перспективным планированием, перераспределением ресурсов, но не могут решать тактических задач в таком же объеме, как на низших уровнях. Такая особенность систем управления земельными ресурсами не всегда отражается в информационных системах. Потоки информации, идущие от низших уровней управления к высшим, представляют собой практически одни и те же сведения, которые лишь суммируются, обобщаются по мере продвижения к верхним уровням управления. Именно с этим связано то обстоятельство, что чем выше уровень управления, тем больше дублирование сведений, меньше коэффициент их использования. Проблема информационного обеспечения органов федеральной и региональной власти, местного самоуправления, а также всех субъектов земельных отношений может быть решена на основе единой информационной политики и создании единого информационного пространства, которое позволит сформировать цивилизованный рынок информационных ресурсов, содержащих сведения о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Создание комплексной территориальной информационной системы – одна из важных задач в области государственного и муниципального управления территорией. Она включает формирование и взаимосогласованное ведение различных ведомственных кадастров, реестров, регистров, обеспечивающих органы государственной власти и муниципального управления достоверной и комплексной информацией об объектах среды жизнедеятельности человеческого общества.
Базовым элементов создания единого информационного пространства должны стать земельные участки, к которым привязаны здания и сооружения, расположенные на соответствующей территории. Такой подход облегчает создание титульной системы регистрации прав, которая включает экспертизу юридической чистоты титула и присвоение объекту уникального кадастрового номера. При этом государство гарантирует права на недвижимость, а объекты недвижимости становятся товаром только после государственной регистрации. Для формирования и функционирования земельного рынка требуется четкая идентификация прав собственности и границ земельных участков. Для проведения экономической оценки земель требуются идентификация участка, информация о его границах, площадях и наложенных ограничениях, экологических и пространственных условиях.
Таким образом, применяемое в настоящее время информационное обеспечение управления земельными ресурсами лишь частично удовлетворяет предъявляемым требованиям. Имеющиеся информационные системы функционируют только в крупных административных центрах и специализируются на ведении городского кадастра. Это обусловлено в первую очередь разными категориями земель и финансовыми возможностями их пользователей. Вместе с тем, земли городов являются пространственным базисом, на котором размещаются здания и сооружения, наземные и подземные коммуникации, дороги и площади, зеленые насаждения. Земельный налог, взимаемый с одного гектара городских земель, на порядок выше налога за использование сельскохозяйственных угодий. Несоизмерима и стоимость выполняемых землеустроительных работ. Для районных комитетов области, ведущих в основном учет сельскохозяйственных земель и земель некрупных населенных центров, приобретать и поддерживать такие системы достаточно сложно.
3.2. Управление земельными ресурсами муниципального образования РФ на основе информационных технологий
Информационное обеспечение управления земельными ресурсами играет основную роль государственной информационной политике, так как представляет собой систему сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованиюземельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях. Земельный фонд страны является важнейшей составной частью национального богатства и окружающей среды. В то же время указанная документация может быть получена результате осуществления действий по ведению. В информационном обеспечении земельного кадастра решении данных задач основную роль занимает автоматизация и оптимизация процессов, а также создание полноценной базы данных земельного кадастра. Они формируются на основании данных межевании земельных участков, сведений, представленных первично оформленных земельных участков, результатов проведения топограф геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геологических и иных обследований и изысканий. Эта информация различается как по содержанию картографическая, кадастровая, правовая, экономическая, административная, так и по форме представления графическая, текстовая, числовая.
Целью интервью является сбор информации об опыте, уровне знаний, оценка профессиональных качеств претендента. В заключении хотелось бы сказать, что основе механизма мотивации персонала необходимо учитывать степень внутренней мотивации, формируемой содержанием и значимостью выполняемой работы и степень внешней экономической мотивации, определяемой стимулирующим эффектом системы оплаты труда. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами играет основную роль государственной информационной политике, так как представляет собой систему сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях. По виду представления информация подразделена на документированную и недокументированную. Для информационного рынка, как и для других отраслей и сфер деятельности, одной из важнейших проблем является реализация.
Конкретным выражением рынка информации выступает цена единицы информации как цена основного товара, который часто получают из коммерческих информационных сетей.
Ключевые слова земельные ресурсы, землеустройство, кадастр, государственный земельный кадастр, управление земельными ресурсами, автоматизированная информационная система. В мире существуют два подхода к созданию такой модели интегрированные кадастровые системы комплексные системы и ведомственные системы двойные системы. Развитые страны лице кадастра, базы новых информационных систем имеют юридически полноценный, организационно оформленный инструмент учета и ведения налогообложения земли и недвижимости, что гарантирует экономическую и социальную стабильность государства, позволяет правильно управлять территориями городов и районов, рынками земли и недвижимости. К технологическим проблемам обеспечения работы информационных кадастровых систем относятся проектирование математической основы электронных карт, проектирование цифровой модели местности, задачи преобразования данных цифровую форму, геометрическое моделирование пространственной информации, проблемное моделирование тематических данных.
Имеющиеся информационные системы функционируют только крупных административных центрах и специализируются на ведении городского кадастра. Земельный налог, взимаемый с одного гектара городских земель, на порядок выше налога за использование сельскохозяйственных угодий. Для районных комитетов области, ведущих основном учет сельскохозяйственных земель и земель некрупных населенных центров, приобретать и поддерживать такие системы достаточно сложно. Актуальность и недостаточная разработанность этих вопросов послужили основанием для проведения, данного исследования. В диссертационной работе использованы абстрактно логический, монографический, статистика экономический, экономико-математический и другие методы экономических исследований. Материалы диссертации применяются преподавании курса Моделирование производственных систем сельском хозяйстве при изучении вопросов оптимального использования земельных ресурсов и курса Автоматизированные системы обработки экономической информации при рассмотрении проблем проектирования автоматизированных информационных систем.
Агропромышленный комплекс как объект управления представляет собой подсистему общественного производства и, следовательно, подчиняется общим законам его развития. Только процессе производственной деятельности людей земля становится средством производства. Проявляется это, прежде всего использовании человеком свойств почвы для воздействия на рост и развитие растений.
Как средство производства земля обладает особо значительным многообразием потребительских стоимостей. Так, она одновременно может выступать качестве предмета труда, средства труда и пространственного базиса для приложения труда. Ограниченность земли вызывает необходимость вовлекать народнохозяйственный оборот не только лучшие и средние, но и относительно худшие по плодородию или местоположению земельные участки. В связи с этим отраслях земледелия может существовать особый класс паразитарных собственников, не участвующих процессе производства. В сельском хозяйстве используются земли различного качества, отличающиеся уровнем плодородия, рельефом и конфигурацией участков, климатических условий. Искусственное плодородие создается результате активной деятельности человека путем улучшения культуры земледелия и осуществления дополнительных вложений.
Зная кадастровый номер определенного земельного участка, нетрудно установить его местонахождение и увидеть его пределы кадастровом квартале, просмотреть смежные участки, поставленные на кадастровый учет По выбранному земельному участку можно получить информацию об отделениях территориального Росреестра, обслуживающего территорию данного участка На публичной карте объекты недвижимости отображаются с определенным пометками учтенный объект, ранее учтенный объект или временный Можно посмотреть карту России, космические снимки, цифровые топографические карты. Такими объектами могут быть представлены территории, занимаемые определенным ландшафтом, городом или целым континентом. Для реализации растровых и векторных структур разработаны различные модели данных.
Земельные участки формируют каркас, на который накладываются все другие элементы и события территориальной среды. Информацию, содержащуюся базе данных, с точки зрения периодичности ее обновления делят на три вида 1 информация, требующая высокой частоты обновления например, информацию сделках с земельными участками и иными объектами недвижимости собирают постоянно и обновляют базе данных ежеквартально 2 информация, требующая периодического обновления например, информацию развитии инженерной и транспортной инфраструктуры, уровне социального и культурно-бытового обслуживания населения, состоянии окружающей среды и иную не часто изменяющуюся информацию обновляют раз год 3 информация, требующая обновления по мере ее поступления например, информацию балле бонитета почв, технологических свойствах почв, оценочной продуктивности лесных насаждений, кадастровом делении и иную информацию, для получения которой нужны дополнительные исследования или проведение дополнительных дорогостоящих работ, обновляют по мере ее появления. Особенности, связанные с организацией рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Отсутствие реального разделения государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов. В то же время как объект хозяйствования земельные участки более привлекательны, поскольку арендная плата любой обоснованной системе арендных отношений, составляет лишь часть годового дохода, а аренда земли не требует значительных разовых вложений ее приобретение. Землеустройство проводится обязательном порядке случаях изменения границ объектов землеустройства выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Сравнивая показатели составе земель Российской Федерации последних.
Право собственности не разграничено на земельных участках общей площадью 6 086, 4. Анализ системы управления земельными ресурсами на различных уровнях управления на. Понятие информация может быть истолковано как некоторая совокупность сведений сообщений, определяющих меру наших знаний тех или иных событиях, явлениях, факторах и их взаимосвязи. После преобразования информации удобную для использования форму она воспроизводится виде, необходимом для принятия решений оценка. Главным понятием системного подхода к сложным системам управления является понятие информационного потока. Целесообразно различать информацию, необходимую для планирования и оперативного управления. Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению. Достаточно обширную систему современного земельного законодательства завершает объемный перечень нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Дифференциальная разностная рента возникает на основе монополии на землю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает свое распоряжение конкретный, ограниченный натуре участок.