Органы управления земельными ресурсами

1.Общая характеристика органов управления земельными ресурсами

Правовое регулирование земельными отношениями осуществляется федеральными органами власти управления и органами власти субъектов федерации на основании 72 статьи Конституции РФ по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов в области владения, использования и распоряжения земельными русурсами. В широком смысле слова государственное управление осуществляется всею системой органов. В узком смысле это органы исполнительной власти.

По характеру регулирования земельных отношений эти органы подразделяются на органы общей компетенции и специальной компетенции.

Органы общей компетенции включают в себя органы законодательной и исполнительной власти (Президент, Правительство, Дума, Совет Федерации и соответствующие им органы субъектов федерации). Их участие в управлении земельными ресурсами регламентировано в конкретных правовых актах.

Президент: издает указы и распоряжения, которые обязательны на территории всей РФ (ст.40 Конституции РФ);

Государственная Дума: принимает законы, которые регулируют общие земельные отношения в РФ (ст 105 Конст).

Правительство РФ (исполнительная власть): принимает постановление и распоряжения от регулирования земельных отношении (стю 115 Конст).

Правительство и администрации субъектов федерации: осуществляют собственное правовое регулирование по вопросам соответствующего ведения (ст.71-72 Конст).

Органы местного самоуправленияJ закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» №131 от 6.10.2003), не входят в систему государственных органов, но в то же время обеспечивают самостоятельное регулирование местного значения относительно муниципальной собственности, решают вопросы местного значения.

Каждый из названных пунктов в пределах своей компетенции осуществляют свои функции на всей территории данной административно-территориальной функции независимо от того в чьей собственности пользовании или ведомственным управлении находятся земля.

Группы полномочий разделяются в зависимости от уровня:

1.Компетения федеральных представительных органов власти. Следующая группа полномочий: 1.Разработка и совершенствование нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений;

2.Установление единых принципов платы за землю и методов ее расчета;

3.Разработка и организация выполнения схем и программ организации рационального использования и охраны земли;

4.Установление специальных правовых режимов и границ земель особоохраняемых территорий;

5.Разработка основных принципов землеустройства и кадастра недвижимости, мониторинга и планирования использования земель;

6.Установление общего порядка и осуществления государственного контроля;

7.Разработка общих положений и принципов охраны прав и принципов охраны прав на землю (собственности и пользования).

2.Компетенция органов субъектов федерации:

1.Разработка и принятие нормативно-правовых актов по регулированию земельных отношений в соответствии с федеральными законами, отмена противоречащих федеральному законодательству административных актов органов местного самоуправления. Установление предельных норм предоставления земельных участков;

2.Установление границ и правовых режимов земель особоохраняемых территорий в границах субъекта. Определение порядка изменения целевого значения земель и их перевода из категории в категорию;

3.Установление, утверждение и изменение границ административных районов городских и сельских населенных пунктов на территории субъекта, а также генпланов городов и поселка, окружного областного, краевого, республиканского в подчинении;

4.Определение размеров и порядка взимания платы за землю повышенных коэффициентов и льгот;

6.Организация и проведение работ по землеустройству, кадастра, мониторингу;

7.Выкуп земель для государственных нужд

3.Компетенция местных органов исполнительной власти:

1.Предоставление и изъятие участка и установление предельных норм наделения участками граждан;

2. Планирование использования земель и организация государственных земельного контроля;

3.Организация проведения работ по землеустройству, кадастру, мониторингу, реализация генерального планов и проектов, застройки населенных пунктов;

4.Установление размеров платы за землю, базовых ставок платы за землю льгот по налоговых взиманиях платы;

5.Участие в решении земельных споров и охраны прав.

Суды также участвуют в процессе управления.

Система органов специальной компетенции:

Исходя из специфики управления земельным фондом органы общего управления диллидируют часть своих полномочий органам специальной компетенции, которые занимаются специализированными вопросами земельно-правового регулирования. Эти органы осуществляют возложенные на них отдельные функции (контроля и регулирования), только в случаях прямо предусматриваемых в законе.

В настоящее время структура органов специальной компетенции представлена в указах президента №314 от 9 марта 2004 «Указ о системе и структуре федеральных исполнительной власти», №724 от 12 мая 2008 «Вопросы структуры и системы органов исполнительной власти».

Органы специальной компетенции подотчетны исполнительно-распорядительным органам общей компетенции и в свою очередь они подразделяются на функциональные и ведомственных (отраслевые).

Система органов специальной компетенции в сфере управления земельными ресурсами включает: 5министерств, 6 федеральных служб, 6 федеральных агентств.

СХЕМА

Осуществление функции этих органов закреплены в положениях об этих органах, утвержденных в постановлениях. В соответствии с указом №314 «Указ о системе и структуре федеральных исполнительной власти» федеральные министерства осуществляют выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в своей сфере деятельности, а также контроль и координацию подведомственных ему служб и агентств. Министерства не вправе осуществлять контрольно-надзорную функции, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг.

2а) Функции по нормативно-правовому регулированию – это издание, на основании и во исполнении конституции и федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления, должностными физическими и юридическими лицами, правила поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

2б) Контрольно-надзорные функции – это осуществление действующей по контролю и надзору, за исполнением органами и лицами, установленных законодательством общеобязательных правил поведения, выдача органами власти разрешений или лицензий, осуществление определенного вида деятельности или конкретных действий юридическими лицами и гражданами.

2в) Управление государственным имуществом – это осуществление полномочий собственника отношении федерального имущества.

Пункт 4)федеральная служба – осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфер деятельности, службы не праве осуществлять нормативно-правовое регулирование управления государственным имуществом и оказание платных услуг.

Пункт5) федеральные агентства – оказывают государственные услуги и управляет федеральным имуществом. Агентства не вправе осуществлять нормативно-правовые и контрольно-надзорные функции

В свете сказанного к функциональным органам относятся:

Минрегион,

Минздравсоцразвития,

Минэкономразвития,

Минприроды и экологии

Отраслевыми и ведомственными органами являются министерства и службы, и агентства в ведении которых находятся земли определенного целевого значения.

Центральное место занимает Роснедвижимость. В соответствии с пунктом 18 указом президента №824 от 12 мая 2008 года правительству РФ поручено до 1.10.08 года объединить:

Росрегистрацию+Роснедвижимость+Росимущество+Роскартографию=В рамках Росимущества.

Минэкономразвития

Положение №437 от 5 июля 2008 года.

Минэкономразвития осуществляет функции по выработке по правовому регулированию в сфере имущественных отношений кроме сельскохозяйственных, государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему органов:

-росрегистрации

-роскартографии

-роснедвижимости

-росимущества.

К полномочиям Минимущества относятся:

-внесение в правительство проектов, нормативно правовых актов в сфере деятельности министерства

-на основании и восполнение конституции и федеральных законов, актов президента и правительства принимают следующие нормативно правовые акты:

-федеральные стандарты оценки;

-методические указания по государственной кадастровой оценки земель;

-примерная форма договоры аренды земельного участка (в границах особой экономической зоны);

-методика расчета земельной платы.

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, кадастрового деления территории РФ и присвоении объектам недвижимости кадастровых номеров, осуществления государственного кадастрового учета, формы, необходимых документов и требования к их оформлению:

-форма и требования к подготовки документов оформляемых в процессе кадастровых работ;

-порядок установления характерных точек земельных участков и контуров зданий, порядок определения их координат и требования к точности этих координат;

-перечень документов, принимаемых к заявлению, о приобретении прав на земельных участок;

-нормы и правила выполнения геодезических, картографических работ федерального значения;

-перечень должностных лиц Росрегистрации имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях и нормативные акты по другим вопросам деятельности.

-осуществляет экспертизу и ведение реестра целевых программ ведомств.

Минэкономразвития имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений, по вопросам, отнесенным к компетенции министерства.

Подчиненные органы:

Роснедвижимость

(федеральное агентство кадастра недвижимости). В его подчинении находятся территориальные органы бывшего Госпромзема и бывшего Росземкадастра, Приказ №255 от 20 сентября 204года. Положение «О Росснедвижимости» утвержденное №456 от 12 июня 2008 года.

По управлению госимуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения ГКН, осуществление ГКУ по недвижимому имуществу, кадастровой деятельностью, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, госмониторинга, госземконтролю.

Полномочия:,

организует в установленной правовом порядке:

1. Проведение государственной кадастровой оценки земель;

2. Проведение землеустройства;

3. Подготовка землеустроительных материалов для делимитации и демаркации государственной границы РФ, административной границы субъектов федерации и муниципальных областей

4. Техническую инвентаризацию объекта строительства;

5. Работы по созданию, ведению и сопровождению автоматизированной системы ведение ГКН и ГКУ, а также систем необходимых для их функционирования;

6. Государственную экспертизу землеустроительной документации.

Осуществляет групповое ведение ГКН и ГКУ в установленном в законодательстве порядке.

1.Установление государственной кадастровой оценки земель в порядке установленном законодательством;

2.Ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;

3.Утверждение в установленном правовом порядке карт, планов и материалов межевания объектов в землеустройств;

4 Утверждение заключение экспертных комиссии при экспертизе землеустроительной документации;

5. Контроль за проведением землеустройства;

6. Государственный федеральный мониторинг земель

2.Государственный земельный контроль:

Составление протоколов об административных правонарушениях рассмотрения в установленном порядке дел об административных правонарушениях и приложениях административных штрафах. Контроль деятельности своих территориальных органов и подведомственных организациях; функции государственного заказчика федеральных целевых и прочих программ и иные функции

Росимущество

Постановление правительства №432 от 5 июня 2008 года.

Осуществляет функции по управлению федеральным имуществом о продаже приватизированного федерального имущества, по оказанию государственных услуг и правоприменительных функций в сфере имущественных и земельных отношений.

Является уполномоченным органом в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом РФ.

Полномочия:

-Готовят и представляют в Минэкономразвитие предложения об установлении публичных сервитутов. При продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или право на заключение договоров аренды таких земельных участков:

-принимает решение о проведении торгов в форме аукциона;

-определяет начальную цену земельного участка или размер арендной платы;

-определяет существенные условия договоров о продаже земельных участков;

-заключает по результатам аукционов договора;

-выступает организатором торгов, а также осуществляет продажу земельных участков федеральной собственности;

-заключает договоры аренды и купли-продажи по результатам торгов;

-осуществляет от имени РФ действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации в том числе в случае предоставление земельных участков государственным организациям и учреждениям;

-прекращение прав этих организаций и физических лиц на земельные участки;

-предоставление в собственность или аренду земельных участков, средства за которые поступят в федеральный бюджет;

-принимает в установленном порядке решения о предварительном месте размещения объекта при предоставлении земельного участка государственным организациям и учреждениям;

- принимает решение о приватизации земельного участка на которых расположены объекты недвижимости приобретенные в собственность юридические и юридические лица, в случае приобретении объекта недвижимости, находящихся в федеральной собственности;

- выступает от имени РФ при государственной регистрации собственности на казенную недвижимость и сделок с ним, а также права собственности РФ на земельные участки которые возникают в соответствии с законодательством.

Росрегистрация

Утверждено указом президента №1315 от 13 октября 2004г.

К основным задачам Госрегистрации относятся только две:

-обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- управление территориальными органами Росрегистрации.

К полномочиям в сфере управления земельными ресурсами и недвижимого имущества относятся:

1.Осуществление государственной регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ней в случаях и порядке установленном законодательством РФ;

2.Координирует работу по созданию органов регистрации прав на недвижимость и сделок с ней и осуществляет правовой контроль их деятельности;

3.Обеспечивает соблюдение правил ведения ЕГРП на недвижимость и сделок с ней, а также создание функционирование систем ведения ЕГРП в электронном виде;

Роскартография

Утверждено указом президента №386 от 28 октября 2004г.

Осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению госимуществом в сфере геодезической и картографической деятельности, а также наименование картографических объектов.

Полномочия:

1.Организует создание и ведение в пределах компетенции, федерального и регионального картографогеодезических фондов, ГНФ;

2.Организует установление единых государственных систем и координат, высот, графометрических номеров, а также в пределах компетенции местных систем координат;

3.Устанавливает единый масштаб ряда государственных карт и топопланов;

4.Обеспечивает геодезическими. Картографическими, топо и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов РФ и границ МО;

5.Создание развития и поддержание государственных, нивелирных и геодезических сетей;

6.Проетирование, составление и задание общегеографических и др. карт и атласов межотраслевого назначения и обновления;

7 Дистанционное зондирование на земле для обеспечения геодезических, картографической деятельности.

МИНРЕГИОНРАЗВИТИ РОССИИ

Является федеральным органом власти, осуществляющий функции в сфере социального экономического развития субъектов РФ и МО, градостроительства, строительства и архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства.

Он действует на основе положения утвержденного постановлением правительства №40 от 26 января 2005года с последними изменениями.

Полномочия министерства прописаны в следующих нормативно-правовых актах:

1.Федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий.

2.Порядок разработки регистрации, введения в в деятельность градостроительных норм и правил, порядок разработки согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации.

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

Утверждено указом президента №321 от 30 июля 2004г.

Санитарное эпидемиологическое благополучие населения, поэтому в его подчинее находятся Роспотребнадзор (Утверждено указом президента №322 от 30 июля 2004г).

1.Роспотребнадзор

К полномочиям Роспотребнадзора относятся:

1.Осущестлвение надзора и контроля за исполнением законодательства в области санитарного и питательного благополучия населения в т.ч. сан и пит надзор;

2.Организцет деятельность государственного и санэпид службы РФ.

Роспотребнадзор имеет право пресекать факты нарушения законодательства и применять предусмотренные им меры ограничительного предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и ликвидаций последствий нарушений юридическими лицами и гражданами, обязательных требований в сфере санпит.

Руководитель Роспотребнадзора является главным государственным санитарным органом РФ, кроме того по логике Роспотребнадзор должен осуществлять государственный санэтапид нормирование т.е. установление санэпид требований обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания. Организует проведение профилактических мероприятий и сан.охране территории РФ.

Гос санэпид правила устанавливают единые требования к планировки и застройки Н.П., водным объектам, пищевым продуктам и продовольствию, питьевой воде и водоснабжению, атмосферному воздуху на территории Н.П. и промышленных организаций.

На территории РФ действую федеральные, санитарные правила, а те территории субъекта РФ могут действовать правила установленные на этой территории.

Срок действия санитарных правил не более 10 лет, с возможностью продления не более чем на 5 лет.

МИНПРИРОДА

Утверждено указом президента №404 от 29 мая 2008г.

Осуществляет функции в сфере изучения и использования воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая недра, водные, объекты, леса, наземные особоохраняемые территории, в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недр, в сфере промышленной безопасности, гидрометеорологии и смежных с ней областей, мониторинга окружающей природной среды ее загрязнения и охраны.

Полномочия на основании и воисполнении самостоятельно принимает следующие нормативно-правовые акты:

1.Региональные перечни полезных видов ископаемых отнесенных к общераспространенными, инструктивно методические документы по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;

2.Правила ведение государственного кадастра особоохраняемых природных территорий;

3.Требования к проведению наблюдению за состоянием ОПС и ее загрязнению, сбором, хранение и распространению информации о ней и о ее загрязнению.

В подчинении Минприроды находятся следующие службы:

Росводрес

Роснедра

Росгидромед

Росприроднадзор

Росводресурс

Утверждено указом президента №282 от 16 июля2004г.

К сфере деятельности отнесены, разработка и осуществление мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов их прибрежных защитных полос, а также предотвращению загрязнению вод.

Роснедра.

Утверждено указом президента №293 от 27 июля2004г.

1.Организация государственного геологического изучения недр, экспертиза проектов такого изучения и проведение оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр.

2Осуществление отнесения запасов полезных ископаемых к кондиционными к некондиционным.

3.Выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах, под участком предстоящей застройки и разрешение на осуществление застройки, площадей залегания полезных ископаемых, а также размещения в местах их залегания подземных сооружений.

Росгидромед

Утверждено указом президента №327 от 23 июля2004г

1.Ведение водного кадастра, в части поверхностных водных объектов;

2.Ведение единого государственного фонда данных о состоянии ОПС и ее загрязнений;

3.Формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети. Государственный мониторинг атмосферного воздуха и водных объектов;

Ростехнадзор

Утверждено указом президента №431 от 30 июля2004г

Ростехнадзор является специально уполномоченным государственным органом в области экоэкспертизы.

1. Выдает разрешении на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

2. Устанавливает лимиты на размещение отходов, а также организует и проводит государственную экологическую экспертизу.

Он имеет право проводить в пределах своей компетенции исследования организации проведения экспертиз, исследований и оценок по вопросам осуществления контроля и надзора.

Роспотребнадзор

Утверждено указом президента №400 от 30 июля2004г

1.Осуществляет контроль и надзор в области организации и функционирования особоохраняемых природных территорий федерального значения, за геологическим изучением рационального использования и охраны недр за использованием и охраны водных объектов.

2.Государственный земельный контроль в пределах компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов не входящих в ГЛФ и особоохраняемых природных территориях:

-организует и проводит государственную экологическую экспертизу, составление генпланов развития территорий с особым режимом природопользования, проектов комплексных схем природопользования, материалов комплексного экообследования участков территории, обоснованного придания им статуса особоохраняемых.

- Проектов схем охраны и использования вод, лесов, земельных и других природных ресурсов.

-осуществляет ведение кадастра особоохраняемых природных территорий федерального значения.

Роспотребнадзор имеет право проводить в пределах своей компетенции исследования организации проведения экспертиз, исследований и оценок по вопросам осуществления контроля и надзора.

МИНСЕЛЬХОЗ РОССИИ

Постановление правительства №450 от 12.06.08г

Принимает следующие нормативно правовые акты

-правила и нормы в области мелиорации земель

-планы проведение агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

-акты установления особенностей охраны, защиты и воспроизводства лесов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, водоохранных зонах, лесов выполняющих защитные функции, дает перечень карантинных объектов, вредных сорняков.

Министерство осуществляет::

-реализацию федеральных целевых, ведомственных программ в сфере АПК, включая устойчивое развитие сельских территорий;

-эксплуатацию и паспортизацию государственных мелиорированных систем;

-проведение государственной экспертизы, документации систем;

Ведет:

-учет федерального фонда мелиорированных земель;

-реестры и регистры плодородия почв.

Россельхознадзор

Утверждено указом президента №327 от 30 июня2004г

Осуществляет функции в сфере земельных отношений в части касающихся земель сельскохозяйственного назначения, лесных отношений, кроме лесов осоохраняемых территорий, также ведет надзор за безопасным применением пестицидов и явдохимикатов и осуществляет государственный земельный контроль земель сельскохозяйственного назначения.

Рослесхоз

Утверждено указом президента №283 от 16 июля2004г

-осуществляет отнесение лесов к категории защищенности переводимых из одной категории в другую;

-осуществление рассматриваемых материалов о переводе земель лесных в нелесные для их использования не связанные с ведением лесного хозяйства и о переводе земель этой категории в иные;

-Обеспечивает проведение мероприятий совместно с другими органами мероприятий по безопасному ведению лесного хозяйства на участках ГЛФ загрязненных радионуклиинами;

-Организует согласование мест строительства объекта влияющих на состояние воспроизводства лесов;

-Выдачу разрешений на проведение в лесном фонде работ не связанных с ведением лесного хозяйства если для этого не требуется перевод лесных и в другие, имеет право ограничить и приостановить на основе и в порядке установленном законодательством права пользования участков лесного фонда.

Земельная реформа

1.Понятие, цели, задачи

2.Правовые акты земельной реформы

3.Итоги земельно-правового регулирования

Понятие, цели, задачи

Земельная реформа – это коренное изменение государственного строя, с изданием правовых актов.

Началась в 1990 году.

При принятии конституции впервые было провозглашено право частной собственности. Были приняты 2 закона, которые декларировали цели и задачи земельной реформы::

1. 22 ноября 1990г – Закон О земельной реформе

2. 23 ноября 1990 - О КФХ

Цели проведения земельной реформы:

1.Осуществить переход к многообразию форм собственности на владения и пользования землей.

2.Обеспечить социально справедливое и экономическо-обоснованное использование земель, создание равных условий для развития всех форм хозяйствования.

3.Создать экономический механизм регулирования рационального использования земель и их охраны.

4.Остановить процессы деградации земли и других природных ресурсов и обеспечить и восстановление.

Задачи:

1.Денационализация земли

2.Приватизация земли

3.Децентрализация земли

Реализация этих задач должна быть проведена в два этапа:

1.Введение различных форм собственности и формирования многоукладной экономики;

2.Улучшение использования земли, повышение плодородия почв, увеличение объектов сельскохозяйственного производства.

В юридической литературе реформа делится на два этапа:

1.Этап до принятия новой конституции (1993г);

2.Этап после принятия новой конституции и Гражданского кодекса.

Сроки этапов конкретно не намечены. Принятие различных форм собственности являются окончанием первого этапа.

Наши рекомендации