Процесс управления земельными ресурсами

Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные отношения. На обеспечение рационального использования земли.

Под рациональным использованием земли понимается наиболее эффективный способ ее использования с учетом конкретных природных, экономических и социальных условий.

Управление земельными ресурсами – сложно-организованная система, являющаяся предметом изучения многих наук. Его осуществляют многими методами и средствами, включающими следующие аспекты:

- политический, обеспечивающий выполнение социально-политических, экономических и экологических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов;

- административно-управленческий, связанный с формированием системы государственных и муниципальных органов УЗР, разграничением их компетенций;

- правовой, обеспечивающий рациональное использование и охрану земли на основании правовых норм, закрепленных в законодатель­ных актах;

- научный,связанный с разработкой научно обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического прогресса;

- экономический, определяющий условия эффективного использования земель;

- внедренческий,связанный с разработкой экономических рычагов, стимулов и мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

Управление земельными ресурсами - результат сочетания объективных и субъективных факторов.

Земля как природное тело развивается по своим законам, что оказывает влияние на формы и методы управления.

Поэтому, при управлении, необходимо учитывать основные свойства земли (пространство с рельефом, образующим определенную форму поверхности земли; почву с ее плодородием; естественную растительность; гидрографические и гидрогеологические свойства земли, техногенные условия) в комплексе с экономическими условиями развития территории.

Управление земельными ресурсами осуществляют комплексно. Это требует от органов управления системного подхода к использованию и охране земельных ресурсов, решения по земле должны быть увязаны с возможными эколого-экономическими последствиями.

Управляют земельными ресурсами законодательные и исполнительные органы власти, которые регулируют земельные отношения и определяют общую стратегию землепользования, планирования использования земельных ресурсов, установления норм и порядка землепользования, распределения и перераспределения земель, оперативно-распоря-дительной и контрольно-надзорной деятельности за использованием и охраной земель.

Управление земельными ресурсами – это также процесс, где совокупность функций системы управления, направлена на рациональное использование земельных ресурсов. В общем виде процесс управления земельными ресурсами показан на рисунке 2.1.1.

Система управления земельными ресурсами на протяжении длительного периода времени менялась в соответствии с экономическими условиями,целями и критериями общественного строя.

Объект управления – земельные ресурсы
Земельный кадастр и мониторинг
Прогнозирование и планирование
Землеустройство
Регулирование земельных отношений
Субъект управления
Контроль
Внешняя среда

Рисунок 2.1.1 - Принципиальная схема процесса

управления земельными ресурсами

Система управления земельными ресурсами должна обеспечивать общегосударственные интересы; интересы регионов (муниципальных образований); интересы отдельных членов общества (или их групп).

Изменившиеся условия хозяйствованиясформировали новую систему управления в России, которая характеризуется:

- резким переходом от административно-плановой к рыночно - предпринимательской модели;

- разграничением функций и субъектов государственного и негосударственного управления;

- развитием процессов демократизации общественных отношений.

Исходя из особенностей использования земли, общая система управления земельными ресурсами состоит изподсистем: законодательной, административно-управленческой, экономической, социальной, экологической.

Основу системы управления земельными ресурсами составляют объект, субъект, предмет, цель, задачи и функции управления. Объект и предмет управления создаются в результате многолетнего предшествующего периода и тесно связаны между собой. Например, управление земельными участками, застроенными многоэтажными зданиями, значительно отличается от управления участками с одноэтажной усадебной застройкой.

Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного района, города и других муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающиеся по виду использования, правовому статусу, земельные участки общего пользования.

Предметом управления являются процессы организации использования земли. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению. К таким способам относят:

- территориальную организацию использования земли в границах землепользования, отдельных участков или массивов земель (землеустройство, планировка, зонирование и др.);

- инженерное обеспечение процесса использования земель (инженерные коммуникации);

- установление правового статуса земель (собственность, пользование, аренда, ограничения, обременения);

- установление направлений и видов использования земли (разрешенное использование);

- внедрение экономически и экологически эффективных технологий использования земли;

- анализ природного и экономического состояния земель; проведение других мероприятий, влияющих на статус и состояние земель.

Между объектом, предметом, целями и задачами управления существуют достаточно тесные взаимосвязи. Так, цель и задачи формируются с учетом состояния объекта и предмета управления, а уже сформированные цель и задачи при их реализации формируют объект и предмет управления.

Основная цель управления земельными ресурсами - обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли.

Общество не в состоянии полностью контролировать цели отдельных субъектов земельных отношений из-за их массовости и разнообразия, поэтому управление этими процессами означает установление общих правил и границ использования земли.

Такие границы создают согласно установленным и юридически оформленным (в виде правовых норм) правилам использования, регламентирующим земельные отношения и системы землепользования.

Эти положения характерны для любой формы и режима использования земли и являются общими для всего разнообразия системы земельных отношений.

Управление земельными ресурсами заключается:

в создании и функционировании системы земельных отношений позволяющей развитие эффективной предпринимательской, общественной и иной деятельности;

в формировании условий сохранения и восстановления свойств земли;

в получении максимального поступления финансовых средств в федеральный, региональный и местный бюджеты.

Субъекты управления подразделяются на субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление, начиная от государства как субъекта земельных отношений и завершая конкретным юридическим лицом или гражданином.

ВИДЫ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление (рис. 2.2.1).

Государственное управление
Общее государственное - осуществляется государственными органами общей и специальной компетенции; - имеет территориальный характер; - распространяется на все земельные ресурсы страны независимо от категории земель и субъектов права
Ведомственное (отраслевое) - осуществляется министерствами, федеральными службами и агентствами; - строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли; - не зависит от территориального размещения ведомственных земель
Местное управление - осуществляется органами местного самоуправления; - может иметь общий или специальный характер
Частное (внутрихозяйственное) управление - осуществляется собственниками, землепользователями, арендаторами земельных участков    
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAkRMDeMAA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPTYvCMBC9L/gfwgheFk31sEg1ioiCurBgFbwOydgW m0lJolZ//eawsMfH+54vO9uIB/lQO1YwHmUgiLUzNZcKzqftcAoiRGSDjWNS8KIAy0XvY465cU8+ 0qOIpUghHHJUUMXY5lIGXZHFMHItceKuzluMCfpSGo/PFG4bOcmyL2mx5tRQYUvrivStuFsFq5/L +z4JrA+f0W/2W9LH771WatDvVjMQkbr4L/5z74yCaVqfvqQfIBe/AAAA//8DAFBLAQItABQABgAI AAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXhtbC54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAkRMDeMAAAADbAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rvd25y ZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIUDAAAAAA== " adj="16129"/>

Рисунок 2.2.1 - Виды управления земельными ресурсами

Общее государственное управление осуществляют государственные органы обшей и специальной компетенции. Оно имеет территориальный характер, распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, субъекты РФ, муниципальные районы, городские округа) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок.

Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляется министерствами, федеральными службами и агентствами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Особенность ведомственного управления - некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, федеральной службы или агентства.

Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным.

Местное (муниципальное) управление организуют на территории муниципальных образований.

Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельных участков.

К основнымзадачам государственного управления земельными ресурсами можно отнести:

наделение органов управления организационно-регламентирующими функциями;

регулирование природоохранной деятельности субъектов земельных отношений, через принятие государственных нормативных актов;

обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений;

формирование благоприятных условий для предпринимательства;

улучшение использования и охраны земельных ресурсов;

создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле и др.

Государственное управление земельными ресурсами осуществляют:

- путем разработки и реализации законодательных и нормативно-правовых актов, федеральных и региональных программ и планов;

- обеспечения механизма экономического стимулирования охраны и рационального использования земельных ресурсов;

- контроля за состоянием земель, рациональным их использованием и охраной, привлечения к ответственности виновных в нарушении законодательства.

Для реализации задач УЗР в полном объеме необходимо:

- совершенствовать нормативно-правовые акты по регулированию земельных отношений в субъектах РФ и муниципальных образованиях;

- принять законодательные акты, регулирующие земельные отношения в других отраслях хозяйственного комплекса, и обеспечить соответствие этих законов земельному законодательству;

- создать на государственном уровне экономические, правовые и организационные условия для регулирования использования и охраны земель;

- создать горизонтальную и вертикальную структуры системы органов управления земельными ресурсами для административно-территориальных образований любого уровня;

- обеспечить финансирование необходимых мероприятий по формированию системы государственного земельного кадастра и поддержание его в актуальном состоянии;

- завершить разделение земель на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Наши рекомендации