Порядок разрешения в органах прокуратуры жалоб, заявлений, обращений о нарушении законов. Организация и правовое регулирование этой деятельности. Полномочия прокуратуры.
Обращение – направленные в государственные органы, ОМС или ДЛ письменные предложение, заявление или жалоба, а также устные обращения тем же самым субъектам.
Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или прав и свобод третьих лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативно правовых актов, недостатков в работе ОГВ, ОМС и ДЛ, либо критика деятельности указанных органов и ДЛ.
Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав и свобод или прав и свобод третьих лиц.
Ходатайство – это изложенное в письменной форме обращение заявителя с просьбой о признании правового статуса, а также прав и свобод.
Обращения делятся на устные и письменные, первичные и повторные.
Первичные – это обращение по вопросу ранее не рассматриваемом в этой органе прокуратуры.
Повторное – это обращение поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, которым обжалуется решение по предыдущему обращению поступившему в прокуратуру либо указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном разрешении предыдущего обращения, если с момента обращения истек установленный закон срок.
Письменные обращения – подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в ораны прокуратуры. На каждое обращение составляется карточка. Специальной установленной формы для обращений нет. Однако в любом обращении должно быть:
1)наименование того орана, куда направляется обращение, или ФИО ДЛ.
2)ФИО обратившегося, почтовый адрес, куда может быть отправлен ответ.
3)изложение существа вопроса.
4)личная подпись обратившегося и дата написания.
Обращения, в котором отсутствуют сведения об обратившемся, не рассматриваются и ответ на них не дается.
Обращения, в которых отсутствуют сведения достаточные для разрешения, в семидневный срок возвращаются заявителю с предложением восполнить данные. После устранения данного недостатка, оно регистрируется как первичное.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и об этом в семидневный срок сообщается заявителю, если его фамилия и адрес подлежит прочтению.
Обращения в котором содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, а также угрозы жизни и здоровью, имуществу ДЛ и членам его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления своим правом на обращения.
Решение об оставлении обращения без ответа принимается руководителем прокуратуры либо его заместителем на основании рапорта исполнителя.
На первоначальной стадии возможно 5 вариантов решений:
1)о принятии к рассмотрению.
2)о прекращении проверки.
3)о передачи обращения в нижестоящие органы прокуратуры. Обязательно должно составляться сопроводительное.
4)о направлении в другие органы и организации.
5)о приобщении к материалам ранее поступившего обращения.
Сроки рассмотрения обращений.
Общий срок – 30 дней с момента регистрации, а если не требуется проведение дополнительной проверки – 15 суток.
Окончанием срока обращения считается дата направления письменного ответа автору о принятом решении. Закон и инструкция: если окончание – выходной, следующий за ним рабочий день. Практика: день предшествующий выходным.
Если по объективным причинам не укладывается в срок, то возможно продление по ходатайство тому лицу, которое дало поручение о проверки. В нем указываются причины нарушения срока, и необходимый срок. О продлении срока сообщается заявителю с указанием причин и сроков.
По итогам рассмотрения обращения принимаются следующие виды решения:
1)удовлетворено. Приняты меры к полному или частичному восстановлению прав граждан.
2)отклонено. Требования заявителя признаны не обоснованными.
3)разъяснено. По обращения в которых не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований либо ходатайств и были даны разъяснения вопросов правового характера.
4)направлено.
5)принято иное решение. Обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела или надзорного производства, прекращена проверка.
По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомится с материалом проверки. Но это не должно нарушать права и интересы других лиц, нарушать государственную или иную тайну.
Заявителю направляется письменный ответ. Если применялись акты прокурорского реагирования – прикладываются копии акты и информация о том органе, где гражданин может ознакомится с результатами.