Принципы организации и деятельности прокуратуры. В 1922 году В.И. Ленин стал вести речь о необходимости создания прокуратуры РСФСР, считая, что с ее помощью можно обеспечить строгое исполнение законов

В 1922 году В.И. Ленин стал вести речь о необходимости создания прокуратуры РСФСР, считая, что с ее помощью можно обеспечить строгое исполнение законов Советской власти, борьбу с местничеством. В своем письме в Политбюро, назван­ном: «О двойном подчинении и законности», продиктованном И.В. Сталину по телефону,53 Ленин назвал в числе других три основных принципа, которые должны быть положены в основу организации и деятельности прокуратуры: 1. единство, 2. централизация, 3. независимость прокуратуры.

Принцип единства предполагал, что прокуратура должна быть единым органом для всей страны.

Принцип централизации означал необходимость подчине­ния снизу доверху всех прокуроров прокурору республики.

Принцип независимости устанавливал, что создаваемая прокуратура должна быть независима от каких-либо местных (местнических) и ведомственных влияний.

Эти три принципа в дальнейшем в разных редакциях норма­тивных актов проходили в качестве основных. Они обеспечили организацию и деятельность прокуратуры на протяжении исто­рии ее существования с 1922 года до наших дней. При этом сле­дует признать, что реально прокуратура никогда не была независимой в полном смысле этого слова. Согласно ленинской идее она должна была зависеть от трех высших партийных органов: Политбюро, Оргбюро и ЦКК. Ленин писал, что прокуратура должна находиться под самым близким наблюдением этих ор­ганов. Таким образом он надеялся добиться, чтобы никто, кроме высшей партийной власти, не мог оказывать влияние на дея­тельность прокуратуры. В действительности прокуратура с са­мого начала оказалась в ведении народного комиссариата юсти­ции, в состав которого она вошла, а через него и в ведении пра­вительства - СНК, который являлся одним из законодательных органов, принимавших нормативные акты относительно функ­ционирования прокуратуры. Прокуратура попала также под влияние местных органов власти. Без согласия местных партий­ных органов (а они были местной властью и фактически и юри­дически) не проходило назначение ни одного районного, обла­стного или республиканского прокурора, и это ставило проку­роров в прямую зависимость от них.

После того, как КПСС перестала быть руководящей и на­правляющей силой, партийные органы в лице партийных орга­низаций были удалены из органов прокуратуры. В Конституции РФ установлены соответствующие ограничения деятельности любых партийных органов. Прокуратура оказалась выведенной из-под влияния общественных объединений и получила реаль­ные возможности осуществлять свою деятельность по надзору за соблюдением законов, а также привлекать к уголовной ответ­ственности лиц, совершивших преступления, независимо от ор­ганов власти.

Для того, чтобы обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гра­жданина, а также охраняемые законом интересы общества и го­сударства в статье 4 Закона «О прокуратуре РФ» (в редакции 1995 года) закреплены принципы организации и деятельности прокуратуры РФ. В части 1-ой этой статьи указано, что проку­ратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчине­ния нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В этой норме заложены два важных принципа деятельности прокуратуры: единство и централизация с едино­началием со стороны Генерального прокурора. В части 2-ой указанной статьи закреплен принцип независимости. Принцип единства прокуратуры проявляется в том, что прокуратура является единой системой, возглавляемой Генеральным прокурором. Все работники прокуратуры назначаются вышестоящими про­курорами, а руководители отдельных звеньев, начиная с район­ного или городского звена назначаются на должность Генераль­ным прокурором. Единство прокуратуры проявляется также в том, что в России нет прокуроров, не входящих в систему, под­чиненную Генеральному прокурору. Единство прокуратуры обеспечивает одну из главных задач ее деятельности, соблюде­ние единой законности, единого правового поля, чтобы не было различного содержания законности в зависимости от места и времени исполнения законов и особенностей лиц, которые эти законы исполняют. Благодаря единству прокуратуры, возможно обеспечивать единство законности при проведении в жизнь тре­бований государственной политики, закрепленной в законах. Принцип централизации прокуратуры проявляется в том, что все прокуроры подчинены вышестоящим прокурорам и через них Генеральному прокурору, что все руководители надзорных звеньев: прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуро­ры районов и городов и приравненные к ним прокуроры назна­чаются Генеральным прокурором. Централизация, сочетаемая с единоначалием, позволяет обеспечивать единые требования при выполнении прокуратурой своих полномочий в ее надзорной и иной деятельности, направленной на соблюдение Конституции РФ и исполнение всех законов. Принцип независимости прояв­ляется в том, что органы прокуратуры осуществляют полномо­чия независимо от федеральных органов государственной вла­сти, органов государственной власти субъектов РФ, органов ме­стного самоуправления, общественных объединений. Прокура­тура независима от каких бы то ни было ведомственных или ме­стных влияний.

Закрепление и фактическая реализация указанных трех принципов требует, чтобы они действовали взаимосвязано друг с другом. Независимость прокуратуры возможна лишь при условии, что она является единым централизованным органом. Подчиненные прокуроры всегда могут найти поддержку со сто­роны вышестоящих прокуроров, а также - Генерального проку­рора РФ в их противостоянии попыткам воздействовать на ор­ганы прокуратуры при принятии ими решений по вопросам за­конности или привлечения к уголовной ответственности.

Наши рекомендации