Организация работы с обращениями и прием посетителей в органах прокуратуры. Порядок и сроки рассмотрения и разрешения обращений и жалоб граждан в органах прокуратуры.

Работа органов прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан представляет собой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры и регулируется в первую очередь ст. 10 и 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Приказом Генеральной прокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации".

Так, согласно ст. 10 Закона о прокуратуре Российской Федерации в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, пересылаются по принадлежности с извещением об этом заявителя. Приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 г. «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» всем подчиненным прокурорам предложено: работу по рассмотрению обращений граждан подчинить решению задач защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка.

Заявления, жалобы и иные обращения – важные источники информации о нарушениях законов. Они в сочетании с другими данными позволяют оперативно реагировать на нарушения прав и свобод человека и гражданина, законности издаваемых органами управления нормативных правовых актов, на иные нарушения.

Поступающая в органы прокуратуры информация о нарушении прав и свобод человека и гражданина может быть как в письменной, так и в устной формах (с личного приема прокурора).

Из вышеперечисленных определений можно сделать заключение, работа органов прокуратуры с обращениями граждан решает следующие задачи:

защита прав и свобод человека и гражданина, восстановление нарушенной законности, укрепление законности и правопорядка;

удовлетворение обоснованных обращений и пресечение нарушений законов средствами прокурорского реагирования;

выработка мер по совершенствованию правозащитной деятельности органов прокуратуры, устранению ошибок и недостатков.

Не следует также забывать, что обращения граждан являются основным поводом, обусловливающим необходимость вмешательства со стороны органов прокуратуры.

Успешность рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб, иных обращений в органах прокуратуры зависит, прежде всего, от организации этой работы.

Правом на обращение в органы прокуратуры наделены физические и юридические лица. В органах прокуратуры рассматриваются обращения на действия (или бездействие) или решения объектов надзора. Обращение в органы прокуратуры должно обязательно содержать сведения о нарушениях законов, прав и свобод человека и гражданина.

Обращение, как правило, направляется (по почте, передается на личном приеме, в канцелярию и т.п.) в прокуратуру по месту нахождения органа или лица, допустившего нарушение. Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, вместе с имеющимися по этому вопросу материалами, необходимыми для их разрешения, подлежат пересылке соответствующему прокурору с уведомлением об этом заявителей. Жалобы на действия (или бездействие) или решения прокурорских работников рассматриваются вышестоящим по отношению к ним должностным лицом.

Обращения граждан после их поступления в органы прокуратуры до передачи их на рассмотрение подлежат отдельному учету и регистрируются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры. Далее сообщения передаются прокурору-руководителю, который обязан принять одно из следующих решений: принять обращение к своему производству; поручить рассмотрение обращения работнику прокуратуры (с указанием фамилии); передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее поступившего обращения; направить на рассмотрение в суд или иной орган по принадлежности.

Зарегистрированные сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях незамедлительно направляются с учетом подследственности в уполномоченные органы.

Жалобы граждан на действия должностных лиц уполномоченных органов, отказавшихся принять и зарегистрировать сообщение о преступлении, проверяются незамедлительно.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, на решение или действие которого принесена жалоба. При рассмотрении обращений запрещается без согласия гражданина распространять сведения о частной жизни. Анкетные данные и домашний адрес не подлежат разглашению по мотивированной просьбе гражданина.

Организация проведения личного приема граждан (посетителей) осуществляется во всех органах прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прием граждан, представителей государственных и общественных организаций, а также иных лиц осуществляется отделом по приему граждан в день их обращения с участием отраслевых подразделений. Руководителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальниками управлений и отделов (на правах управлений) принимаются граждане согласно графику, утвержденному Генеральным прокурором РФ или его первым заместителем. Прием Генеральным прокурором и его заместителями осуществляется по жалобам и обращениям, которые разрешались в центральном аппарате начальниками управлений, отделов (на правах управлений), либо по жалобам на действия прокуроров субъектов Российской Федерации, руководителей других правоохранительных органов, министерств и ведомств. Личный прием Генерального прокурора РФ может быть организован также по его прямому поручению.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры прием населения проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте. Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается руководителями соответствующей прокуратуры. Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю. Решение по жалобам или обращениям принимается, и ответ на них дается руководителем прокуратуры, к которому обратился заявитель на личном приеме.

Не подлежат разрешению обращения:

не содержащее сведений о лице, направившем его (не указаны фамилия и почтовый адрес);

в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения;

содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры;

если текст письменного обращения не поддается прочтению.

На эти обращения автору в 7-дневный срок сообщается о недостатках в обращениях, препятствующих их рассмотрению.

Без разрешения и ответа могут быть оставлены обращения:

в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи;

если по содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.

Сроки и порядок рассмотрения обращений

По обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих решений:

принятии к рассмотрению;

прекращении проверки;

передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

направлении в другие органы;

приобщении к ранее поступившей жалобе.

Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым.

Обращения, адресованные в органы Следственного комитета, а также обращения, относящиеся к компетенции следственных органов, направляются в соответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятом решении.

Если обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено как к их компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования, такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах.

Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в 7-дневный срок с момента регистрации направляется соответствующему прокурору, другие органы и учреждения.

При направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в случае необходимости у них может быть истребована информация о результатах рассмотрения обращения.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется по принадлежности.

При передаче поручений, взятых на особый контроль, об этом в обязательном порядке уведомляется организационное управление Главного организационно-инспекторского управления.

В органах прокуратуры Российской Федерации ведется раздельный учет обращений и обращений, взятых на особый контроль.

Так, предложения, обращения и жалобы граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в следующие сроки:

не требующие дополнительного изучения и проверки, в их числе и те, по которым нужно дать разъяснения, – до 15 дней;

требующие дополнительного изучения и проверки – до 30 дней.

Запрос или обращения следующих органов или должностных лиц разрешаются в сроки:

парламентский запрос – в срок до 15 дней;

запрос или обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – не позднее 30 дней;

запрос Уполномоченного по правам человека – не позднее 15 дней, если в самом запросе не установлен иной срок;

запрос Общественной палаты Российской Федерации – не позднее чем через 30 дней со дня его регистрации, а в исключительных случаях – не позднее чем через 14 дней;

обращения Президента Российской Федерации, высших должностных лиц Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также обращения, разрешение которых взято на особый контроль, – безотлагательно.

Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется с момента их регистрации в соответствующем органе прокуратуры. Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направления письменного ответа автору о принятом решении.

В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных или иных лиц продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением их авторов о причинах задержки ответа и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.

В ходатайстве о продлении срока проверки по обращению указываются причины продления срока и срок, в который обращение будет разрешено. Ходатайство оформляется не позднее, чем за 3 дня до истечения контрольного срока.

Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, проверяются, как правило, с выездом на место.

Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости – заявители.

При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.

По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:

«удовлетворено» – приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

«удовлетворено повторное обращение» – обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;

«отклонено» – требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

«разъяснено» – по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;

«принято иное решение» – обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;

«направлено» – обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.

Полномочия прокурора при рассмотрении жалоб и заявлений

Исходя из содержания ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», на прокурора возложена прямая обязанность:

рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод необходимо, прежде всего, тогда, когда требуется личное обращение пострадавшего за защитой своих прав в соответствующий компетентный орган либо в суд. При этом разъясняются все альтернативные способы защиты нарушенных прав, конкретное содержание закона, которым регулируется этот вопрос. Кроме того, прокурор должен назвать конкретный орган, который правомочен восстановить нарушенные права и свободы либо разъяснить содержание закона, в соответствии с которым разрешается спор о восстановлении нарушенного права.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина:

имеет место преступление – прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом;

имеет характер административного правонарушения – прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

защищаемых в порядке гражданского судопроизводства (когда заявитель по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение) прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах заявителя или неопределенного круга лиц.

Одновременно сообщаем, что в прокуратуре Первомайского района Республики Крым осуществляется прием граждан с понедельника по пятницу с 9 до 18 часов в соответствии с утвержденным графиком.

10. Участие прокурора в правотворческой деятельности.

В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Важность этой деятельности прокуроров подчеркивается в приказе Генерального прокурора № 47 от 9 августа 1996 г. "Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации". В этом приказе определяется порядок участия прокуроров в разработке заключений на поступающие в прокуратуру проекты законодательных актов, предложений об их дополнениях, внесения предложений и заключений в соответствующие органы.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры могут судить об эффективности того или иного закона, выявлять области государственного, экономического и социально-культурного строительства, не получившие достаточного законодательного регулирования. Эти пробелы законодательства должны быть восполнены. В существенной степени это касается уголовного и уголовно-процессуального, хозяйственного, коммерческого, предпринимательского законодательства. Появляются новые виды общественно опасных деяний, ответственность за которые не определена в действующем уголовном законодательстве, и немало составов преступлений, предусмотренных в действующем УК, требуют совершенствования.

Особое значение участие прокуроров в правотворческой деятельности приобретает в связи с необходимостью приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством.

В деятельности прокуроров данного направления можно различать несколько форм. Во-первых, это участие прокурора в подготовке нормативного акта. Представители Генеральной прокуратуры и прокуратур субъектов РФ нередко принимают участие в работе групп и комиссий законодательных органов по подготовке проектов конкретных нормативных актов. При этом они обсуждают готовые проекты, вносят в них свои предложения.

Второй формой участия прокуроров в правотворческой деятельности является участие прокурора в обсуждении проектов законов на заседаниях представительных органов. Согласно ст. 7 Закона о прокуратуре прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) органов и высказывать свое мнение относительно обсуждаемых проектов законов.

Третья форма участия прокурора в правотворческой деятельности состоит во внесении актов прокурорского реагирования на не соответствующие федеральному законодательству нормативные акты субъектов РФ и участии прокуроров в их рассмотрении в представительных (законодательных) органах субъектов РФ. Выявив закон субъекта РФ, не соответствующий Конституции РФ или федеральному законодательству, прокурор вносит протест или представление в принявший его орган с изложением предложений об его отмене или изменении. В последующем прокурор участвует в рассмотрении своего акта реагирования.

Четвертая форма участия прокурора в правотворческой деятельности заключается в разработке отдельных проектов законов и внесении их через органы, обладающие правом законодательной инициативы, в представительные (законодательные) органы.

Генеральный прокурор и другие прокуроры-руководители прокуратур согласно Конституции РФ не имеют права законодательной инициативы. Поэтому для принятия разработанного ими проекта закона или поправок и дополнений к действующему закону соответствующим законодательным органом они должны обратиться со своими предложениями в один из органов, наделенных правом законодательной инициативы, из числа указанных в ст. 104 Конституции РФ.

Отсутствие права законодательной инициативы существенно затрудняет правотворческую деятельность прокуроров. Однако данное обстоятельство не уменьшает значения этой деятельности прокуроров и необходимости активного использования ими всех доступных форм, средств и методов совершенствования законодательства.

Наши рекомендации