Задачи деятельности адвокатуры. Принципы деятельности адвокатуры.
В любом демократическом обществе адвокаты призваны осуществлять важнейшую роль:
в деле отправления правосудия,
в предотвращении и разрешении споров,
а также в защите прав человека и основных свобод.
Адвокатура как институт гражданского общества призвана содействовать совершенствованию работы судебной системы, путем обеспечения доступа к правосудию.
Обратимся к истории становления адвокатуры в России
Адвокатское сословие в России (как и институт адвокатуры) - явление достаточно молодое, ведущее свое начало с Великой Судебной реформы 1864 г. Правовая же практика государства до этой реформы обходилась, как ни странно, без адвокатуры, что свидетельствовало о достаточно низком уровне государственной и судебной культуры России по сравнению с другими европейскими государствами, где этот институт существовал с незапамятных времен и был достаточно хорошо развит.
Известный российский юрист Л.Е. Владимиров, ссылаясь на средневековых юристов, считал адвокатов воинами права. Данное положение соответствует настоящему времени. Адвокатская деятельность в России относится к правовому институту и может осуществляться только в соответствии с законом. В силу закона об адвокатуре и адвокатской деятельности, сейчас Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Л.Е. Владимиров справедливо отмечал, что "Адвокат стоит на страже частных интересов. Личная жизнь людей есть атом жизни и государственной, и общественной. Только полная ее обеспеченность от физических зол и человеческого произвола во всех его проявлениях дает твердую основу общежитию. Давнишняя традиция нашей интеллигенции предписывала всегда гнушаться произвола административного..."
До принятия закона об адвокатуре и адвокатской деятельности, до 2002 года адвокатура в Российской Федерации не являлось независимой организацией.
Положение об адвокатуре в Российской Федерации, действовавшее до 2002 г., до принятия Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности, закрепляло полномочия Министерства юстиции РФ в образовании коллегии адвокатов и деятельности адвокатов.
В частности Министерство Юстиции давало согласие на образование коллегий адвокатов; осуществляло ведение реестра коллегий адвокатов; осуществляла контроль за соблюдением коллегиями адвокатов законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность адвокатуры;
Также Министерство Юстиции утверждала формы отчетности коллегиями адвокатов и устанавливала сроки их представления в органы юстиции Российской Федерации; Министерство Юстиции была уполномочена вносить в президиумы коллегий адвокатов представления о возбуждении дел о дисциплинарной ответственности адвокатов.
С таким контролем адвокатура не могла содействовать основополагающим принципам судопроизводства: равенства и состязательности сторон.
В судебном процессе адвокат, своей деятельностью обеспечивает реализацию принципа состязательности судебного процесса. Закон об адвокатуре провозгласил адвокатуру институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, вследствие чего, представители этих органов не вправе вмешиваться в деятельность адвокатов за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит закону.
По словам С.В. Степашина: "Большинство проблем во взаимодействии адвокатуры и государства уходят корнями в соотношение частного и публичного интересов, соотношение прав и свобод человека с полномочиями государства"
Невмешательство государства в адвокатскую деятельность, независимость адвокатуры, как института гражданского общества от государственного контроля, является необходимым условием становления и развития правозащитной адвокатуры.
Международный опыт развитых стран подтверждает, что только независимая от государственного надзора адвокатура, способна обеспечить гражданам и юридическим лицам эффективную защиту их прав и свобод.
В новейшей истории России, становление подлинной свободной адвокатуры, началось после 2002 г., с принятием Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Согласно ст. 3 закона, адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов, и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Любой институт общества, осуществляет свою деятельность на основании принципов, которые на законодательном уровне обеспечивают, правильное толкование и правоприменение норм в своей области.
Адвокатура, представляет собой профессиональное объединение адвокатов, как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов (пункты 1 и 2 статьи 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").
Принцип независимости адвокатской деятельности характеризуется тем, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокат при осуществлении адвокатской деятельности не может быть связан никакими приказами, указаниями из вне со стороны лиц, не входящих в адвокатское сообщество. Адвокат, осуществляет свою деятельность без постороннего вмешательства, самостоятельно определяет выбор форм и методы защиты. При оказании юридической помощи в интересах доверителя, адвокат руководствуется только законом и общими рекомендациями адвокатской палаты по вопросам адвокатской деятельности.
Адвокат самостоятельно оценивает возникшие правоотношение с участием доверителя, самостоятельно определяет вид юридической помощи, основываясь только на интересах доверителя и его одобрении на свои действия.
Принцип независимости адвокатуры не является декларативным, его реализация на законодательном уровне обеспечивается установленными законодательством обязанностями на исполнительные органы и суд.
Например, органы государственной власти в целях обеспечения доступности населению юридической помощи, а также в целях содействия адвокатской деятельности,