Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности

Право каждого на получение квалификационной юридической помощи закреплено в ст. 48 Конституции РФ. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре базируется на Федеральном законе РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 26 апреля 2002 г., с последующими изменениями и дополнениями.
Адвокатура– это организованное особым образом, самоуправляемое объединение юристов-профессионалов, созданное для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатурой называют также профессию адвоката.
В соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре адвокатская деятельность– это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе людьми, получившими статус адвоката, в порядке, им установленном, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Она не является предпринимательской деятельностью.
Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, и в этом смысле она негосударственный правоохранительный орган,однако ее деятельность имеет государственное значение, так как направлена на защиту нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.
Принципами, на которых основана организация и деятельность адвокатуры, являются законность, независимость, самоуправление, корпоративность, а также принцип равноправия адвокатов.
Задачи адвоката (адвокатуры)– оказание квалифицированной юридической помощи. Адвокатура содействует осуществлению правосудия в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве, охране прав и законных интересов граждан, соблюдению законности и правопорядка, формированию уважительного отношения к законам.
Осуществляя юридическую помощь, адвокаты:
– дают консультации и справки по правовым вопросам;
– составляют заявления, жалобы, завещания, иски и другие документы правового характера;
– осуществляют защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц на различных стадиях конституционного, арбитражного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства;
– участвуют в качестве представителя юридических и физических лиц в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов;
– представляют интересы юридических и физических лиц в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях как внутри страны, так и в аналогичных органах и организациях иностранных государств;
– участвуют в качестве представителя юридических и физических лиц в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
– выступают в качестве представителя юридических и физических лиц в налоговых правоотношениях. Адвокат принимает участие в разрешении сложных жилищных и иных гражданских дел, помогает подготавливать истцу или ответчику соответствующие документы, защищает их интересы.

46. Система организации адвокатуры.

47. Правовой статус адвокатов и их профессиональные объединения.

В соответствии со ст. 20 Закона об адвокатуре формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Все адвокатские образования являются некоммерческими организациями.
Закон предоставляет каждому адвокату полную свободу выбора формы адвокатского образования и места осуществления адвокатской деятельности. О своем выборе адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты субъекта Федерации, членом которой он является.
Адвокатский кабинет– это присутственное место адвоката, принявшего решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.
Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов и адвокатское бюро.
Коллегия адвокатов– это негосударственная, независимая, самоуправляемая и самоконтролируемая организация профессиональных юристов, добровольно объединившихся в целях оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.
Коллегия адвокатов действует на основании устава и учредительного договора, вправе создавать филиалы на всей территории рФ, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством данного иностранного государства.
Адвокатское бюро– форма взаимоотношений некоммерческого партнерства между адвокатами-партнерами, обязавшимися соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор, в котором указываются: срок его действия, порядок принятия партнерами решений; порядок избрания управляющего партнера и его компетенция; иные существенные условия. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером. Адвокатское бюро может быть преобразовано только в коллегию адвокатов.
Юридическая консультация– коллектив адвокатов, учреждаемый адвокатской палатой для организации работы по оказанию юридической помощи населению и обеспечения его доступа к правосудию. Инициаторами создания консультации выступают органы государственной власти соответствующего субъекта РФ (территориальные органы Минюста России или Судебного департамента) в том случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.
Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации наряду с Законом об адвокатуре регулируются ГК, Федеральным законом «О некоммерческих организациях».
Адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно.Самоуправление является реальным проявлением демократизма построения адвокатского общества. Оно тесно связано с их независимостью от суда, прокуратуры, ФСБ, органов дознания, недопустимостью какого-либо вмешательства в их дела со стороны органов государства, общественных организаций и отдельных лиц. Адвокатура является самоконтролируемой организацией.
Адвокатские образования обеспечиваются собственными средствами, образуемыми из сумм, получаемых за оказание юридической помощи физическим и юридически

48. Функции и полномочия федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Основным нормативным правовым актом, определяющим полномочия, задачи и функции территориального органа ФСКН является приказ ФСКН РФ от 27.06.2008 г. №199 «Об утверждении Типового положения о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации»
Так, задачи территориального органа ФСКН России перечислены в п.7 Типового положения о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом ФСКН России от 27.06.2008 г. №199.
Это:
1) обеспечение в пределах своей компетенции контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
2) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов наркоконтроля;
3) обеспечение взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
4) участие в разработке и реализации региональной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
5) ведение банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту.
Функции территориального органа предусмотрены п.8 указанного Типового положения. Управление в соответствии с возложенными на него задачами:
1) обеспечивает взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления по организации исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, а также о противодействии их незаконному обороту;
2) участвует в разработке и реализации мер, направленных на соблюдение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, с учетом специфики социально-экономической обстановки и криминогенной ситуации на территории субъекта Российской Федерации;
3) осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСКН России;
4) участвует в обобщении практики применения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, по поручению руководства ФСКН России - в подготовке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ФСКН России;
5) осуществляет деятельность, направленную на предупреждение преступлений и правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо компетенции органов наркоконтроля;
6) осуществляет розыск лиц, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля, и скрывшихся от органов предварительного расследования или суда либо местонахождение которых неизвестно;
7) производит дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля;
8) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции органов наркоконтроля;
9) организует в соответствии с межведомственными нормативными правовыми актами и соглашениями взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
10) участвует в разработке и реализации региональных программ в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
11) осуществляет в пределах своей компетенции противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля;
12) предъявляет в суд требования о прекращении деятельности или ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах;
13) осуществляет контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в пределах своей компетенции - в области оборота сильнодействующих веществ;
14) проводит проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ;
15) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачу заключений, необходимых для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 05.04.2010 N 122)
16) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации хранение, перевозку и уничтожение конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
17) осуществляет контроль за соблюдением порядка уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
18) получает, обрабатывает, анализирует и реализует в пределах своей компетенции информацию о положении дел в области незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота таких средств, веществ и их прекурсоров;
19) создает и использует информационные системы и банки данных в установленной сфере деятельности, ведет криминалистические учеты, осуществляет справочно-информационное обеспечение Управления;
20) использует в целях зашифровки личности сотрудников Управления, ведомственной принадлежности подразделений и организаций, помещений и транспортных средств, а также личности граждан, оказывающих содействие органам наркоконтроля на конфиденциальной основе, документы других федеральных органов исполнительной власти и организаций;
21) осуществляет прием граждан, регистрацию и рассмотрение сообщений о преступлениях, а также предложений, заявлений и жалоб по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
22) осуществляет кадровое обеспечение Управления, организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
23) участвует в установленном порядке в работе антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации;
24) обеспечивает собственную безопасность Управления;
25) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Управления, лиц, оказывающих содействие органам наркоконтроля, участников уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля, и их близких, на жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также на имущество которых совершаются преступные посягательства;
26) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации криминалистические и другие экспертизы и исследования;
27) осуществляет меры по соблюдению правил оборота оружия в Управлении в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
28) использует в соответствии с законодательством Российской Федерации наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в экспертной и иной деятельности;
29) осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Управления;
30) принимает меры по улучшению жилищных условий сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Управления и членов их семей, в том числе посредством участия в жилищном строительстве;
31) арендует жилые помещения и общежития для временного проживания сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Управления и членов их семей; осуществляет содержание и эксплуатацию административных зданий и служебного жилищного фонда;
32) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФСКН России выступает в качестве заказчика, обладающего необходимыми средствами и полномочиями для капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов органов наркоконтроля, а также для жилищного строительства;
33) использует имеющуюся материально-техническую базу для организации общественного питания и социально-бытового обслуживания сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Управления;
34) организует медицинское обеспечение сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, лиц, уволенных со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию, и членов их семей, а также работников в период их трудовой деятельности в органах наркоконтроля на условиях и в порядке, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСКН России;
35) осуществляет деятельность в области пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах наркоконтроля, и членов их семей в порядке и по нормам, установленным законодательством Российской Федерации;
36) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации шифровальные работы;
37) осуществляет меры по обеспечению в Управлении защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в том числе меры, связанные с допуском сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Управления к указанным сведениям, а также с приемом граждан на службу;
38) осуществляет правовое обеспечение оперативно-служебной деятельности;
39) организует мобилизационную подготовку и обеспечивает мобилизационную готовность;
40) осуществляет в пределах своей компетенции меры по обеспечению режима чрезвычайного и военного положения;
41) организует выполнение мероприятий по гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
42) организует и осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, воинский учет сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Управления, пребывающих в запасе;
43) взаимодействует со средствами массовой информации в целях выполнения задач, возложенных на Управление;
44) по решению директора ФСКН России осуществляет охрану объектов Управления аппарата Государственного антинаркотического комитета по федеральному округу, его финансовое и материально-техническое обеспечение, медицинское обслуживание, организует санаторно-курортное обеспечение, а также осуществляет обеспечение мобилизационной готовности, режима и информационной безопасности, шифрованной, специальной и других видов связи по месту его расположения в порядке, определяемом нормативными правовыми актами ФСКН России;
45) по решению директора ФСКН России осуществляет охрану, финансовое, материально-техническое обеспечение, медицинское обслуживание, организует санаторно-курортное обеспечение, а также осуществляет обеспечение мобилизационной готовности, режима и информационной безопасности, шифрованной, специальной и других видов связи сотрудников Следственного департамента ФСКН России с местом нахождения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами ФСКН России;
46) по решению директора ФСКН России обеспечивает деятельность Совета начальников территориальных органов ФСКН России, расположенных в пределах федерального округа, в соответствии с нормативными правовыми актами ФСКН России;
47) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСКН России.
Перечень нормативных правовых актов, определяющих его полномочия территориального органа ФСКН России.
1. Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2004г. №976 «Вопросы федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2003г. №613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;

49. Понятие и правовые формы частной детективной деятельности.

Частная детективная и охранная деятельность — это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и законных интересов своих клиентов.

В отличие от правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, носящего служебный характер, нормативно-правовая регламентация частного сыска и охраны не имеет столь жесткого отнесения к правоохранительной функции государства. Нацеленность частной детективной и охранной деятельности на защиту прав и законных интересов своих клиентов предполагает детальное регулирование возникающих, происходящих и прекращающихся в ней правовых отношений между сторонами (субъектом частного сыска или охраны и клиентом).

Действующие в Российской Федерации нормативные правовые акты, совокупность которых составляет правовую основу регламентации частной детективной и охранной деятельности, можно систематизировать по 4 группам*.

* Подробнее см.: Комментарий к Закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» / Отв. ред. А. Ю. Шумилов. М., 1995. С. 16-25.

Первая группа состоит из фундаментальных источников правового регулирования —

· Конституции РФ;

· Уголовного кодекса РФ;

· Кодекса об административных правонарушениях;

· части I Гражданского кодекса РФ.

Вторая группа — это законы Российской Федерации, в том числе:

· Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

· Закон «Об оружии»;

· Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;

· другие законы.

Третья группа — это иные нормативные правовые акты:

· указы Президента РФ,

· акты палат Федерального Собрания,

· акты Правительства РФ,

· акты государственных органов судебной власти

· постановления

Конституционного Суда РФ,

Верховного Суда РФ,

Высшего Арбитражного Суда РФ.

Например, Постановление Правительства «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», которым были утверждены:

«Перечень объектов, подлежащих государственной охране»,

«Перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности»,

«Перечень видов вооруженных охранников»,

«Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств».

Четвертая группа — это акты, напрямую не регулирующие частную детективную и охранную деятельность, но содержащие важные положения, без применения которых практически невозможно обойтись при ее осуществлении. Это акты, регулирующие правовые отношения в сфере финансов, труда, налогообложения, контроля и надзора за исполнением законов и др.

Например, Закон РФ «О государственной тайне»,

Закон «Об информации, информатизации и защите информации»,

Постановление Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»,

другие нормативные правовые акты.

К этой же группе можно отнести и международные договоры и соглашения, заключенные либо признанные Россией, например:

Всеобщая декларация прав человека;

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

Декларация о защите всех лиц от насильственного исчезновения и др.* Основанием отнесения данных документов к источникам правового регулирования частной детективной и охранной деятельности служит ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

* Подробнее см.: Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., 1999.

Законодательством предусмотрены следующие формы создания и деятельности частных детективных и охранных предприятий:

· индивидуальные частные детективные предприятия;

· объединения частных детективных предприятий;

· филиалы объединений частных детективных предприятий;

· частные охранные предприятия;

· ассоциации частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов;

· службы безопасности на предприятиях.

Соединение охранной и сыскной деятельности законом запрещено. Как исключение, подобное совмещение разрешается:

· в случае создания ассоциаций частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов (охранники и частные детективы, как физические лица, не могут быть членами ассоциаций);

· в случае создания охранно-сыскных подразделений службы безопасности на предприятиях (при этом служба безопасности предприятия вправе заниматься обеспечением безопасности только создавшего её юридического лица. Она может также содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе).

Действующие частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность. Учредители объединения для получения лицензии представляют в органы внутренних дел соответствующие документы, определенные законом. На основании этих документов органом внутренних дел выдается лицензия сроком на 3 года, после чего осуществляется государственная регистрация объединения в установленном порядке.

Объединения частных детективов могут открывать свои филиалы в разных регионах страны, при этом каждый филиал должен получить лицензию на свою деятельность в соответствующем органе внутренних дел по месту своего расположения.

Орган внутренних дел, который выдал лицензию, вправе ее аннулировать в случаях:

· нарушения либо неисполнения частным детективом (предприятием, объединением) требований нормативных актов, законов, составляющих правовую основу его деятельности;

· неисполнения налоговых и других финансовых обязательств.

Аннулированию решения предшествует предварительное письменное предупреждение органа внутренних дел, в котором точно указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены надлежащим образом, и определяется срок устранения допущенных нарушений.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих такую деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения с правом юридического лица.

Для сотрудников частных детективных и охранных предприятий и фирм сохраняются гарантии социальной и правовой защиты. Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию, при условии уплаты взносов в соответствующие фонды. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью и работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай:

гибели,

получения увечья,

иного повреждения здоровья,

в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

50. Понятие и правовые формы частной охранной деятельности.

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях сыска законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» разрешается предоставление определенных видов частных услуг:

· сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

· изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

· установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности —

фирменных знаков и наименований,

недобросовестной конкуренции,

разглашение сведений,

которые составляют коммерческую тайну;

· выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и других контрактов;

· поиск без вести пропавших граждан;

· поиск имущества, утраченного —

гражданами,

предприятиями,

учреждениями,

организациями;

· сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса, причем в течение суток с момента заключения такого договора с клиентом на сбор соответствующих сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом —

должностное лицо, производящее дознание,

следователя,

прокурора,

суд,

в чьем производстве находится уголовное дело.

Прежде всего, деятельность частных детективов и охранников следует отличать от частично совпадающей с ней оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации. В современной России оперативно-розыскной деятельностью могут заниматься только оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Частные детективные и охранные структуры не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции государственных правоохранительных органов, хотя в ходе частной детективной деятельности могут решаться отдельные задачи, аналогичные задачам, решаемым в оперативно-розыскной деятельности (например, выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах или поиск без вести пропавших граждан).

Основные отличия частной детективной (сыскной) и охранной деятельности от оперативно-розыскной деятельности состоят в следующем:

· оперативно-розыскная деятельность осуществляется исключительно государственными органами, а сыскная — негосударственными организациями и частными лицами, в силу чего лишена каких-либо властных принудительных полномочий;

· физические или иные принудительные меры могут осуществляться частными детективами или охранниками в пределах необходимой обороны или крайней необходимости;

· целью оперативно-розыскной деятельности является исключительно защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства только от общественно опасных противоправных деяний лиц; в частной детективной и охранной деятельности — не только защита законных прав и интересов своих клиентов, но также получение прибыли посредством совершения действий по защите интересов клиентуры.

Кроме того, весьма существенны отличия частной детективной и охранной работы от уголовно-процессуальной деятельности:

· частная деятельность проводится частными лицами и организациями на основе закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»,

уголовно-процессуальная — исключительно субъектами, указанными в УПК РФ:

органами предварительного расследования,

прокуратурой,

судом;

· частная деятельность проводится в порядке, изложенном, как правило, в актах частных детективных и охранных предприятий,

уголовно-процессуальная — исключительно в порядке, предусмотренном УПК РФ;

· в частной детективной деятельности сыщик может действовать негласно, т. е. представляться не от своего имени,

в уголовно-процессуальной деятельности такое поведение ее участников недопустимо;

· различные правовые последствия частной и уголовно-процессуальной деятельности. Так, одним из последствий уголовно-процессуальной деятельности может стать привлечение виновного к уголовной ответственности и наказанию, что исключается как результат деятельности частных структур.

Еще одним существенным отличием частной сыскной или охранной деятельности от государственных правоохранительных органов является то, что эта деятельность предпринимательская. Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной.

На граждан, которые осуществляют такую деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Они не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

Частным детективом может быть гражданин Российской Федерации, который получил в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, и совмещать ее с государственной службой или с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива или частного детективного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать такого рода услуги.

В ходе частной сыскной деятельности допускаются:

устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия),

наведение справок,

изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев),

внешний осмотр строений, помещений, других объектов,

наблюдение в целях получения необходимой информации.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование:

· видео- и аудиозаписи,

· кино- и фотосъемки,

· технических и других средств,

не причиняющих вреда

жизни,

здоровью граждан,

окружающей среде,

· средств оперативной радио- и телефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды которых, порядок приобретения, учета, хранения и ношения определяются соответствующим законодательством РФ, в частности, постановлением Правительства РФ «Вопросы частной и охранной деятельности». Например, к специальным средствам относятся: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники и т.д.

На частную сыскную деятельность частным детективам производится выдача лицензий соответствующим территориальным органом внутренних дел в пределах его компетенции.

Гражданин, который претендует на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично представить в соответствующий орган внутренних дел следующие документы:

· анкету;

· фотографии;

· медицинскую справку о состоянии здоровья;

· документы, подтверждающие гражданство,

· документы, подтверждающие наличие юридического образования (или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика),

· документы, подтверждающие стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее 3 лет;

· сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи, других технических средствах и о намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных и представленных в документах, которые необходимы для принятия решения о выдаче соответствующей лицензии. С гражданином, претендующим на получение лицензии, проводится собеседование.

Установлены определенные ограничения на выдачу лицензий на частную детективную деятельность:

· гражданам, которые не достигли 21 года;

· гражданам, которые состоят на учете в органах здравоохранения по поводу —

психического заболевания,

алкоголизма,

наркомании;

· гражданам, которые имеют судимость за совершение умышленного преступления;

· гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности или невиновности в установленном законом порядке);

· гражданам, которые уволены по компрометирующим их основаниям:

с государственной службы,

из судебных органов,

прокурорских органов,

других правоохранительных органов;

· бывшим работникам правоохранительных органов, которые осуществляли контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел один год.

Лицензия на работу в качестве частного детектива органами внутренних дел выдается сроком на 3 года и является основанием для государственной регистрации индивидуального частного детективного предприятия в местных органах власти или для заключения трудового договора (контракта) с объединением частных детективов. Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Законом установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Так, частным детективам запрещается:

· скрывать от правоохранительных органов ставшие известными им факты готовящихся или совершенных преступлений;

· выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

· собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

· осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных и других помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

· прибегать к действиям, которые посягают на права и свободы граждан;

· совершать действия, которые ставят под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество граждан;

· фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

· разглашать собранную информацию и использовать ее вопреки интересам своего клиента или в интересах других (третьих) лиц;

· передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Проведение сыскных действий:

· нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений,

· связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища,

влечет за собой установленную законом ответственность.

Частное детективное предприятие (объединение) при оказании услуг обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор, в котором отражены —

· сведения о договаривающихся сторонах;

· содержание поручения и срок его выполнения;

· ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги;

· мера ответственности сторон и т. д.

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение и он заключен в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В договоре обычно предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) представить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы.

Услуги частной охранной деятельности включают в себя:

· защиту жизни и здоровья граждан;

· охрану имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

· проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

· консультирование и подготовку рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

· обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставлено право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается при наличии на то оснований применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие (только в случаях и порядке, предусмотренных законом и в пределах предоставленных лицензией прав). Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств, обязаны:

· предупредить о своем намерении использовать такие средства, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в их применении создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой другие тяжкие последствия;

· стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших или совершающих, а также в зависимости от силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

· обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

· немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, которым выдана лицензия, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии или другую ответственность, установленную законом.

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, которые занимаются оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, которые установлены для органов внутренних дел. Детективы и охранники имеют право применять такие средства в следующих случаях:

· для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

· для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в случаях:

· отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

· отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

· предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие и специальные средства в отношении —

· женщин;

· лиц с явными признаками инвалидности;

· несовершеннолетних (когда их возраст очевиден или известен охраннику),

кроме случаев —

оказания ими вооруженного сопротивления,

совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Особая осторожность в применении оружия предусматривается при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица. О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать местный орган внутренних дел.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляют органы внутренних дел.

Надзор за неукоснительным соблюдением законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

51. Совет безопасности РФ.

Является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция РФ, федеральные законы, международные договоры Российской Федерации по вопросам безопасности, указы и распоряжения Президента РФ.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

· определение жизненно важных интересов общества, государства;

· выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

· разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

· подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества, государства;

· подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим, иным последствиям, и по организации их ликвидации;

· подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

· разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

· совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества, государства.

В состав Совета Безопасности входят:

· председатель;

· секретарь;

· постоянные члены;

· члены Совета Безопасности.

Председателем Совета Безопасности в соответствии с Конституцией РФ является Президент РФ, который руководит всей работой Совета Безопасности (п. «ж» ст. 83).

Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности и назначается на должность Президентом РФ. Секретарь Совета Безопасности обеспечивает деятельность Совета Безопасности, руководит его аппаратом.

Членами Совета Безопасности могут являться руководители федеральных министерств и ведомств, а также иные должностные лица, назначаемые Президентом РФ по представлению секретаря Совета Безопасности.

Основными рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии, которые могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе и возглавляются членами Совета Безопасности, либо лицами, уполномоченными Президентом РФ.

Постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности—

· осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства;

· способствуют координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по выполнению федеральных целевых программ и решений Совета Безопасности.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами Совета Безопасности. Они вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения — протоколами.

Наши рекомендации