Выделяют 4 вида мер административного принуждения.
Выделяют 4 вида мер административного принуждения.
1. административно-предупредительные меры
2. меры административного пресечения
3. административная ответственность
4. процессуальные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
5. Меры административного восстановления.
Меры административного предупреждения – это средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях предупреждения правонарушений либо в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и лично безопасности.
Имеют профилактический характер, их применение преследует 2 непосредственные цели:
1. предупреждение правонарушения со стороны конкретного субъекта (частная превенция). Пример: проверка документов, удостоверяющих личность, личный досмотр, контрольные и надзорные проверки.
2. предотвращение возможности наступления каких-либо вредных для общества последствий
Пример: Установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на въезд и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства, введение карантина при эпидемии, ограничение движения транспорта при авариях.
Применение административно-предупредительных мер не требует факта правонарушений.
Для их применения необходимо наступление условий, предусмотренных соответствующей нормой права (проверка документов у граждан, ограничения перемещения товаров и транспортных средств во время чрезвычайного положения или военного положения).
Примеры мер административно-предупредительных:
1. проверка документов, удостоверяющих личность
2. административный надзор за лицами, освобожденными из мест исполнения наказания
3. карантин при эпидемии и ограничение движения транспорта при авариях..
Меры административного пресечения –
немедленное принятие мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания..
Данные меры выполняют особые правоохранительные функции. Их применение вызывается реально противоправной ситуацией, когда исполнение предупредительных мер уже не эффективно.
Меры административного пресечения не упреждают, а непосредственно прекращают правонарушения или объективно противоправные деяния.
Меры административного пресечения непосредственно прекращают деяния. Они не содержат в себе элемент наказания. Суть: принудительное прекращение противоправных действий граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.
В отличие от административных взысканий меры административного пресечения не требуют наличия вины нарушителя.
Цели административного пресечения.
1. непосредственно прекращают нарушения правовых норм
2. обеспечивают последствия применения иных мер государственного принуждения.
3. устраняют вредные последствия правонарушения
4. восстанавливают прежнее правомерное состояние.
Следующие меры административного пресечения:
- меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя
- меры имущественного характера
- меры технического характера
- меры финансового характера
- меры медико-санитарного характера
- меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы.
- меры специального или исключительного назначения.
Прим. Применение оружия, использование служебных собак. Отзыв лицензий, приостановление квалификационных аттестатов, свидетельство о внесении в различные реестры лиц, осуществляющих таможенную деятельность…и т.д.
Административное задержание
Применение сотрудником таможенных органов физической силы, специальных средств, табельного оружия.
Административный договор.
Административный договор – это основанное на нормах административного прав соглашение, одним из обязательных участников которого является субъект государственного управления, заключаемое с целью урегулирования отношений управленческого характера.
Административный договор - это форма государственного управления.
Классификация договоров по предмету договора:
- договоры компетенции (договоры о разграничении компетенций между федералами и субъектами)
- договоры о сотрудничестве (договоры об обмене информацией, проведении совместных мероприятий…)
-договор о поступлении граждан на государственную службу.
Прокурорский надзор
Административный надзор.
Административный надзор – особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.
Организационно административный надзор представляет процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий: предварительный - анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования; текущий - включающий систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности; заключительный - состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений.
Административный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:
- отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;
- возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
- невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;
- наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;
- возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;
- строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.
К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся федеральные службы, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и др. надзора), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).
Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например у ФТС или ФНС. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями.
Прокурорский надзор:
Единственным ведомством в системе государственной власти, осуществляющим надзор за исполнением всех действующих в Российской Федерации законов от имени государства, является прокуратура. Прокурорский надзор - это специфический вид государственной деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.
Прокурорский надзор - особая разновидность надзорной деятельности, характеризующаяся тем, что органы прокуратуры, не входя ни в одну из существующих ветвей власти Российской Федерации, осуществляют межотраслевой надведомственный всеобщий надзор за законностью, в том числе в деятельности органов государственной власти. При этом прокуратура не обладает непосредственными полномочиями по применению мер юридической ответственности, в ее арсенале лишь пресекательные и предупредительные меры принуждения.
Надзорная деятельность органов прокуратуры урегулирована ФЗ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии с указанным документом надзор прокуратуры осуществляется в четырех направлениях:
-надзор за исполнением законов,
- надзор за соблюдением прав и свобод человека,
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет следующие полномочия:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзорза исполнением законов судебными приставами;
надзорза исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Ведомственный государственный контроль, осуществляемый таможенными органами регулируется нормами Приказа ФТС РФ от 07.01.2016 № 1310 «Об утверждении порядка проведения ведомственного контроля решений, действий, бездействий в области таможенного дела». (утратило силу ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РАСПОРЯЖЕНИЕ от 12 июля 2011 г. N 118-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА).
3.2.Законность и дисциплина в ФТС РФ. Понятие, основания и виды дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Обжалование решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
- ФЗ № 114- ФЗ от 21.07.1997 «О службе в таможенных органах РФ»
- ФЗ № 58-ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы РФ»
- ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной службе РФ»
- Указ Президента № 32 от 11.01.1995 « О государственных должностях РФ».
Выделяют 4 вида мер административного принуждения.
1. административно-предупредительные меры
2. меры административного пресечения
3. административная ответственность
4. процессуальные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
5. Меры административного восстановления.
Меры административного предупреждения – это средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях предупреждения правонарушений либо в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и лично безопасности.
Имеют профилактический характер, их применение преследует 2 непосредственные цели:
1. предупреждение правонарушения со стороны конкретного субъекта (частная превенция). Пример: проверка документов, удостоверяющих личность, личный досмотр, контрольные и надзорные проверки.
2. предотвращение возможности наступления каких-либо вредных для общества последствий
Пример: Установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на въезд и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства, введение карантина при эпидемии, ограничение движения транспорта при авариях.
Применение административно-предупредительных мер не требует факта правонарушений.
Для их применения необходимо наступление условий, предусмотренных соответствующей нормой права (проверка документов у граждан, ограничения перемещения товаров и транспортных средств во время чрезвычайного положения или военного положения).
Примеры мер административно-предупредительных:
1. проверка документов, удостоверяющих личность
2. административный надзор за лицами, освобожденными из мест исполнения наказания
3. карантин при эпидемии и ограничение движения транспорта при авариях..
Меры административного пресечения –
немедленное принятие мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания..
Данные меры выполняют особые правоохранительные функции. Их применение вызывается реально противоправной ситуацией, когда исполнение предупредительных мер уже не эффективно.
Меры административного пресечения не упреждают, а непосредственно прекращают правонарушения или объективно противоправные деяния.
Меры административного пресечения непосредственно прекращают деяния. Они не содержат в себе элемент наказания. Суть: принудительное прекращение противоправных действий граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.
В отличие от административных взысканий меры административного пресечения не требуют наличия вины нарушителя.
Цели административного пресечения.
1. непосредственно прекращают нарушения правовых норм
2. обеспечивают последствия применения иных мер государственного принуждения.
3. устраняют вредные последствия правонарушения
4. восстанавливают прежнее правомерное состояние.
Следующие меры административного пресечения:
- меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя
- меры имущественного характера
- меры технического характера
- меры финансового характера
- меры медико-санитарного характера
- меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы.
- меры специального или исключительного назначения.
Прим. Применение оружия, использование служебных собак. Отзыв лицензий, приостановление квалификационных аттестатов, свидетельство о внесении в различные реестры лиц, осуществляющих таможенную деятельность…и т.д.
Административное задержание
Применение сотрудником таможенных органов физической силы, специальных средств, табельного оружия.