Отличие административного принуждения от других видов государственного принуждения (4).

С. 157-158

1. По целям применения – административное принуждение носит профилактический характер: предупреждение совершения новых административных правонарушений; предупреждение и ликвидация нежелательных последствий техногенного или природного явления, могущих привести к возникновению нарушений в области охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Уголовное принуждение применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

2. По основаниям применения – административное принуждение применяется в случаях: совершения административного правонарушения и возникновения чрезвычайных обстоятельств и ситуаций техногенного или природного явления.

Уголовное принуждение применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

3. По лицам – административное принуждение применяется как к физическим, так и к юридическим лицам. Уголовное принуждение – только к физическим лицам.

Дисциплинарное принуждение применяется к физическим лицам, находящимся в служебном подчинении по отношению друг к другу.

4. По органам, применяющим принуждение – административное принуждение применяется судом (судьями), должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, наделенных соответствующими полномочиями; уголовное принуждение – по приговору суда; дисциплинарное принуждение – вышестоящим должностным лицом.

Цели и основания применения мер административного принуждения. Виды мер административного принуждения и их правовая характеристика

Виды мер административного принуждения (3).

с. 159

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) административные взыскания[11].

Административно-предупредительные меры, основанием применения которых является наступление особых условий. Такими условиями могут быть (6):

С. 160

– пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, землетрясения;

– техногенные аварии;

– нарушение санитарных, противопожарных и иных правил;

– несанкционированные забастовки, митинги, уличные шествия, пикетирования, проведение массовых мероприятий;

– постановка на учет лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений;

– розыск преступников и другие.

С.157

Косновным признакам,характеризующим административное принуждение, можно отнести (6):

– государственное принуждение, целью которого является упорядочение общественных отношений в сфере государственного управления;

– прямое или косвенное воздействие внеслужебного характера на человека и гражданина в целях временного ограничения его личных и имущественных прав, а также прав юридических лиц;

– применение лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами в рамках своей компетенции;

– осуществление во внесудебном порядке (здесь деятельность судей не является правосудием, а составляет часть административного процесса);

– установление данных мер только ФЗ РФ и законами субъектов РФ;

– специфическую юридическую природу основания их применения. Это заключается в том, что воздействие на объект управления осуществляется в связи:

Конец

С. 157

Это заключается в том, что воздействие на объект управления осуществляется в связи (4):

1. С совершением административного правонарушения.

2. С наступлением особых условий природного и техногенного характера.

3. С обеспечением личной безопасности человека и нормального функционирования предприятий и учреждений (специальные режимы).

4. С личностным поведением человека, не являющимся противоправным - психическое расстройство здоровья, болезненное пристрастие к алкоголю, наркотическим средствам и психотропным веществам, заболевание венерической болезнью.

4. Отличие административного принуждения от других видов государственного принуждения (4):

С.157

1. По целям применения – административное принуждение носит профилактический характер: предупреждение совершения новых административных правонарушений; предупреждение и ликвидация нежелательных последствий техногенного или природного явления, могущих привести к возникновению нарушений в области охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Уголовное принуждение применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

2. По основаниям применения – административное принуждение применяется в случаях: совершения административного правонарушения и возникновения чрезвычайных обстоятельств и ситуаций техногенного или природного явления.

Уголовное принуждение применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

3. По лицам – административное принуждение применяется как к физическим, так и к юридическим лицам. Уголовное принуждение – только к физическим лицам.

Дисциплинарное принуждение применяется к физическим лицам, находящимся в служебном подчинении по отношению друг к другу.

4. По органам, применяющим принуждение – административное принуждение применяется судом (судьями), должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, наделенных соответствующими полномочиями; уголовное принуждение – по приговору суда; дисциплинарное принуждение - вышестоящим должностным лицом.

К числу законодательных актов, предусматривающих применение административно-предупредительных мер, относятся (7):

С.160

– ФКЗ РФ от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении»;

– Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"

– ФЗ РФ от 06.02.1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ»;

– ФЗ РФ от 03.03.1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности»;

– ФЗ РФ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму»;

– ФЗ РФ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

– ФЗ РФ от 11.03.1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»[12] и другие.

6. Меры административного пресечения (МАП) (8):

С.163-164

Наиболее распространенными мерами пресечения в деятельности органов государственного управления являются:

  1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений.
  2. Применение физической силы к лицам, совершившим преступление или административное правонарушение, в тех случаях, когда ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей.
  3. Использование огнестрельного оружия.
  4. Снос самовольно возведенных строений.
  5. Выселение в административном порядке.
  6. Закрытие объектов разрешительной системы в связи с выявленными нарушениями их эксплуатации.
  7. Приостановление работы предприятий и учреждений в связи с нарушением техники пожарной безопасности.
  8. Запрещение эксплуатации технически неисправного транспорта при обнаружении неисправности в ходе эксплуатации транспортного средства и невозможности ее устранения на месте.

4. Меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении (10):

С.164

Основанием применения мер обеспечения является только факт совершенного административного правонарушения.

К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях закон относит (10):

1. Административное задержание - ст. 27.3 Ко АП РФ.

2. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице - ст. 27.7 Ко АП РФ.

3. Изъятие вещей и документов - ст. 27.10 Ко АП РФ.

4. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения - ст.27.12

5. Привод – 27.15 Ко АП РФ.

6. Доставление – 27.2 Ко АП РФ.

7. Досмотр транспортных средств – 27.9 Ко АП РФ.

8. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации – 27.13 Ко АП РФ.

9. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей – 27.14 Ко АП РФ.

10. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов – 27.8 Ко АП РФ.

Наши рекомендации